Десятки тюменцев после объявления частичной мобилизации уехали за границу. В первые дни на КПП было не протолкнуться — люди ждали в машинах по несколько часов, пока не пересекут границу. Некоторые уже вернулись, а другие думают, куда двигаться дальше. Николай из Тюмени относится ко вторым. В конце сентября он спешно собрал рюкзак, наличные деньги и уже на следующий день был у границы с Казахстаном. О его переезде в другую страну в курсе лишь близкие люди и друзья. Хотя тюменец продолжает работать. О возвращении домой речи пока даже не идет. За пару недель он успел пожить в Петропавловске и Астане. Об отношении там к русским, ценах на жилье для мигрантов, будущем переезде в Грузию — в честном рассказе. Далее от первого лица.
Граница
Я решил уехать еще в феврале. В России оставался только для того, чтобы накопить денег на переезд. Хотел в Израиль, а потом случилась мобилизация. У меня на руках было 60 тысяч — часть скопил сам, часть дали близкие. Это уже был конец сентября, и я боялся, что вот-вот закроют границы. От порыва к действию в тот день буквально прошло 20 минут. Я быстро собрался и поехал.
До границы в Петухово за 5000 рублей доехал на машине. Попутчиков нашел в одном чате в Telegram — муж с женой меня подвезли.
Три дня до моего отъезда на погранпунктах был полный аншлаг, а когда я пришел в девять утра — не было никого. Даже подумал: точно ли это граница. Я даже паспорт не успел раскрыть на контроле, меня сразу пропустили, не спрашивали вообще ничего: ни про военник, ни про цель визита. На выходе — досмотрели вещи, меня, и всё. Кому рассказывал — не верили, они по 15–20 часов стояли.
Уже пройдя нейтральную зону, на паспортном контроле казахи спросили, откуда и куда я еду.
Когда вышел уже в Казахстане меня тут же окружили «бомбилы», предлагали довезти, спросили, есть ли еще люди, а когда узнали, что я один, — были в шоке. На границе я зашел в кафе: передохнуть, купить местную симку. Там меня встретила женщина-продавщица. Говорит: «Ой, ты из России, да? Давай чаем напою». Мы посидели, поговорили о всей ситуации, и потом приехали какие-то ребята, которых она знает. Женщина попросила их подвезти меня. Так я доехал до Петропавловска бесплатно.
Петропавловск
Уже на месте мне очень сильно помогли телеграм-чаты, где люди совместно искали или предлагали жилье. Я нашел одного парня и снял комнату за 7500 тенге в сутки (чуть больше 1000 рублей с человека по тому курсу). Хотя вокруг цены вообще были безумными. Оказалось, что это просто убитая однушка. Соседи попались вполне адекватные: один программист, другой — безработный по сути. Подумал, что там можно хотя бы пару дней пережить.
В этот же день я пошел в центр обслуживания населения, где помогают мигрантам. Там увидел просто огромную очередь из россиян. Но к специалисту попал очень быстро, сразу оформил ИИН, по которому можно получать банковские карты, устраиваться с помощью него на работу. Через несколько дней я купил билет и уехал в Астану.
Астана
Из Петропавловска 4 октября я приехал в Астану. Там также нашел жилье через чат. Сейчас живу с ребятами, которые оказались преподавателями английского. Мы поселились в коттедже в частном секторе. Вообще, это трехэтажный дом, в каждой комнате живет по два человека. В целом условия нормальные, хоть и дом неотапливаемый. Но с обогревателями выжить можно. Платим 75 тысяч тенге с каждого (10 тысяч рублей). По меркам Астаны — это очень дешево. За 150–200 тысяч (это 20–27 тысяч рублей) ты себе даже самую убитую квартиру здесь не найдешь. Просто койко-место в хостеле стоит в районе 100 тысяч (почти 13 тысяч рублей).
Отношение к русским
В Казахстане люди максимально добрые на самом деле. Нас встречают постоянно: «О, русские, привет». Сам понял насколько национализм — отвратительная вещь. Даже сами казахи говорят: «В Россию приезжают из Казахстана, вы можете называть людей «мамбет». Это неприятно». Несмотря на это, к нам по-доброму здесь относятся.
Мамбет
Так в конце 20-го века в Казахстане слово мамбет стали использовать для обозначения сельских казахов, хлынувших в города. На молодежном сленге этим словом называют некультурного, малограмотного человека, который своими действиями напоминает только что приехавшего из колхоза или аула в город.
Был вот и неприятный случай. В торговом центре к нам подошел очень недовольный мужчина, видно, что агрессивно настроен. Начал: «Вы русские? Вы откуда? Че вы здесь делаете, почему приехали? Вы дезертиры! Это ваша страна, вы там должны быть!» Человек просто хотел прицепиться к чему-то. Единственная подобная ситуация.
Что дальше?
Рассчитываю, что в ближайшее время будут предприняты какие-то гуманитарные шаги со стороны других стран и будет возможность подать на беженство. Вроде бы есть какие-то подвижки у Германии и США. Сейчас я потратил уже в районе 50 тысяч рублей, но это с учетом того, что купил подержанный ноутбук за 11 тысяч рублей — это очень дешево, прямо настоящая находка! Также купил билеты в Грузию и оплатил там жилье на месяц.
Близкие до самого последнего момента были против: «Куда ты поедешь, кому ты там нужен?» Всячески убеждали остаться. Я им объяснил, что сейчас не то время, когда переждать — лучший вариант. Они поняли, что решение окончательное, и просто приняли мой выбор. Никто из близких предателем меня не считает, они очень понимающие люди, и я за это им благодарен.
Начальство не в курсе, что я уехал. Сейчас работаю удаленно, если руководство узнает — уволят.
Я обязательно вернусь в Россию. Это моя страна, но меня вынудили ее покинуть. И за это я ненавижу это государство. Та доброта и поддержка, которую я ощущаю от таких же, как я, или рандомных людей на улице, заставляет надеяться, что всё наладится и будет хорошо. Часто думаю о том, когда смогу вернуться: будет это неделя, месяц или год. Пока я не вижу такой возможности.
Чаще же думаю о том, будут ли у меня деньги в следующем месяце, смогу ли снимать жилье. А так я готов к любым раскладам: у меня даже спальник есть.
Среди моих знакомых мобилизовали семерых, и это только те, о ком я знаю. Понимаю, что сейчас происходят серьезные изменения: как в головах людей, так и в миропорядке. Мне пришлось уехать не потому, что умереть боюсь, а боюсь убивать других людей — просто совесть не позволяет. И я ненавижу государство, которое вынудило меня покинуть свою страну.
Некоторые уехавшие в Казахстан россияне потихоньку начали возвращаться в Россию. Об этом рассказывают тюменцы, покинувшие страну после начала частичной мобилизации. Основная проблема уехавших — найти доступное жилье и работу. Особенно если нет удаленки. В чем еще причины их возвращения, — рассказывали в предыдущем материале. Также читайте монолог тюменки, которая во время мобилизации была в Грузии. Она откровенно рассказала о том, что происходит в стране, в которой в последнее время замечен наплыв туристов и эмигрантов, в том числе и русских.
А вы бы уехали из России в нынешней ситуации?
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.