Тюменские коммунисты 7 ноября празднуют 105-летие Октябрьской революции. В советское время это был один из главных праздников страны, а сейчас это обычный рабочий день. А что делали в Тюмени век назад, когда в Петрограде прогремела революция, изменившая историю страны? Об этом могут рассказать тюменские газеты, которые освещали события в городе и столице в октябре 1917 года. Предлагаем вместе заглянуть на их страницы.
Вести из Петрограда
Немного об обстановке перед Октябрьской революцией. Прошло восемь месяцев с последней, Февральской, свергнувшей монархию Романовых. Вся власть перешла в руки Временного правительства. Но удержать ее новые руководители долго не смогли. И 25 октября 1917 года в Петрограде — ныне Санкт-Петербурге — началось вооруженное восстание, организованное большевиками.
25 октября 1917 года — дата по юлианскому календарю, по которому жила Российская империя. В 1918 году советская власть перевела страну на григорианский календарь. По этой причине дата Революции сместилась на 7 ноября. По этой же причине Рождество в России празднуется не 25 декабря, а 7 января.
В тот день Тюмень проснулась, еще не зная, что произошло в Петрограде. 25 октября 1917 года «Сибирская торговая газета» всё еще рассказывает о постановлениях Временного правительства и событиях на фронте Первой мировой войны. Так произошло, потому что в этот день впервые за две недели тюменцы увидели свежую прессу, так как до этого бастовали работники печатного дела. Пока они бунтовали, никто ничего не издавал.
В это время в Тобольске в губернаторском доме продолжает жить семья Романовых. Их привезли в город в августе 1917 года.
— Бывший царь развлекается игрой в городки. Любопытные тоболяки и прибывшие в известные часы могут наблюдать жизнь Романовых из сквера или из окон мещанского дома, — пишет 26 октября 1917 года всё та же «Сибирская торговая газета».
В газете опровергают слухи о том, что в Тобольске проходят манифестации и молебны о возвращении Николая на престол. «Население Тобольска и окрестностей совершенно спокойно».
О том, что произошло в Петрограде, становится известно только в газетах от 28 октября. Первая страница «Сибирской торговой газеты» передает слова нового министра внутренних дел Алексея Никитина о недопустимости манифестаций, пока не изберут новое правительство. Никаких помпезных заявлений и речей после Октября нет. Для тюменцев революция в Петрограде — это где-то далеко.
О происходящем в столице узнали 26 октября через телеграф железной дороги. Об арестах членов Временного правительства пишут только 29 октября. Тюменская городская дума в этот день выпускает резолюцию, в которой осуждает действия революционеров. Депутаты готовы защищать Тюмень от всяких контрреволюционных и анархических выступлений.
— Вся власть должна принадлежать Учредительному собранию. Захват власти за две недели до выборов — есть узурпация прав народа, и признаем, что выступление Петроградского совета наносит тяжелый удар по армии в то время, когда наступление врага грозит гибелью Родины и завоеванной свободы, — передает слова думы «Сибирская торговая газета».
Далекая революция
Тюмень словно наблюдает за происходящим в столице со стороны. Рядом с обращением председателя Временного правительства Александра Керенского, требующего ликвидации большевиков, соседствует обращение военно-революционного комитета, который рассказывает об угрозе контрреволюции корниловцев. Вот она свобода СМИ — соседство разных взглядов на одной странице.
Антиреволюционные настроения в Тюмени сохранятся и в декабре. «Сибирская торговая газета» публикует воззвания французских м американских социалистов к русским солдатам. Настрой у них явно против Ленина.
— Большинство русского народа явно высказались против Ленина и его партии... — говорится в газете.
Революция, устроенная большевиками, в Тюмени воспринимается как очередная смена одного правительства на другое. Опасения вызывает то, что свобода, полученная после отречения императора от престола, может исчезнуть. Никто и не догадывается, что в ближайшие годы вектор развития страны пойдет в сторону коммунизма. Но это всё впереди. Пока вызывают опасения лишь рабочие завода Машарова, которых обвиняют в погромах.
Тем не менее революция до Тюмени добралась. В декабре 1917 года в городе заработала большевистская партия под началом Николая Немцова и Георгия Пермякова. В 1918 году они возьмут власть в городе и перенесут столицу губернии из Тобольска в Тюмень. Затем наш город станет участником Гражданской войны. Новая власть монополизирует всю собственность и закроет независимые СМИ, включая «Сибирскую торговую газету».
Самих же революционеров Немцова и Пермякова ждет разная судьба. В 1937 году Немцов выступит против репрессий. В итоге его самого расстреляют. Пермяков доживет до глубокой старости и умрет в 1965 году. Фамилии обоих носят улицы в Тюмени.
О том, чем жили в Тюмени в начале XX века, читайте в наших хрониках про 1900-е годы. Мы там тоже листаем старые газеты. Читайте также историю репрессированного тюменца, которого расстреляли в 1937 году из-за дневника, где он жаловался на советскую власть.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.