Город стремительно меняется: появляются новые жилые кварталы, расширяются улицы. Еще — исчезают навсегда некоторые памятники архитектуры и просто невероятно красивые дома с богатой историей. Именно о домах, которых больше нет, мы рассказываем в нашем небольшом спецпроекте «Исчезнувшая Тюмень». В этот раз поделимся с вами историями о доме мэра XIX века, усадьбе местных благотворителей и уничтоженном огнем бывшем купеческом училище.
Дом врача и мэра XIX века
Знаменитый врач, бывший глава города, а позже и почетный гражданин Тюмени, Павел Никольский не был коренным тюменцем. В наш город он приехал в 1894 году, сразу после окончания медицинского факультета Казанского университета. Уездный купеческий город сразу понравился медику. Решился со временем и квартирный вопрос: поселился новоиспеченный тюменец в доме на Советской, 4. Точнее, на Серебряковской, 4 — именно так улица называлась до 1922 года.
Сразу после переезда в Тюмень Никольский устроился консультантом в местную больницу. Позже, в 1911 году, победил на выборах и стал городским главой — сейчас бы его назвали мэром. Сменив на этом посту Текутьева, Никольский принялся как мог улучшать жизнь горожан. Защитил заречную часть города от возможных наводнений, завершил строительство городского водопровода. В год неурожая инициировал открытие бесплатных столовых для малоимущих.
В 1915 году Павла Никольского переизбрали на второй срок, но год спустя чиновник ушел в отставку: работа в напряженном графике негативно отразилась на его здоровье. При этом до конца своих дней заботился о здоровье жителей нашего города: входил в состав горздравотдела, возглавлял первую городскую тюменскую больницу.
В 1922 году Никольского не стало. Дом пережил своего хозяина больше, чем на полвека.
Старожилы помнят, что дом на Советской, 4 называли «серебряным». Объяснялось это просто: осиновые доски, которыми был обшит дом, со временем приобрели серебристый оттенок.
Дом сгорел в ночь с 14 на 15 апреля 1995 года. Территория пустовала недолго: ее расчистили и определили под строительство типичной элитки 90-х. Там, где когда-то был дом Попова, появилась краснокирпичная четырехэтажка. Окна ее выходят на набережную Туры, а от праздно гуляющих прохожих территория отгорожена глухим изумрудным забором.
Дом юрисконсульта Попова, в котором после революции провозгласили советскую власть
Дом с нарядными наличниками на перекрестке нынешних улиц Семакова и Хохрякова построили всего за пару лет: к 1909 году жилое пространство было полностью готово. Владел особняком Иван Попов, занимавший высокую должность в Богословском горнозаводском обществе — эта крупная промышленная организация, которая добывала на Урале полезные ископаемые. В Тюмени у этого предприятия было свое пароходство.
Еще Попов руководил «Русско-Китайским акционерным обществом пароходства и торговли», был местным юрисконсультом и баллотировался в думу. Больше о нем не сохранилось никакой информации, в отличие от его дома. Известно, что с 1914 по 1919 год особняк арендовала под размещение коммерческого училища семья купцов и меценатов Колокольниковых. После этого владелец дом этот продал: новой хозяйкой стала купчиха Вьюнова.
В особняке с парадным крыльцом Вьюнова открыла гостиницу, организовав спуск к Туре. От постояльцев не было отбоя: место красивое, с видом на реку. В послевоенные годы в бывшем доме Попова разместилась школа № 9.
Позже в здании разместилось ОСВОД (Общество по спасению на водах). А весной 1995 года случился пожар. Как сообщали тогда сотрудники спецслужб, вспыхнула хранившаяся в подвале ацетоновая краска. Огонь мгновенно распространился по всему периметру деревянного здания, полностью его уничтожив.
Тогда же, в 1990-х, остатки здания разобрали, освободив пространство под застройку. На этом самом месте появился элитный по тогдашним меркам 4-этажный многоквартирный дом. Он и сейчас может похвастаться весьма выгодным местоположением: часть окон выходит на обустроенную набережную Туры.
Дом купца Шешукова
Судьба владельца каменного дома в современном центре Тюмени сложилась совершенно неожиданным образом. Родился Кондратий Шешуков в семье ямщика, начальное образование получил на дому. Научился читать, считать. Писать умел не очень хорошо, что, впрочем, ему не мешало. В юности зарабатывал извозом, доставляя грузы. Полученные деньги вкладывал в торговлю и золотопромышленность.
В середине 1840-х годов уже купца Шешукова избрали на должность главы Тюмени, а еще через несколько лет ему присвоили звание почетного гражданина. Он продолжал усердно работать, постоянно увеличивая свои доходы. Приобрел литейный завод в Томске, помышлял ростовщичеством. Делал всё, чтобы обеспечить комфортную жизнь себе, жене и их шестерым детям.
В Тюмени Шешуковы жили в каменном доме на Ленина, 16. Точнее на Спасской, 16 — так до 20-х годов прошлого века называлась эта улица.
Помимо прочего, Кондратий Шешуков занимался благотворительностью. Финансировал строительство старообрядческой часовни в одной из тюменских деревень, жертвовал крупные суммы пострадавшим от пожаров церквям. На свои деньги строил училища, софинансировал постройку городского водопровода.
Купец обожал искусство: именно он устроил первые в Тюмени театральные представления. Несмотря на то, что это была чистой воды самодеятельность, удавалось собирать полные залы. Участвовал Кондратий и в открытии Тюменского городского общественного банка. По иронии судьбы в 1879 году купца признали банкротом, всё его имущество арестовали.
Кому он задолжал огромную сумму денег и куда уехал после тех событий — доподлинно неизвестно. Возможно, семья перебралась в Томск, где у них был еще один дом. Об этом ничего не известно, как и о дате смерти купца с загадочной судьбой.
Красивый дом тюменских благотворителей Шешуковых снесли в 1995 году. Не просто так, конечно, а чтобы освободить место под постройку корпуса ТюмГУ.
Так корпус госуниверситета выглядит сейчас. После небольшого затишья летом тут снова полно студентов. Спешат на пары, готовятся к зачетам и мечтают о чем-то своем.
Так сложилось, что были в Тюмени и другие дома, которые много значили для города и его жителей. В первом выпуске «Исчезнувшей Тюмени» рассказали вам, каким был дом дяди писателя Михаила Пришвина, где некоторое время жила сестра Сергея Есенина и что теперь находится в исторической части на участке, где был когда-то дом советского дипломата и революционера Леонида Красина.
В следующем выпуске узнаете о том, что стало в советские годы с домом тюменской купчихи, как в 90-е расправились со зданием легендарного ателье и как вышло, что памятник деревянного зодчества в историческом центре города снесли под застройку.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.