Город Блогер Илья Варламов раскритиковал проект реконструкции Мельникайте: аргументы и контраргументы

Блогер Илья Варламов раскритиковал проект реконструкции Мельникайте: аргументы и контраргументы

На заявления блогера ответили разработчики проекта и глава администрации Александр Моор.

Улица Мельникайте преображается этап за этапом. Полностью проект планируют реализовать в ближайшие 7-10 лет

Один из крупнейших дорожных проектов Тюмени – масштабная реконструкция улицы Мельникайте. Разработчики уже представили видео, на котором показаны планы по реконструкции. Из них мы пока только знаем, как изменится автомобильное движение. Про то, как будет устроено движение пешеходов и велосипедистов – информации мало. Улица сильно изменит город. Она превратится в магистральную улицу непрерывного движения через жилые районы, с большими развязками на разных уровнях вместо перекрёстков, звукоизолирующими экранами, надземными переходами с лифтами.

Глобальные перемены нравятся не всем. Причин много. Самые главные вопросы – город всё-таки обустраивают для пешеходов или автомобилистов? И почему бы не перенаправить затрачиваемые бюджетные средства на развитие общественного транспорта? Ведь в других городах и странах развивают сеть метро (подземного или надземного), запускают трамваи, а не ограничиваются одними автобусами и маршрутками.

Известный российский блогер и автор проекта «Городские проекты» (организация занимается урбанистикой и исследованием городской среды) Илья Варламов в «Живом Журнале» привёл несколько доводов против реконструкции улицы Мельникайте. Главным образом ему не нравится тенденция, с которой развивается транспортная инфраструктура Тюмени. Что обычную улицу «превращают в монстра». Блогер приводит в пример другие страны, в которых предпочтение отдают пешеходу, а этап с автомобилизацией уже прошли много десятков лет назад.

Люди, которые участвовали в разработке проекта, считают иначе. По их мнению, есть много разных причин, почему Тюмень развивается именно так и отдаёт центральную улицу автомобилям. 72.ru собрал аргументы и контраргументы на эту непростую дорожную тему.

Проект развязки на пересечении улиц Республики и Мельникайте предусматривает тоннель для автомобилей. Надземного пешеходного перехода здесь не будет

Про велосипедистов и пешеходов

Илья Варламов (цитата из блога): «Снижение качества городской среды – улица перестаёт восприниматься как общественное пространство из-за нарушения человеческого размера, отсутствия пешеходной доступности и агрессивной среды со стороны проезжей части. Появится проблема «последний мили» у общественного и велосипедного транспорта – добраться до автобуса или переехать по надземному переходу будет в разы сложнее, чем сейчас. Пешеходов на улице станет меньше, а затем угаснет и бизнес. Собственникам недвижимости стоит ожидать падения стоимости квартир и помещений».

Игорь Белов (заместитель гендиректора «Мостострой-11»): «На представленном тюменцам видео с реконструкцией улицы показаны только транспортные объекты. Это глобальные узлы, пересечения с другими улицами. Развитие дополнительных объектов улицы ещё не привязано. Сама Мельникайте будет развиваться не только для сквозного трафика автомобилей, но и для пешеходов и велосипедистов.

Для движения пешеходов справа и слева по улице Мельникайте предусмотрены тротуары шириной 3 – 5,5 метра. С правой стороны запроектирована велодорожка шириной 2,5 метра. Тротуар и велосипедная полоса отделены друг от друга полосой безопасности шириной в 0,5 метра. Они будут полностью сквозные по всей Мельникайте. На специализированной выставке «Тюмень – наш дом», где мы представили проект, уже поступали интересные советы от тюменцев. Нам задавали вопросы о том, как велосипедисты будут пересекать скоростную улицу по надземным и подземным переходам. Предлагали рассмотреть возможность сооружения винтовых пандусов – для заезда велосипедистов. И это тоже рассматривается как вариант.

Кстати, в проекте также предусмотрено устройство направляющих дорожек из тактильных бетонных плит на разделительной полосе между тротуаром и велосипедной дорожкой. Они будут предназначены для безопасного перемещения слабовидящих пешеходов и защиты их от наезда велосипедистов. Все это есть в проектной документации».

Улица Мельникайте сейчас

Будет так же плохо, как в Москве

Илья Варламов: «Перенос бытовой логики типа «много машин – нужно больше асфальта и меньше светофоров» ведёт к заблуждениям, необоснованным тратам и ухудшению транспортной обстановки. Москвичей этими сказками кормили долгие годы, запуская односторонние улицы по семь полос, строя эстакады, тоннели и подземные пешеходные переходы на обычных улицах. Пробок от всего этого меньше не стало, зато стало больше машин, и стало труднее жить всем остальным. Вот, что на самом деле будет в Тюмени в случае реализации проекта».

Игорь Белов: «Москва совершенно другой город. Это мегаполис. И при всех трудностях на улицах Москвы, она становится с каждым годом все привлекательней как для жизни, так и для ведения бизнеса.

Есть множество вопросов, которые решают заказчики, проектные организации и строители при реализации того или иного проекта. От времени, вложенного в период этих решений, зависят и сроки воплощения поектов в жизнь. Один построенный объект снимает локальную проблему, а строительство целого комплекса объектов, направленных на общее изменение ситуации, процесс по времени длительный. Поэтому сейчас жителю города, находящемуся в потоке движения, не сильно заметны изменения.

Скажу – если ничего не делать, то ничего не поменяется. В данной ситуации мы стремимся к улучшению своей жизни. Это очень хорошо, что у региона есть желание развиваться.

Вспомним в недавнем прошлом улицу Республики на участке от Мельникайте до пересечения с Пермякова и сравним, какой она стала сейчас».

Так будет выглядеть развязка на пересечении улиц 30 лет Победы и Мельникайте в будущем

Про экологию

Илья Варламов: «Ухудшение уровня жизни – увеличение загрязнения воздуха, уровня шума и пыли из-за роста количества машин негативно отразится на здоровье горожан. Из-за разрыва городской среды и снижения привлекательности улицы как общественного пространства, местные жители станут меньше ходить и больше болеть. Всё это в долгосрочном плане приведёт к снижению человеческого капитала Тюмени и увеличению затрат на здравоохранение».

Игорь Белов: «Какая сейчас обстановка на улице Мельникайте? Автомобилей достаточно, поток плотный. Воплощение проекта в жизнь – это отсутствие остановок авто перед светофорами, и, соответственно, снижение выбросов отработанных газов в атмосферу. Кроме того, улицы от жилых застроек, где это потребуется, будут закрыты эстетичными шумозащитными экранами. Разве это не улучшение экологической обстановки?»

Про аварийность и скорость в 80 км/ч

Илья Варламов: «Рост аварийности – увеличение скорости снижает время на реакцию для водителя и создаёт эффект тоннельной обзорности. Примыкания выездов с второстепенных улиц и территорий под 90 градусов не обеспечивает равномерность потока – выезжающим машинам потребуется сначала вклиниться в поток, а затем набирать скорость. Выезды и въезды с новых развязок создают потенциальные конфликтные точки».

Игорь Белов: «Где больше аварийность? На прямом участке движения транспорта или на перекрёстках? Давайте возьмём пересечение улиц 50 лет Октября и Мельникайте, особенно в осенний и весенний период. Сколько там аварий?

Данный узел будет в двух уровнях. Улица Мельникайте в своем развитии предусматривает только правоповоротные съезды, движения автомашин на эти съезды будет осуществляться с дополнительных переходных полос, что обеспечивает беспрепятственное движение транспорта по основным полосам.

Безопасность дорожного движения – это все-таки фактор, зависимый от культуры самих водителей. Все зависит от разумности автомобилиста при выборе манеры управления и скорости движения, меры его ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих».

Все равно будут пробки?

Илья Варламов: «Больше пробок – искусственное увеличение привлекательности личного транспорта для поездок по городу с одновременным ухудшением городской среды вызывает спровоцированный спрос на автомобилепользование. Люди охотнее поедут на своей машине, чем пойдут пешком или поедут на общественном транспорте или велосипеде. В итоге это приведёт к увеличению загруженности улиц и к пробкам. Ликвидация перекрёстков со светофорным регулированием увеличит пропускную способность отдельных точек, но вызовет перегрузку следующих улиц и пересечений – без светофоров трафик двигается без дозирования и неуправляемо».

Игорь Белов: «Именно поэтому был представлен комплексный проект реконструкции всей улицы Мельникайте. На выставке «Тюмень – наш дом» показали участок улицы от 30 лет Победы до Дружбы. Сама идея реконструкции Мельникайте предусматривается от Ожогино с Червишевского тракта до пересечения с Щербакова. Введение в эксплуатацию всей улицы в данной концепции позволит обеспечить удобную и быструю транспортную связь между центральными районами и заречной частью Тюмени. Позволит исключить пробки на пересечениях улиц с самой Мельникайте.

Хотелось бы отметить, что развитие всей транспортной сети города рассматривается регионом комплексно и последовательно. Так последовательно вырисовывается завершённость улицы в целом. Примером служит реализация таких проектов как строительство Восточного обхода Тюмени, развитие улицы Монтажников (завершение работ на эстакаде, затем строительство транспортных развязок на пересечении с Широтной и Федюниского), развитие улиц Запольная, Полевая, Пермякова.

Ещё раз повторюсь, движение – это жизнь, можно ничего не делать, не двигаться вперед, и ничего не изменится. Качество жизни при этом останется на прежнем уровне».

Проект развязки на Мельникайте–Дружбы

Переходы как место для сборищ асоциальных личностей?

Илья Варламов: «Вымирание и социальная опасность – снижение привлекательности улицы ведёт к уменьшению потоков людей, из-за чего территория выпадает из социального контроля. Особенно опасными местами становятся под- и надземные переходы как места концентрации асоциальных личностей».

Игорь Белов: «Конечно, нельзя сказать, как ситуация будет развиваться в том или ином случае. Мир не без плохих людей. Но и сказать, что мы создаём зерно концентрации преступности, тоже нельзя. В городе большинство объектов, востребованные гражданами, – это парки, скверы, пешеходные переходы... Они оборудуются видеосистемой контроля, в том числе и за правопорядком. Информация с них выводится на пульт правоохранительных органов».

Переходы с лифтами будет дорого содержать

Илья Варламов: «Увеличение стоимости содержания – искусственные сооружения требуют значительных человеческих и финансовых усилий для их поддержания в исправном состоянии. Сложные объекты требуют высококвалифицированных специалистов. Как всё это живёт в реальной жизни, хорошо видно по лифтам в переходах - балансодержатели их просто отключают».

Игорь Белов: «Разве плохо то, что в городе появятся дополнительные рабочие места? Мы платим налоги, за счёт которых формируется бюджет региона и создаются новые объекты, которые делают нашу жизнь лучше и комфортней. А квалификация персонала обслуживающей организации – в чём проблема? Будет и обучение для персонала».

Вопросы тюменцев

Много вопросов, которые не затрагивает известный блогер Илья Варламов, остаются непосредственно у самих жителей Тюмени. Например, недовольства вокруг уже построенного надземного перехода на улице Гнаровской. Главная претензия – отсутствие лифта. Кроме того, некоторые тюменцы считают, что пробок после возведения надземной конструкции меньше не стало. По поводу первой претензии власти заявляют, что исправят ситуацию, и обещают, что все другие подобные объекты непременно будут оборудованы лифтами. По поводу пробок ответ один – одним надземным переходом ситуацию не решить, поэтому и делается масштабная реконструкция улицы этап за этапом.

Открытие надземного перехода на пересечении улиц Мельникайте и Валерии Гнаровской состоялось 21 ноября прошлого года

Ещё один немаловажный момент, который волнует жителей Тюмени, – рациональное расходование бюджетных средств. Есть много мнений и предложений, как должен развиваться город и на что должны тратиться деньги. Кто-то отдаёт предпочтение общественному транспорту, хочет, чтобы в городе появились метро и трамваи, другие хотят освободить Мельникайте для пешеходов, третьи считают, что реконструкция улицы действительно поможет разгрузить город.

Как объяснил корреспонденту 72.ru заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ Дмитрий Захаров, который также помогает городу решать вопросы развития транспортной инфраструктуры, Тюмень развивается в комплексе, а не одной только улицей Мельникайте. Кроме того, строительство того же метро обошлось бы Тюмени в разы дороже, чем транспортные развязки. Плохим примером в строительстве сети метро является Омск, в котором проект так и не реализовали из-за нехватки средств.

На фото Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ

– Не сказать, что в Тюмени приоритет отдаётся только автомобилям. В центре планируют развивать сеть платных парковок, чтобы освободить дороги для общественного транспорта и пешеходов, – рассказал Дмитрий Захаров. – Мы действительно отстали от европейских и других стран в развитии, где автомобилизация началась значительно раньше. Блогер в чем-то прав, но и мы должны с чего-то начинать, не на пустом месте же развиваться. В то же время мы опираемся на реальные цифры, применительные именно к Тюмени, когда создаем тот или иной проект. В любом случае есть много мнений, и каждый человек имеет свое представление о развитии города. Поэтому власти организуют общественные обсуждения. Следующее, посвящённое генплану города, состоится через несколько месяцев.

Ответ Александра Моора

На заявления блогера также отреагировал Александр Моор. На канале YouTube «Город Тюмень» появилось видео, где глава администрации прокомментировал проект реконструкции перекрестка улиц Мельникайте – Республики.

– За последние 10 лет население Тюмени увеличилось на 200 тысяч человек. Жителей стало больше на треть. И, конечно, это ставит перед нами новые вызовы, новые задачи по развитию городской инфраструктуры, – сказал Александр Моор. – Очень сильно меняется наша транспортная сеть. Сегодня мы строим две развязки одновременно. В прошлом году ввели в эксплуатацию два моста. В городе зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей. По этому показателю Тюмень входит в десятку самых автомобилизированных городов России. Городские магистрали рассчитаны не только на местный транспорт, но и на транзитный, который движется с севера на юг и с запада на восток. Для решения этой проблемы вокруг Тюмени завершается строительство кольцевой автомобильной дороги. Уже через три года основные грузовые транспортные средства будут идти в обход города. Важно отметить, что исторически улица Мельникайте всегда была транзитной. Она связывала север и юг города. Именно такую роль мы сохраняем за ней и в будущем. Основная идея реконструкции – увеличить ее связанность с другими магистралями.

Весь комментарий Александра Моора можно услышать на видео.

Анастасия Железнова
Фото: Фото Ирины Шаровой, Надежды Корнеевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем