RU72
Погода

Сейчас-15°C

Сейчас в Тюмени
Погода-15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

2 м/c,

южн.

769мм 78%
Подробнее
1 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Город истории «Я чувствую, кто без билета едет». Один день из жизни тюменского кондуктора

«Я чувствую, кто без билета едет». Один день из жизни тюменского кондуктора

Сколько зарабатывают кондукторы и что их раздражает?

Елена Михайловна работает кондуктором больше 15 лет. Почти каждый день она встает в четыре утра, чтобы после отправиться на работу | Источник: предоставлено героиней публикации, Дмитрий ГладышевЕлена Михайловна работает кондуктором больше 15 лет. Почти каждый день она встает в четыре утра, чтобы после отправиться на работу | Источник: предоставлено героиней публикации, Дмитрий Гладышев
Елена Михайловна работает кондуктором больше 15 лет. Почти каждый день она встает в четыре утра, чтобы после отправиться на работу
Источник:

Рабочий день для Елены Ивашевской начинается в 7 часов утра. В это время она уже готова к отъезду с остановки «Районная больница». Это место, откуда каждый день отправляется маршрутный автобус № 14. Мы провели с ней несколько часов, чтобы узнать, кто и зачем идет в кондукторы и какие курьезные ситуации происходят в их работе. А еще — платят ли они за проезд и сколько зарабатывают.

Про зарплату

Елена Михайловна работает кондуктором в ТПАТП № 1 уже около 15 лет.

— Уже долго работаю в этой отрасли. Пришла работать кондуктором временно, потому что дети выросли, нужно было их учить. На тот момент, в 2007 году, здесь была неплохая зарплата, около 18 тысяч — для тех времен очень даже хорошая, только из-за этого пришла на эту работу. Но 15 лет назад было и намного тяжелее, автобусы старые, без кондиционеров: зимой холодно, летом невыносимо душно, остановки не объявлялись, а я на местности ориентировалась плохо, приехала из другого города. Пассажиры спрашивают: «А мы где? Доедем или нет?» А я сама не знала, где мы. Для меня «Дом обороны» был концом географии. Вспоминаю с ужасом, было жутко. Конечно, на тот момент привлекло официальное трудоустройство, официальная зарплата. Нам платят за отработанные часы. Тарифная ставка: чем больше часов на линии, тем больше зарплата. Есть надбавки: за вредность, температурный режим, например зимой, если очень холодно, или летом очень жарко. Есть премии за выполненный план. План — это количество пассажиров, которых мы должны перевезти. После пандемии план выполнить сложно. Есть маршруты особо интенсивные, 30-ка, например, 25-й. За такие маршруты тоже надбавки. Я со своим графиком 4 на 2 (4 дня работаю, 2 отдыхаю) сейчас получаю 30–35 тысяч, на жизнь хватает.

Рабочий день кондуктора

Женщина признаётся, что за столько лет работы она уже привыкла просыпаться в 4 утра, чтобы успеть на рабочий транспорт, который развозит кондукторов и водителей к автопаркам.

— До рабочего места нас довозит бесплатный автобус. И вообще водители и кондукторы не оплачивают проезд в муниципальном транспорте, только в маршрутках. Спать в дороге хочется всегда, мы ведь недосыпаем. Если я пол-одиннадцатого легла, не сразу ведь засыпаешь. А проснулась в четыре. Спим в среднем по пять часов, поэтому в сон клонит постоянно. Но ничего, встал и пошел работать. Знаете, я иногда радио включаю в наушниках. В одно ухо наушник, другим слушаю пассажиров. Это хоть немножко бодрит. Больше ничего и не сделаешь. Телефоны по должностной инструкции не приветствуются, ими нельзя пользоваться.

С начала рабочего дня проходит два с половиной часа, за это время автобус делает полтора круга и отправляется на отстой.

— Сегодня мы поехали в 7 часов утра, закончим в 8 вечера. Есть такое понятие «разрыв», то есть мы сейчас делаем полтора круга и едем в парк на отстой, стоим там час. Утром и вечером поток людей большой, днем он снижается, и чтобы не гонять автобус впустую, мы отстаиваемся час-полтора, потом опять выезжаем. Таких отстоев у нас два в день. В это время мне нужно помыть пол в автобусе, и, если успею, могу перекусить. Мы берем еду с собой. У нас обязательно два обеда, по каждому маршруту. Первый — в 11, второй в 4 часа вечера. В перерывах перекусываем: булочки, фрукты, печеньки. Мы все булочки и сладкое любим. Есть термос с собой, горячий чай. У меня уже выработался четкий режим, живу по часам. Два года я работаю по одному графику, на «гармошке». Первый круг заканчиваем, уже кушать хочется. Всё четко по расписанию.

Елена Михайловна последние четыре года работает только на 14-м маршруте. Поэтому у нее есть большое преимущество: каждый день в автобус садятся одни и те же пассажиры, поэтому безбилетника точно быть не может.

— Вот едет парень, в синей куртке, он всегда выходит на «ДК Строитель». Лица знакомые, поэтому не прячутся и обилечиваются сразу. Обычно я смотрю и считаю людей, кто зашел, кто вышел, чтобы без билета никто не остался. Это, конечно, когда людей немного. А в час пик уже нет возможности считать. Тогда уже по интуиции подхожу. Я уже много лет работаю и чувствую, кто без билета едет.

В работе кондуктора не всё так гладко. Это работа, в первую очередь, с людьми, а пассажиры бывают разные. Случаются курьезные и даже опасные ситуации в транспорте.

— Случается всякое. Это зависит от кондуктора. Я всегда говорю стажерам: «Не провоцируйте». Если не хочет человек платить, главное сказать, что нужно проезд оплатить, если он начал агрессивно отвечать, махните рукой. Начинать скандалить не нужно. Если уже совсем неадекватное поведение у человека, тогда мы обязаны по инструкции полицию вызвать. Но бывает всякое. У моей коллеги был случай: все пассажиры вышли на конечной остановке, она сидела в начале автобуса на своем месте. Смотрит в зеркало, к ней бежит мужчина с конца автобуса. Она повернулась спросить, почему он не вышел, он ей как дал в глаз! Она упала в обморок. Этот мужчина сразу же побежал к водителю в кабину. Благо водитель быстро среагировал, остановил его, повалил на пол. Вызвали полицию. И такие истории бывают.

Трудности профессии

Выматывает кондукторов и постоянная коммуникация с людьми.

— Хочешь — не хочешь — общаться приходится. Дома я не очень общительная, потому что устаешь от постоянного взаимодействия с пассажирами. Я всегда говорю своей семье: через меня проходит около 500 человек за день, сил разговаривать дома не остается, поэтому они на меня не обижаются. По инструкции нам запрещено разговаривать с пассажирами, только по делу. Но люди часто хотят пообщаться, обычно спрашивают, как у меня дела. Зачастую такие общительные — мужчины в возрасте. Я, конечно, отвечаю, но потом вежливо ухожу от разговора, по инструкции ведь нельзя.

Самое сложное для Елены Михайловны — это работа в межсезонье.

— Весной и осенью на всех отстоях гоняешь эту грязь по салону. Вон у нас скребочек, который помяли без меня, дверью прижали. Пытаешься им что-то оттереть, а в конце смены вообще нереально убирать. «Почему у вас такие сиденья грязные?» — задают вопросы пассажиры. Но не я же их мараю. Но я ни в коем случае не жалуюсь, ведь это моя работа. Если бы всё не устраивало, не проработала здесь 15 лет.

Почему кондукторы — очень серьезные?

Мы поинтересовались у Елены Михайловны, почему же кондукторы зачастую такие серьезные и недовольные.

— Сложно сказать. Многие, наверное, очень боятся КРС, это контрольно-ревизионная служба. Кондукторы убеждены, что эта служба очень страшная. Сотрудники КРС обязательно придут, устроят беспредел и накажут за безбилетника или за безмасочника. Поэтому кондукторы очень серьезно относятся к своей работе и из-за этого кажутся злыми. На самом деле ничего страшного в этой службе нет, меня, например, ни разу не штрафовали.

Автобус заканчивает рейс в 8 часов вечера. После этого кондуктору нужно помыть пол, посчитать деньги и успеть на рабочий транспорт, который отвозит домой.

— Домой приходишь часов в 9 вечера и стараешься быстрее переодеться, поужинать и лечь спать, потому что вставать нужно в 4. Утром бывает вообще жить не хочется. Но к этому надо спокойно относиться. Работа есть работа.

Вы готовы рассказать о своей работе? Свяжитесь с редакцией:
Звоните8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях

Почитайте также:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
86
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления