Фото пользователя

Пётр Чепур

кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная механика» Института транспорта ТИУ
Фото пользователя

Пётр Чепур

кандидат технических наук, доцент кафедры «Прикладная механика» Института транспорта ТИУ

Небоскребы, чиновничьи ошибки и холодные остановки. Урбанист назвал неочевидные причины пробок в Тюмени

Петр Чепур порассуждал на насущную проблему с утренними и вечерними заторами на дорогах

Урбанист Петр Чепур может быть знаком тюменцам по его резким высказываниям. Мужчина критиковал надземные трубопроводы, уродующие город

Урбанист Петр Чепур может быть знаком тюменцам по его резким высказываниям. Мужчина критиковал надземные трубопроводы, уродующие город

Поделиться

Дистант в Тюменской области закончился, а вместе с ним и спокойствие горожан, вынужденных ездить на работу на машине или автобусе. Дороги по утрам и вечерам снова сковали пробки. Неужели в Тюмени стало слишком тесно? Разбираемся вместе с урбанистом Петром Чепуром. Далее — от первого лица.

В Тюмени даже студенты — на авто. Откуда еще в городе пробки?

Наша уличная дорожная сеть состоит из общественного транспорта (автобусов, маршрутных такси и обычных такси) и личных автомобилей. Школьников в основном развозили родители, а студенты передвигались на личных авто. Поэтому, когда ввели дистант, в Тюмени стало меньше машин и пробки исчезли.

Что касается вместимости города. Можно посчитать площадь улиц Тюмени и площадь, которую занимают автомобили (условно 5 квадратных метров). И так понять, сколько наш город может вместить машин. Но надо знать, что автомобилю для движения надо еще метров 20–30. И чем больше перед авто расстояние, тем быстрее он будет ехать. И, наоборот, если сокращается расстояние, снижается скорость. Образуются пробки.

Но город в принципе не рассчитан на то, что все будут двигаться на личном авто. В Европе давно поняли, что город надо развивать не для автомобилистов, а для населения, которое будет передвигаться на общественном транспорте. Для этого там развивают общественный транспорт и создают преимущества для пассажиров.

Как избавиться от пробок: советы урбаниста для мэрии

Что касается Тюмени, то нам еще работать и работать. Что нам нужно делать? Если говорить про здесь и сейчас — то развивать дорожные сети. У нас на данный момент активно развиваются районы Тюменской слободы и района Алебашево. Нам перестало хватать объездной с южной стороны — там последнее время постоянно пробки. Требуется увеличение дорог и полосности. Но это поможет только для загородной стороны.

Что же делать внутри города? Разгрузить улицы поможет введение платных парковочных пространств, чтобы люди если и приехали в центр на авто, то не оставляли его там на весь день. У людей появится стимул пересесть на общественный транспорт. Администрация недавно уже начала это делать. Они молодцы. Во-первых, очищают город от машин. А во-вторых, зарабатывают деньги.

Но важно, конечно, и развивать общественный транспорт, чтобы людям было комфортно им пользоваться. Это и ухоженные автобусы, и теплые остановки, где можно укрыться от мороза и выпить кофе в ожидании своего маршрута. Возможны даже коллаборации с бизнесом. Например, те, кто ставит ларек с кофе, как-то могут вложиться в этот остановочный комплекс.

Поможет также и оптимизация маршрутов — более удобное расписание автобусов с бесплатными пересадками, как в Москве. Надо пересмотреть интервалы, сделать их короче. И, конечно, отказаться от дизельных автобусов в пользу электрических. Этот неприятный запах, который накрывает ожидающих на остановке, тоже может отталкивать людей.

А еще Тюмени может помочь справиться с пробками трамвай. Это очень долгосрочная перспектива, которая требует миллиардных вложений. Какие у него плюсы? Он хорошо масштабируется за счет новых вагонов. Это всегда отдельная полоса. Современный трамвай на самом деле довольно тихий и опрятный, хотя у россиян и осталось еще представление, что это что-то страшненькое, громыхающее.

Ошибка властей и «живой» пример последствий

Строительство развязок в центре города — великая глупость. Я говорю про проект на Мельникайте. Создание магистрали в центре города, где есть и студенты, и больницы, и жилые дома. Эта развязка просто разрежет улицу вдоль, нарушит социальные связи. Будет неудобно всем! Это градостроительная ошибка. Возьмем для примера Эмираты. Там тоже всё разрезано магистралями. И в этом городе совершенно неудобно передвигаться без автомобиля — он создан не для пешеходов. Это яркий пример градостроительной ошибки и последствий.

«Тюменьгортранс» давным-давно говорил, что в городе есть умные светофоры, которые считывают количество автомобилей перед собой и автоматически перестраивает алгоритмы работы. Да, такие действительно есть. Но далеко не везде. Большинство светофоров работают в четком временном режиме, не учитывая, много машин на дороге или их нет вообще. Тюмени нужна оптимизация работы светофоров, но и это решит проблему с пробками только на определенном этапе.

Небоскребы. Плотная застройка в городе тоже усугубляет ситуацию. Застройщики возводят очень высокие дома, куда заселится со временем много семей. И практически каждая будет со своим автомобилем, а может даже и не одним. Что мы получаем в итоге — очень много машин сконцентрировано на небольшом участке. Похожую ситуацию мы уже можем увидеть в Тюменской слободе, где жители десятков высоток пытаются по утрам выехать через один выезд. Получается пробка. Кстати, эту проблему бы с легкостью решил трамвай. Расстояния в нашем городе небольшие и такой вид общественного транспорта дал бы преимущества пассажирам быстро добраться до центра.

Рассредоточение районов, когда застройщики строят жилые комплексы, осваивая новые территории на окраинах, — тоже хорошее решение. Сейчас бизнесмены поняли, что надо планировать все в долгую и создают прямо внутри районов всю необходимую инфраструктуру. Это важно, чтобы у людей не было потребности куда-то выезжать, а получать все услуги здесь — в шаговой доступности.

Проблему пробок раз и навсегда решить можно. Главное, чтобы власти были в этом заинтересованы и сами старались идти в ногу со временем: учились, перенимали опыт западных коллег, а не опирались на устаревшие знания.

О каких ошибках говорит урбанист и за что, наоборот, хвалил власти? Подробнее

Тюменские власти поделились планами по изменению оживленного перекрестка Республики — Мельникайте. Проектная документация по строительству уже готова. Развязка должна быть с туннелем и подземными переходами, на проекте также видны колонны. Этот проект критиковал еще один блогер-урбанист Илья Варламов.

Осенью весь центр Тюмени стал платным для автомобилистов. Теперь водители не могут парковаться, не заплатив. Но тюменцы таких стараний администрации не оценили и назвали это решение издевательством.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter