Ксении Абрамовой 27 лет. Она учитель иностранных языков в маленьком поселке Ванзеват у границы ХМАО с ЯНАО. Четыре года назад она провернула авантюру: ушла от мужа, с маленьким ребенком на руках приехала на север. Теперь — абсолютна счастлива. Как девушка живет в доме на краю земли и почему считает, что лучше работать в маленькой школе, чем с переполненными классами — в ее истории.
Съемная квартира, маленькая зарплата, диплом
Когда Ксения окончила университет и с дипломом преподавателя иностранных языков пришла в тюменскую школу, была удивлена: в классах по 30–40 детей, зарплату обещали совсем небольшую, жилье никто не предоставляет.
— Я училась в Тюмени, планировала тут и остаться. Но когда услышала о реальных зарплатах учителей, подумала, что нужно искать работу в школах на севере. В то время с теперь уже бывшим мужем мы снимали квартиру, жилья своего у нас не было, большая часть его зарплаты уходила на аренду. Никуда больше деньги потратить мы не могли, и копить тоже не могли — так как мало что оставалось после всех обязательных расходов. Решили, что уедем на север. Но муж отказался, остался в Тюмени, а вот мы с ребенком готовы были брать билеты, — рассказывает девушка.
Ксения родилась в Нягани, именно там начала искать подходящие вакансии в ХМАО и ЯНАО. Условий было несколько: хорошая зарплата, предоставление жилья. А вот удаленность поселка или города для Ксении не имели значения. Первая попавшаяся вакансия была в Ванзевате — маленьком поселке, о котором ранее девушка ничего не слышала.
— У меня была долгая переписка со школой по электронной почте. Потом на полгода отложился переезд. В итоге я вновь написала в школу: вакансия была свободна, меня ждали. Тогда я собрала все вещи и поехали, — вспоминает Ксения.
За несколько дней до ее отъезда вглубь севера мама нашла еще одну вакансию для дочери — всего в 60 километрах от Нягани. Но Ксения отказалась: она не могла подвести школу, в которую обещала приехать.
80 килограмм вещей и дорога на вертолете
Всё самое важное Ксении пришлось везти с собой: постельное белье, посуда, игрушки сына, личные вещи уместила в несколько огромных сумок.
— Про поселок до переезда ничего не знала. Прочитала несколько статей в интернете: в одной говорилось про работорговлю в Ванзевате. Жил тут мужчина, отбирал паспорта у людей, заставлял их добывать рыбу в реке, охотиться, уехать они не могли. Я даже не знала, как добираться до поселка. Была зима 2018 года. Из Нягани мы вызвали такси и доехали до Белоярского. Дальше полетели вертолетом. Зимой больше нет никакого сообщения с Ванзеватом. У меня было много вещей. В аэропорту взвесили мой багаж — несколько сумок вышли на 80 килограмм. Остальные вещи пропустили так. Сказали: «Езжайте» — и махнули на меня рукой. Помню, как тащила вещи к вертолету, ведь никакого погрузчика там нет.
Рабовладельца чуть позже убил один из его «подчиненных». В поселок приехали силовики, убийцу задержали. Людей вывезли. Всё стало спокойно в Ванзевате.
По прилету администрация выдала Ксении ключи от нового дома: одна часть была уже жилой, вторая досталась молодому специалисту. Из удобств — ничего. Но и это не испугало Ксению.
— Ни стиральной машинки в доме не было, ни санузла. Это был максимальный выход из зоны комфорта. В Тюмени я жила в благоустроенной квартире, а тут — из благ цивилизации только электричество, которым дом отапливался. Со временем, конечно, сделала и септик в доме, и воду завели. Сейчас наш дом от квартиры ничем не отличается, если только видом за окном — в городе такого не увидишь: природа и красота, — делится девушка.
Ксения быстро влилась в школьный коллектив. Теперь она преподает английский и немецкий у всех 16 ребят, которые посещают учебное заведение. Каждому из детей удается уделить максимум внимания — отсюда и хорошая подготовка по предмету.
— Нравится индивидуальная работа с детьми. Это не как в городской школе, где всё поставлено на поток. Здесь каждый ребенок — практически твой. Нагрузку сильно не чувствуешь. В городе у тебя класс 25 человек, плюс 50 родителей, попробуй с ними поработай. А у нас в школе 16 человек. Даже когда была беременна вторым ребенком, я уходила только в отпуск по беременности и родам. Когда сыну было 3 месяца, я спокойно вышла на работу, у меня муж работает посменно. Могла себе позволить и вести уроки, и заниматься семьей, и маленьким ребенком, — рассказывает Ксения.
Непрошеные гости
Первый месяц в поселке Ксения жила спокойно, а вот после того как в поселке все узнали о молодой преподавательнице с земли, к ней стали захаживать непрошеные гости.
— Стали захаживать разные мужчины, раз одинокая девочка живет. Я очень общительная и воспринимала это как знакомство с селянами. Разговаривала с ними. Но гости стали настырными, пришлось и прогонять их, и прикрикнуть пару раз. А потом я познакомилась с будущим мужем и всё стало спокойно, — делится девушка.
Население в поселке — не больше 200 человек. В основном живет коренное население — ханты и манси. Но Ксения до сих пор познакомилась не со всеми. Но нехватки общения в отдаленном поселке девушка не чувствует: с мамой часто говорит по телефону, с друзьями переписывается в мессенджерах. А отрывается в отпуске.
— У меня есть семья, я занимаюсь семьей. У меня есть работа. Общения достаточно. А по поводу развлечений, если вести активную жизнь, можно в клубе что-то поделать. А так мы ездим в отпуск. Были в Калининграде, Абхазии. Всегда стараемся проводить отпуск на море.
У Ксении был страх, что школу закроют, но пока в поселке работает детский сад, маленьких ребятишек много.
— Изначально была меркантильная цель: и зарплата хорошая, и нагрузка небольшая, и дом бесплатно дают. А впоследствии я влюбилась всей душой и сердцем в это место, обрела здесь счастье и даже не вижу для себя жизни в городе. Работать в обычной общеобразовательной школе пока не хочу. Поняла, что это не для меня. Ванзеват — очень красивый поселок. Думаю, что именно с ним связана моя судьба. Я совершенно не прогадала, что тогда села в вертолет с сыном, — говорит Ксения Абрамова.
Почему-то мы привыкли хаять город, в котором живем. Чаще всего можно услышать критику, чем хвалебные отзывы. Люди жалуются на некачественную работу ЖКХ, плохие дороги, проблемы экологии, местами отсутствие развитой инфраструктуры. Всё хорошее тюменцами воспринимается как данность и уходит на задний план. Горожане попросту не видят ничего, кроме минусов. Такое впечатление сложилось у Дарьи Макеевой, переехавшей в Тюмень из Нижневартовска. Почему? Она рассказывает в авторской колонке.