С российского рынка ушли некоторые известные мировые бренды. Изменения коснулись и Тюмени, где есть зарубежные бутики. Они официально заявили о закрытии по причине своего негативного отношения к спецоперации на Украине. Однако магазины Calvin Klein, Tommy Hilfiger и Swarovski продолжают работать в ТЦ «Кристалл». По словам продавцов, поставки приходят как обычно, а цены повысились несильно. Почему иностранные бутики до сих пор открыты? Ждать ли их ухода в ближайшее время? Мы спросили мнение специалиста по франчайзингу и местного предпринимателя — вот их честные прогнозы.
«Все они озабочены вопросами дохода»: почему бренды остаются с нами, несмотря на свои заявления
Как объяснили нам в магазинах, Calvin Klein, Tommy Hilfiger и Swarovski в ТЦ «Кристалл» работают по франшизе. Из-за этого каждый вправе продолжать торговлю, несмотря на громкие заявления об уходе с рынка своих западных правообладателей. Официальные магазины ранее объявляли, что прекращают продажу товаров в магазинах РФ и на своих сайтах.
Франчайзинг, или франшиза — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель
Специалист по франчайзингу Александр Юрицин считает, что рассуждения о ценностях западных брендов воспринимать всерьез не стоит.
— Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Swarovski навряд ли можно отнести к компаниям, каким-либо образом оказывающим поддержку отечественных военно-промышленного, производственного и сырьевого секторов. Поэтому в данном случае имеет место политическая конъюнктура, приспособленчество, конформизм правообладателей товарных знаков: хотя бы на словах присоединиться к мировому протесту против действий России. Подобная солидарность может преследовать маркетинговые цели как на зарубежном, так и на отечественном рынке. Например, под предлогом ухода с рынка и дефицита повысить продажи и цены, извлечь сверхприбыль.
С точки зрения экономики в период всеобщего перепроизводства, перенасыщенности рынка товарами не исключено, что санкции носят сугубо декларативный, политически обусловленный характер. Даже если иностранные правообладатели использовали ранее оговоренные юридические процедуры, то не исключено, что, например, через полгода они поменяют свое решение и постараются без лишнего шума забыть, спустить «на тормозах» свои громкие весенние высказывания. Вполне вероятно, что сами правообладатели надеются на скорейшее изменение политической обстановки. Ведь вполне очевидно, что в эпоху рыночных отношений добровольно покидать освоенные рынки сбыта является самоубийством для менеджмента, а деньги, как известно, не пахнут, а конкуренты не дремлют.
— Поэтому довольно сложно воспринимать всерьез рассуждения бизнеса о ценностях, все они озабочены преимущественно вопросами дохода, роста, повышения эффективности. Без крепкой финансовой основы единственной ценностью бизнеса становится выживание, а франчайзинг, по сути, существует через свои сети, без которых правообладатель лишится рынков сбыта и доходов. Да и навряд ли иностранные государства возместят правообладателям из легкого сектора промышленности, добровольно присоединившимся к санкциям, какие-то убытки за их высокие моральные убеждения, — объяснил Александр Юрицин.
Как ситуация может развиться дальше?
— Не исключен и иной сценарий, при котором произойдет юридическое переоформление формата взаимоотношений отечественного и иностранного бизнеса на альтернативные договоры. Например, переход на использование дистрибьюторских договоров, перерегистрация столичных франчайзинговых центров в странах СНГ либо самое простое: перепродажа товаров через третьих лиц. В любом случае подобные санкции и демарши — оружие, бьющее как по доходам и репутации правообладателей, «кидающих» своих партнеров и простых ни в чем не виноватых потребителей по политическим соображениям, так и по предпринимателям, которым крайне сложно оперативно переориентировать свой бизнес и отказаться от налаженных бизнес-процессов, — объяснил специалист.
«Это всё двойные стандарты»: мнение предпринимателя
По мнению тюменского предпринимателя, основателя онлайн-университета «Кластер» Юрия Лаврова, российский рынок — лакомый кусок для западных бутиков. Поэтому, по его словам, есть вариант, что иностранные магазины, работающие по франшизе, продолжат работать в обычном режиме и дальше.
— Все иностранные компании отзывает Запад. Речь о том, чтобы максимально остро вести информационную войну и запугивать тем, что у нас все будут в лаптях ходить и печь хлеб. На практике магазинам это невыгодно, потому что они теряют рынок. Франшиза — это вообще право использовать определенный набор результатов интеллектуальной собственности, использовать их технологию, товары. А предприниматель остается местный, персонал тоже местный.
Я лично вижу тенденцию, что отношения с Западом будут ухудшаться. В том числе с бизнесом, который работает по всему миру. Если на самом деле информация о том, что поставки идут в нормальном режиме верная, то объяснение одно — это выгодно Западу. Это же рынок российский, он достаточно большой. Но для того чтобы поддержать политическую ситуацию, все по очереди бросаются в эту чехарду. Это всё для красоты, чтобы показать: «Мы с вами не хотим». Можно предположить, что они работают втёмную. Наверное, это всё двойные стандарты. Главное сказать, что «мы вас не любим». А по факту любить, — поделился своим мнением предприниматель.
Ранее мы прогулялись по ТЦ «Кристалл», который из-за спецоперации опустел больше всего. Как отнеслись к закрытию тюменцы и где сейчас они покупают одежду — в этом материале. Также юрист дал свой прогноз насчет тюменского бизнеса и рассказал, как все ограничения скажутся на потребителе.