Несколько лет назад жители тюменского поселка Ярково получили квартиры по программе переселения из ветхого жилья. Помещение нуждающимся в бессрочное владение передала администрация. Позже выяснилось, что здание относится к нежилым и жилищному фонду никогда не принадлежало. Официально владеет домом «Крестьянское фермерское хозяйство».
Жильцы утверждают, что деньги за коммунальные услуги с них собирает местный миллионер — директор компании, которой принадлежит дом. По их словам, ни одного официального платежного документа за три года они не получали. Вместо этого директор фермерского хозяйства Сергей Иванов приходит каждый месяц с тетрадкой, где записана сумма коммунальных платежей с каждой квартиры. Местные жители говорят, что просят с них в три раза больше, чем положено. Тюменцы неоднократно обращались в администрацию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, но помочь им никто не может до сих пор.
Как получилось так, что администрация передала тюменцам нежилое помещение, законно ли это и что делать в таких ситуациях — разбираемся вместе с юристом Юрием Лавровым.
«Это местный миллионер. Его все боятся»: жильцы — о директоре фермерского хозяйства и о том, почему отказываются платить по счетам
— Мы эту квартиру получали по переселению от администрации поселка. Было ветхое жилье. Ключи выдавал Иванов, он назвал себя хозяином квартиры. Это местный миллионер. Все боятся его. Он говорит, что здание оформлено на него. Обещал переоформить, но это было давно. Теперь этот олигарх вымогает с нас деньги, — рассказала Лариса Панкрушина, которая получила квартиру от администрации.
По словам местных жителей, собирают с них деньги по завышенным тарифам.
— Иванов начал обходить квартиры и каждому по отдельности говорить, что он оплачивал коммунальные услуги за нас. Теперь мы должны ему деньги за несколько лет. Мы примерно знаем, какая сумма должна была накопиться за все эти годы, судя по расценкам нашего региона, но, по данным Иванова, эта сумма была завышена в три раза. Лично с моей квартиры за три года накопилось 250 тысяч. К тому же Иванов не предоставил никаких подтверждающих документов о том, что он оплачивал за нас коммунальные услуги: ни расчетов, ни договора, ни квитанций. В его бухгалтерии нам просто показали общую сумму в тетрадке. Когда пришли платить и дали показания своих счетчиков на воду и свет, они прямо умножают на тариф для юридических лиц: воду — на 120 рублей куб, свет — на 7,3 рубля за киловатт, — рассказала тюменка.
На платежках нет ни печатей, ни подписей. В уголке написано: «Сделано при помощи КонсультантПлюс».
— Мы сами не понимаем, что это за 15 000. Там предпоследняя графа «итого к оплате» — 6000 рублей за один месяц. Но эта сумма еще без учета воды, водоотведения и света по нашим квартирным счетчикам. Со всем вместе должно выйти где-то 8000, — объяснила жительница дома.
Лариса Панкрушина говорит, что жильцы отказываются оплачивать коммунальные услуги по причине того, что расценки, указанные в платежке, предназначены для юридических лиц.
— Большинство квартир не выплачивают эту сумму до выяснения обстоятельств. Одна квартира оплатила Иванову названую им сумму. Выходит, что Иванов взял с них сумму по расценкам для юридических лиц, взамен выдал примитивную квитанцию с формулировкой «за коммунальные услуги» без каких-либо конкретных данных, — добавила Лариса Панкрушина.
«У меня есть полномочия собирать деньги»: ответ директора фермерского хозяйства на жалобы жителей
Сам Сергей Иванов говорит, что всё делает по закону: он собирает деньги согласно показателям на счетчике. Он считает, что некоторые жители просто злоупотребляют своими полномочиями.
— Мы оплачиваем платежи. Жильцы сами не платят, организации отказываются делать так, чтобы люди это делали напрямую. Кстати говоря, двое их этого дома вообще ни копейки ни за что не заплатили. Я из-за этого у них свет и выключил. Мы полностью оплачиваем отопление. По нормальным тарифам, ни копейки больше не берем. Я — директор «Крестьянского фермерского хозяйства». У меня есть полномочия собирать деньги. А вообще какая разница, кто будет платить? Некоторые жильцы просто злоупотребляют правом. Тариф на воду для юридических и физических лиц в селе Ярково у нас одинаковый. На тепло ни копейки больше не берем, — прокомментировал Сергей Иванов, директор «Крестьянского фермерского хозяйства».
Что отвечают власти?
Согласно договору социального найма жилого помещения, администрация передала во владение именно жилое помещение.
— Наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по адресу: Тюменская область, с. Ярково, ул. Ленина, д. 96, стр. 2 для использования в целях проживания, — говорится в договоре социального найма жилого помещения.
Однако в государственной жилищной инспекции Тюменской области ответили иначе. Оказалось, что дом к жилищному фонду не относится.
— Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, здание, расположенное по адресу: Тюменская область, с. Ярково, ул. Ленина, д. 96, стр. 2, является нежилым, к жилищному фонду не относится, — объяснила Светлана Уварова, начальник территориального инспекторского отдела № 1, старший государственный жилищный инспектор Тюменской области.
В администрации поселка корреспонденту 72.RU сказали, что в доме есть десять квартир, которые относятся к жилым. Там пообещали, что в ситуации разберутся.
— Хозяин этого дома продал квартиру, которую администрация передала собственникам. У них нет там управляющей компании, поэтому по счету платят собственникам — «Крестьянскому фермерскому хозяйству». Там есть 10 квартир, предназначенных под жилые помещения. В любом случае мы должны всё привести в порядок. КФК должен какие-то квитанции адекватные предоставлять, — рассказал Владимир Федоров, заместитель главы администрации Ярковского муниципального района.
Специалист муниципального предприятия «Стройсервис», к которому неоднократно обращался директор фермерского хозяйства, в разговоре с 72.RU сказала, что о проблеме жильцов знает давно, но их организация ничем помочь не может.
— Иванов обратился в «Стройсервис» в феврале, чтобы мы взяли дом в управление. Мы отказали, потому что он не предоставил ни договор, ни минимальный перечень услуг. К тому же мы просто не смогли бы взять всего лишь два этажа в управление, как он хотел. Если мы беремся за дом, то отвечаем за него целиком. В жилищной инспекции сказали, что мы всё делаем правильно. Иванов Сергей Михайлович не хочет по закону всё решать. Кстати говоря, его дом числится вообще как овощехранилище, — прокомментировала Зиля Халидуллина, специалист предприятия «Стройсервис».
Она добавила, что жалобы жильцов понимает и советует им обратиться заключить договор с ресурсоснабжающей организацией напрямую.
Позже в прокуратуре Ярковского района ответили Ларисе Панкрушиной, что действия Сергея Иванова не законные.
— Данные действия КФК Иванова С. М. являются незаконными, поскольку последний не является управляющей организацией, не относится к ТСЖ и иным управляющим организациям, а следовательно, не является исполнителем коммунальной услуги, здание по адресу: с. Ярково ул. Ленина, д 96, стр. 2, является нежилым, выставление счетов за коммунальные услуги не соответствуют установленной жилищным законодательством формуле, тариф применяется для юридических лиц, а не для физических лиц, что существенно нарушает ваши права, — ответили в прокуратуре Ярковского района.
«Грубое нарушение со стороны органов самоуправления»: юрист — о ситуации и о вариантах решения проблемы
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма всегда является жилое помещение (дом, квартира либо их части).
По данным публичной кадастровой карты, помещение по адресу: Ленина, 96 именуется как «Здание овощехранилища под здание со встроенными помещениями бытового обслуживания и жилыми квартирами социального назначения». Однако в назначении прописано, что здание нежилое.
— Юридически такое невозможно, фактически — как видим. Предполагаю, что это сделано умышленно, чтобы закрыть решение суда, или просто от небрежности или неграмотности, — объяснил Юрий Лавров, юрист фирмы «Лексбокс».
Специалист сказал, что в оформлении документов допущено грубое нарушение со стороны органов закона. По словам юриста, от таких ошибок страдают жильцы: коммунальные услуги в нежилых помещениях дороже, требования безопасности соблюдают иначе.
— От требования закона при заключении договора социального найма отходить запрещено. В данном случае мы видим грубое нарушение со стороны органов местного самоуправления, которые передали во владение и пользование помещение, имеющее статус нежилого. Оно (требование закона. — Прим. ред.) юридически и зачастую технически не позволяет в нем проживать, надлежащим образом удовлетворять социально-бытовые нужды. Последствия этой ситуации могут быть плачевны для лиц, получивших право проживать в нежилом помещении: это и повышенные тарифы на коммунальные услуги, и элементарные вопросы безопасности. К жилому помещению предъявляются куда более высокие требования относительно технического устройства, температурного режима, — рассказал Юрий Лавров, специалист фирмы «Лексбокс».
Юрии Лавров советует в таких ситуации жильцам написать обращение в правоохранительные органы с просьбой провести проверку.
— Для разрешения проблемы фактическим жильцам помещения следует обратиться в органы прокуратуры и жилищную инспекцию с требованиями о проведении проверки работы администрации и представлении жилья, имеющего статус жилого, — сказал юрист.
Что еще мы рассказывали про переселение из ветхого жилья
Аварийные дома в Тюмени сносят систематически, людей расселяют или выплачивают выкупную стоимость. Местные власти весной этого года законодательно разрешили проводить комплексное развитие территории (КРТ), проще говоря, реновацию.
В рамках КРТ застройщик может сносить не только многоквартирные дома, признанные аварийными, но и другие объекты недвижимости (если договорится с собственниками). Почитайте большое интервью с начальником ГУС Тюменской области Павлом Переваловым: он подробно рассказал нам и вам об этом.
На Лесобазе началась подготовка к сносу нескольких домов, включенных в список аварийных. Всего до 2029 года в старой части микрорайона уничтожат бульдозерами 46 многоквартирников.