Отправляемся в новую прогулку по Тюмени в рубрике «Я здесь живу». Мы показываем спальные районы города и рассказываем, как там живется. Сегодня мы смотрим на микрорайон Мелиораторов (ММС) — отдаленный квартал в заречной части города. Раньше он был крохотным поселком с вагончиками, которые люди приспосабливали для жизни. Теперь это место наполнено советскими двухэтажками, бродячими собаками, сражающимися за жизнь избушками среди новостроек и очаровательными бабушками.
Микрорайон Мелиораторов находится в северной части города за кольцом Щербакова — Тимофея Чаркова — Ветеранов Труда. Основная дорога переходит в Велижанский тракт, пересекающийся с объездной. Поселок присоединился к Тюмени в 1983 году: на месте болота и выросли кирпичные дома. Сегодня район условно разделен на три части: большой частный сектор, старые многоэтажки и новостройки от разных девелоперов. До центра отсюда почти 10 километров — это один из самых удаленных районов Тюмени.
Аббревиатура ММС расшифровывается как «машинно-мелиоративная станция». История района началась с мелиорации — комплекса мер по улучшению земель и повышению их плодородия. На месте микрорайона раньше было болото: первым жителям предстояло его осушать. Это дело стало основополагающим в формировании поселка.
Сколько стоит жилье на выселках?
В пятиэтажках советской постройки жилье очень дешевое (относительно других районов). Здесь можно купить квартиру-малышку площадью в 18–20 квадратных метров всего за 2 миллиона рублей. Однушки в 35 квадратов с ремонтом стоят 3–3,2 миллиона, «двушки» в 55 квадратов — 4,5 миллиона. Средняя стоимость квадратного метра здесь находится на уровне 70–75 тысяч рублей.
В домах более поздней постройки и высокой этажности квартиры дороже. Там студию площадью 20 квадратных метров оценивают уже в 2,5 миллиона рублей. Однокомнатные квартиры в 35 квадратов можно купить за 3,5–4 миллиона, а двухкомнатную в 50 квадратов — приблизительно за 5,2 миллиона. Квартиры продаются в жилых комплексах «Луч», «Роза ММС», Лукоморье», «Пионер», «Первый ключ» и «Английский квартал». Тут средняя стоимость квадратного метра уже подходит к 90 тысячам.
Как сюда добраться?
По ММС ходит автобус № 48 и маршрутные такси № 4, 4Д, 37, 51, 51Д. До частного сектора со стороны СНТ «Мелиоратор» доезжает также маршрутка № 77. Без пересадок можно добраться до улицы Олимпийской, «ОКЕЯ» на Широтной, Центрального рынка, Дома обороны и Патрушева. До центра на общественном транспорте ехать 40 минут. Причем при поездке без пересадок придется довольно много пройтись пешком от остановок.
— Ходят всего четыре маршрута. Утром и вечером всё битком: просто не вздохнуть даже. В тот же «Сити Молл» можно доехать только с пересадкой, хотя до него рукой подать. На Дом обороны к родителям сейчас езжу только на 37-й маршрутке, через улицу Ватутина. Потому что убрали 78-й автобус, который шел быстрее, и места в нем хотя бы было побольше, — пишет наша читательница Светлана.
Автомобилисты могут выехать в сторону центра по улице Щербакова. А в обратном направлении она перетекает в Велижанский тракт, по которому за 5–10 минут можно добраться до объездной дороги и пляжа «Липовое». Через ближайшее кольцо легко попасть на улицу Тимофея Чаркова и доехать до ТРЦ «Сити Молл». Путь до центра займет 15–20 минут. Однако многие местные водители недовольны состоянием дорог.
— В ужасном состоянии и автомобильные дороги внутри микрорайона, и тротуары. Местами просто нет асфальта. По объездной ММС можно только на танке проехать. Обращались в администрацию, но толку никакого, — возмущен Николай, житель ММС.
Что есть внутри микрорайона?
В районе нет привычного разнообразия магазинов и услуг. Ближайшие ТРЦ «Сити Молл» и «Панама» находятся в 6–7 километрах от ММС. В шаговой доступности есть маленькие магазины продуктов, одежды, детских товаров, автозапчастей, а также супермаркеты, аптеки, салоны красоты и парикмахерские, ателье, ремонт обуви и точки продажи разливных напитков. Из общепита здесь представлены только ларьки с шаурмой и пельменные.
Но покупки волнуют местных жителей намного меньше, чем нехватка социальных объектов. В микрорайоне одна школа и один детский сад. Мест здесь хватает не всем, а после строительства многоэтажек ситуация и вовсе стала критической. Многие возят детей в другие районы, потому что в учреждения рядом с домом их не берут.
— Району очень не хватает второй школы! 45-я переполнена в разы: детей возят в уже тоже переполненную 52-ю и в 9-ю. Садик также переполненный. ДК «Орфей» — практически единственное место, где дети этого района могут заниматься дополнительно в кружках. Многим приходится возить в другие районы на развивашки. С детьми сюда точно не стоит переезжать, — поделилась Наталья, местная жительница.
— Очень много дачных сообществ к нам относится, и все их дети ходят в наш сад. В итоге я вынуждена с пропиской на ММС возить ребенка в детский сад на Холодильную. Департамент образования ничем не помог. Обращалась дважды, а, может, и трижды, — рассказала Светлана.
Серьезной проблема района является и поликлиника. Как таковой ее на ММС нет: есть небольшое отделение общей врачебной практики, больше смахивающее на ФАП. За помощью любого узкого специалиста нужно ехать в другие филиалы поликлиники № 8 — они разбросаны по всей заречной части города.
— В нашей поликлинике постоянно нет ни терапевта, ни педиатра. Вот сейчас болеют двое детей у меня: очередь в фильтр ждали на улице. Потому что туда идут все: первично, вторично и за выпиской, — жалуется молодая мама.
«Было тяжело, но нам, молодым, всё нравилось»
История ММС началась еще в 60-е годы прошлого века. Земли были заболочены: их предстояло осушить и сделать пригодными для жизни. Было решено создать машинно-мелиоративную станцию. Люди стали съезжаться сюда, чтобы работать. Первых жителей поселили в деревянные бараки и вагончики — сегодня их все снесли.
— Я живу здесь с 1972 года, сама из Костромской области. Здесь оказались с мужем случайно, приехали к знакомым. Кирпичные дома строились при нас: мы жили в вагончиках три года. Стояли в очереди на квартиры. Как появились дети, нам выдали «двушку». Раньше тут не было даже дорог, только лежнёвка (дорога из настланных бревен. — Прим. ред.). Мы ходили только в резиновых сапогах: было так мокро и грязно. Если нужно было ехать в город, то брали с собой туфли и в автобусе переобувались, — с улыбкой вспоминает Людмила, живущая в поселке Мелиораторов почти 50 лет.
Женщина рассказала, что многие ее друзья, с которыми они работали в молодости, уже умерли. Кого-то забрала болезнь, а кто-то не пережил 90-е. Как и по всей стране, здесь начали разваливаться предприятия. Десятилетиями трудоустроенные местные жители стали терять работу.
— Было много разных организаций прям в поселке, всегда была работа. Можно было даже выбирать. Была своя столовая, свой клуб — мы здесь жили сами по себе. Но мои дети ходили в садик на КПД, туда плохо ходил автобус. Если вечером его не дожидались, то ночевали прямо в детском саду. Сейчас автобусов стало больше. Было тяжело, но нам, молодым, всё нравилось, — рассказала нам пенсионерка.
С ностальгией о былых временах вспоминают и более молодые жители района. Те, кто родился и вырос здесь, помнят, как местные жители приглядывали друг за другом.
— Живу тут всю жизнь. Раньше было тихо и очень спокойно: все друг друга в лицо знали, дети спокойно гуляли во дворе, бабушки на лавочках досматривали и своих, и соседских. А в Новый год все шли в сказочный городок, где стояла елка, с шампанским, бенгальскими огнями и баяном. Пели, поздравляли друг друга. Сейчас район расстроился, все дачи за нами заселены, знакомых не так много, каждый сам по себе. Пропала общность района, — рассказывает Юлия.
Поселок, превратившийся в винегрет из построек
Сегодня многоэтажную часть района можно разделить на две: советскую и современную. Старые дома строили в 70–80-е годы: они имеют от двух до пяти этажей. Это обычное кирпичное жилье. Все здания в поселковой части ММС серые, и зимой всё выглядит довольно тоскливо. Однако даже в холодное время года в глаза бросается большое количество деревьев — летом здесь очень зелено и свежо.
Дворы здесь просторные. Есть тротуары, детские площадки, мусорные контейнеры, лавочки, парковочные карманы. Машин, кстати, в микрорайоне заметно меньше, чем в остальном городе. Бросается в глаза и то, что здесь мало дорогих иномарок: зато мы увидели много «Жигулей» разных годов выпуска.
Если в советской части района и ощущается бедность, то условная гармония всего пространства всё равно присутствует. Этого нельзя сказать о новой застройке ММС. Многоэтажки возводили четыре разные компании: ООО «ПСК», группа компаний «ПСК дом», ООО «Завод ЖБИ 5», группа копаний «СтройМир» и «ЭНКО». Некоторые дома симпатичнее других, но вместе они создают хаотично заставленный район. Есть многоэтажки, построенные между покосившимися избушками, есть те, что соседствуют с коттеджами.
Опасность, которая сводит местных с ума
Местные жители почти в один голос жаловались на большие стаи собак, которые бродят по улицам ММС. На бездомных животных регулярно жалуются в администрацию, но меньше их не становится. Собак отлавливают, кастрируют, ставят желтую бирку на ухо и привозят обратно. От этого бродяги добрее не становятся — люди боятся ходить по улицам.
— Бесят стаи собак! Производится отлов, везут в приют на улицу Голышева, чипируют. Через некоторое время отпускают обратно. Они уже не раз кусали детей, — пишет Анастасия.
— Куда ни пойдешь, везде по 2–5 собак. Самой страшно, а как детей отпускать? Провожаю до школы каждый день. Когда мимо стаи прохожу, сердце сжимается. Иногда они спокойные, лежат себе, а потом внезапно начинают облаивать. А местные бабушки еще и прикармливают их, — недовольна Диляра.
Одна из наших читательниц назвала ММС «грустным районом с кучей старых домов». На самом деле, это описание очень подходит. Но есть одна вещь, которая не поддается логике. Несмотря на то, что советская часть микрорайона очень серая и одинаковая, в ней себя ощущаешь уютнее, чем в новостройках. Как будто сохранился дух дружных времен, которые молодые семьи строили свое счастье на необжитой земле, держались друг за друга и радовались мелочам. Но всё это умирает.
В поселок Мелиораторов очень неохотно идет бизнес. Здесь не открываются даже маленькие торговые центры, сюда не приходят крупные сети, кроме бюджетных супермаркетов. Строительство школ и детских садов значится в очень далеких планах — далеко не все дождутся. Району нужны перемены, иначе он станет захолустьем с высотками, которые через 10 лет никто не сможет продать.
Что еще почитать о районах Тюмени?
Мы показываем разные районы города в постоянной рубрике «Я здесь живу». В первом материале мы рассказали вам о трех кварталах новостроек вдоль улицы Мельникайте: «Айвазовском», «Правобережном» и «Горизонте». Там живет мало людей и ходит мало автобусов. Потом мы отправились на окраину Тюмени — показали вам многоэтажки в районе ТРЦ «Тюмень Сити Молл». Здесь очень дорогие квартиры, детские площадки в космическом стиле и уютные дворы старого города.
Наши журналисты побывали и в Антипино, бывшем когда-то отдельным от Тюмени поселком. Сегодня там расселяют ветхие дома, по улицам бродят хулиганы, а из пестрых панельных новостроек в школу бегут дети. А в прошлом материале мы показали Ново-Патрушево — известный своими экстремально яркими фасадами. Некоторые тюменцы иронично называют этот ЖК «синей долиной»: там панельные многоэтажки всех цветов радуги, статуи древнегреческих божеств и забитые машинами дворы.
А еще мы перечитали ваши комментарии к материалам о районах Тюмени и собрали для вас увлекательную тест-игру. Там нужно угадывать район по его описанию от наших читателей. Предупреждаем: некоторые высказывания бескомпромиссны и спорны.