Рабочий день для Елены Ивашевской начинается в 7 часов утра. В это время она уже готова к отъезду с остановки «Районная больница». Это место, откуда каждый день отправляется маршрутный автобус № 14. Мы провели с ней несколько часов, чтобы узнать, кто и зачем идет в кондукторы и какие курьезные ситуации происходят в их работе. А еще — платят ли они за проезд и сколько зарабатывают.
Про зарплату
Елена Михайловна работает кондуктором в ТПАТП № 1 уже около 15 лет.
— Уже долго работаю в этой отрасли. Пришла работать кондуктором временно, потому что дети выросли, нужно было их учить. На тот момент, в 2007 году, здесь была неплохая зарплата, около 18 тысяч — для тех времен очень даже хорошая, только из-за этого пришла на эту работу. Но 15 лет назад было и намного тяжелее, автобусы старые, без кондиционеров: зимой холодно, летом невыносимо душно, остановки не объявлялись, а я на местности ориентировалась плохо, приехала из другого города. Пассажиры спрашивают: «А мы где? Доедем или нет?» А я сама не знала, где мы. Для меня «Дом обороны» был концом географии. Вспоминаю с ужасом, было жутко. Конечно, на тот момент привлекло официальное трудоустройство, официальная зарплата. Нам платят за отработанные часы. Тарифная ставка: чем больше часов на линии, тем больше зарплата. Есть надбавки: за вредность, температурный режим, например зимой, если очень холодно, или летом очень жарко. Есть премии за выполненный план. План — это количество пассажиров, которых мы должны перевезти. После пандемии план выполнить сложно. Есть маршруты особо интенсивные, 30-ка, например, 25-й. За такие маршруты тоже надбавки. Я со своим графиком 4 на 2 (4 дня работаю, 2 отдыхаю) сейчас получаю 30–35 тысяч, на жизнь хватает.
Рабочий день кондуктора
Женщина признаётся, что за столько лет работы она уже привыкла просыпаться в 4 утра, чтобы успеть на рабочий транспорт, который развозит кондукторов и водителей к автопаркам.
— До рабочего места нас довозит бесплатный автобус. И вообще водители и кондукторы не оплачивают проезд в муниципальном транспорте, только в маршрутках. Спать в дороге хочется всегда, мы ведь недосыпаем. Если я пол-одиннадцатого легла, не сразу ведь засыпаешь. А проснулась в четыре. Спим в среднем по пять часов, поэтому в сон клонит постоянно. Но ничего, встал и пошел работать. Знаете, я иногда радио включаю в наушниках. В одно ухо наушник, другим слушаю пассажиров. Это хоть немножко бодрит. Больше ничего и не сделаешь. Телефоны по должностной инструкции не приветствуются, ими нельзя пользоваться.
С начала рабочего дня проходит два с половиной часа, за это время автобус делает полтора круга и отправляется на отстой.
— Сегодня мы поехали в 7 часов утра, закончим в 8 вечера. Есть такое понятие «разрыв», то есть мы сейчас делаем полтора круга и едем в парк на отстой, стоим там час. Утром и вечером поток людей большой, днем он снижается, и чтобы не гонять автобус впустую, мы отстаиваемся час-полтора, потом опять выезжаем. Таких отстоев у нас два в день. В это время мне нужно помыть пол в автобусе, и, если успею, могу перекусить. Мы берем еду с собой. У нас обязательно два обеда, по каждому маршруту. Первый — в 11, второй в 4 часа вечера. В перерывах перекусываем: булочки, фрукты, печеньки. Мы все булочки и сладкое любим. Есть термос с собой, горячий чай. У меня уже выработался четкий режим, живу по часам. Два года я работаю по одному графику, на «гармошке». Первый круг заканчиваем, уже кушать хочется. Всё четко по расписанию.
Елена Михайловна последние четыре года работает только на 14-м маршруте. Поэтому у нее есть большое преимущество: каждый день в автобус садятся одни и те же пассажиры, поэтому безбилетника точно быть не может.
— Вот едет парень, в синей куртке, он всегда выходит на «ДК Строитель». Лица знакомые, поэтому не прячутся и обилечиваются сразу. Обычно я смотрю и считаю людей, кто зашел, кто вышел, чтобы без билета никто не остался. Это, конечно, когда людей немного. А в час пик уже нет возможности считать. Тогда уже по интуиции подхожу. Я уже много лет работаю и чувствую, кто без билета едет.
В работе кондуктора не всё так гладко. Это работа, в первую очередь, с людьми, а пассажиры бывают разные. Случаются курьезные и даже опасные ситуации в транспорте.
— Случается всякое. Это зависит от кондуктора. Я всегда говорю стажерам: «Не провоцируйте». Если не хочет человек платить, главное сказать, что нужно проезд оплатить, если он начал агрессивно отвечать, махните рукой. Начинать скандалить не нужно. Если уже совсем неадекватное поведение у человека, тогда мы обязаны по инструкции полицию вызвать. Но бывает всякое. У моей коллеги был случай: все пассажиры вышли на конечной остановке, она сидела в начале автобуса на своем месте. Смотрит в зеркало, к ней бежит мужчина с конца автобуса. Она повернулась спросить, почему он не вышел, он ей как дал в глаз! Она упала в обморок. Этот мужчина сразу же побежал к водителю в кабину. Благо водитель быстро среагировал, остановил его, повалил на пол. Вызвали полицию. И такие истории бывают.
Трудности профессии
Выматывает кондукторов и постоянная коммуникация с людьми.
— Хочешь — не хочешь — общаться приходится. Дома я не очень общительная, потому что устаешь от постоянного взаимодействия с пассажирами. Я всегда говорю своей семье: через меня проходит около 500 человек за день, сил разговаривать дома не остается, поэтому они на меня не обижаются. По инструкции нам запрещено разговаривать с пассажирами, только по делу. Но люди часто хотят пообщаться, обычно спрашивают, как у меня дела. Зачастую такие общительные — мужчины в возрасте. Я, конечно, отвечаю, но потом вежливо ухожу от разговора, по инструкции ведь нельзя.
Самое сложное для Елены Михайловны — это работа в межсезонье.
— Весной и осенью на всех отстоях гоняешь эту грязь по салону. Вон у нас скребочек, который помяли без меня, дверью прижали. Пытаешься им что-то оттереть, а в конце смены вообще нереально убирать. «Почему у вас такие сиденья грязные?» — задают вопросы пассажиры. Но не я же их мараю. Но я ни в коем случае не жалуюсь, ведь это моя работа. Если бы всё не устраивало, не проработала здесь 15 лет.
Почему кондукторы — очень серьезные?
Мы поинтересовались у Елены Михайловны, почему же кондукторы зачастую такие серьезные и недовольные.
— Сложно сказать. Многие, наверное, очень боятся КРС, это контрольно-ревизионная служба. Кондукторы убеждены, что эта служба очень страшная. Сотрудники КРС обязательно придут, устроят беспредел и накажут за безбилетника или за безмасочника. Поэтому кондукторы очень серьезно относятся к своей работе и из-за этого кажутся злыми. На самом деле ничего страшного в этой службе нет, меня, например, ни разу не штрафовали.
Автобус заканчивает рейс в 8 часов вечера. После этого кондуктору нужно помыть пол, посчитать деньги и успеть на рабочий транспорт, который отвозит домой.
— Домой приходишь часов в 9 вечера и стараешься быстрее переодеться, поужинать и лечь спать, потому что вставать нужно в 4. Утром бывает вообще жить не хочется. Но к этому надо спокойно относиться. Работа есть работа.
Почитайте также:
откровения мастера маникюра (они зарабатывают как сотрудники банка);