Пожар в СНТ «Солнышко» стал мрачной кульминацией вчерашних событий в Тюменском районе, где огонь охватил огромную территорию леса. Горело всё от Муллашей до Богандинского. Пришлось даже эвакуировать медицинские учреждения, находящееся рядом с эпицентром пожара.
Вечером 17 мая одно за другим стали поступать сообщения от жителей СНТ «Солнышко», расположенного недалеко от деревни Пышминка. Тюменцы просили о помощи — огонь уже перекинулся на их дома. Позже стало известно, что от пожара пострадали минимум 25 строений. О том, что происходило в дачном посёлке в самые мрачные минуты и что осталось от домов, рассказали его жители. Разговор состоялся прямо на пепелище.
«Поднялась черная туча»
На въезде в СНТ «Солнышко» нас встретил снятый шлагбаум и сгоревший автомобиль. Это пост сторожа, который раньше встречал всех приезжих в поселок. Среди обугленной травы находится небольшой участок, который практически не тронуло пламя. Его своими силами отбила супружеская пара.
— Ждали огонь с одной стороны, а он пришел совсем с другой. Начался сильный ветер. Поднялась чёрная туча, стало темно-черно, как ночью. Даже китайские фонарики засветились, которые ночью на автомате запускаются, — рассказывает жительница СНТ.
Рядом с их домом стоял дом сторожа и его уазик. По словам людей, сторож только и успел забрать свой паспорт. А затем пришёл огонь.
— Ветер был такой сильный — заборы вырывало. ГИБДД нас не пускали в СНТ. Наорали на инспекторов — и нас пропустили. В это время огонь уже подошел к участку. Ходили с лейками и лопатами. Удалось отбиться. К этому моменту здесь были две пожарные машины. Потом уже другие подъехали, но тут уже горело всё, — добавляет супруг тюменки.
«Хотел сегодня двери ставить»
Тюменец Валентин несколько лет строил дачу в СНТ «Солнышко». По его словам, стройка почти завершилась. Оставалось сделать самую малость. Участок у него был большой — двухэтажный дом, мангальный домик и баня. Всё это уничтожил огонь.
— Приехал сюда в восемь часов. В это время вертолет тушил поля. Бежали до СНТ и думали: что-то спасём. Огонь пришел от реки Пышмы. Не думали, что через реку его может перебросить. Здесь к этому моменту был сосед, который бегал с ведром и тушил. Его дом тоже сгорел, — рассказывает мужчина.
Ущерб Валентин оценивает в 800 тысяч рублей. Застраховать дом не успел, так как стройка ещё не была завершена.
— Десятый год строились помаленьку. Внучка и сын любили приезжать. Вместе с участком сгорел уазик. Хороший был, на ходу. Сегодня планировал в час забирать двери, чтобы поставить в доме. Теперь некуда ставить, — рассказывает Валентин.
«Видел огненный смерч»
Дмитрия и его отца мы встретили, когда они вместе с друзьями разбирали завалы, оставшиеся от их дома. Рядом стоит остов сгоревшей советской «Волги». Как и другие жители СНТ, Дмитрий рассказывает, что огонь появился мгновенно:
— Ночь провели в дыму. Я здесь был с утра 17 мая, а вдали уже всё в дыму было. Сразу было понятно, что к нам придёт огонь, и можно было технику стянуть. Не знаю, почему этого не сделали. Батя у меня военный — полковник в отставке. Он организовал тут патрули из мужиков. Ждали с одной стороны пожар, приготовили помпы, а он резко пришёл с другой стороны. Собрать вещи не успели. Даже видел огненный смерч.
Потерянное имущество мужчина оценивает в 5 миллионов рублей. Сейчас от участка ничего не осталось. Ничего из мебели и оборудования не сохранилось. Дмитрий рассчитывает, что власти помогут материально. Хотя бы, чтобы разгрести последствия огня.
Отец Дмитрия Юрий считает, что пожарные недооценили ситуацию, поэтому огонь пришел в СНТ.
—Тушили-тушили — недотушили, ветер поднялся и всё полетело сюда. Мы к этому моменту выставили посты — по два человека, постоянно менялись, телефонами обменялись. Поставили пожарную помпу, шланги на 150 метров. Огня не было, но жар такой стоял, что у меня волосы обгорали на руках. Потом сюда пришёл огонь. Был такой шквал, что выдержать было невозможно. Я такого даже во время войны не видел. Удивляюсь, как смогли удрать отсюда. Ещё бы на 10 минут задержались…, — вспоминает мужчина.
Полковник в отставке написал заявление в прокуратуру. Надеется, что она проконтролирует действия властей, чтобы пострадавшим оказали официальную помощь.
«Ждали огонь»
Одним из добровольцев, который стоял наготове перед наступающим огнем, был Александр. Дом его родителей стоял ближе к лесу у реки Пышма. Несмотря на все усилия, мужчинам не удалось отбить дом. Весь участок поглотило пламя. На нем курятник и загон для коз. От живности остались только кости и обгорелые тушки, над которыми кружат мухи.
— Весь день было задымление со стороны «Соснового Бора». Десять человек нас собралось. Ждали огонь. Ветер резко изменил направление, и пожар к нам перекинулся. Мы со стороны реки что-то пытались потушить, но нифига не получилось. Там уже дышать нечем было. Я добежал до родителей, а здесь уже огонь летел. Палки горящие летели на постройки. Всё вспыхнуло одновременно. Пожарные к нам приехали минут через 40. Дома, что уцелели, мы сами отстояли к этому времени.
«Успел телевизор только забрать»
Каждый житель СНТ встретил наступающий огонь по-своему. Не все успели спасти имущество.
— Папа успел забежать, но уже было сильное пламя, он успел телевизор только забрать, соседей собрал и уехал. Это происходило в восемь-девять вечера. Мы ещё дом не ставили. У нас там были стройматериалы. Стояла банька, — рассказывает Ксения.
Жители не оставляли в беде своих соседей. Тем, кто не мог уехать самостоятельно, помогали.
— Ужас, кошмар и страшно, когда под ногами горит земля. Каждый занимался своим делом, я была в теплице. Меня спасли соседи. Я ничего не видела. Так босиком — в майке и шортах, как была — так и выбежала. Ветер сильный, поэтому пламя быстро переносилось. Всё сгорело. На веранде лежала сумочка с документами — это всё, что я успела схватить. Написали заявление на материальную помощь. Теперь проходим перепись имущества. Придётся доказывать, что сгорело много дорогого имущества. Дом у нас построен. В этом году построили гараж. Честно говоря, на пепелище возвращаться не хочется. Это очень тяжело, потому что вкладывался свой труд. Не столько жаль денег, а что всё делалось своими руками, — рассказывает Ольга.
Практически все опрошенные жители СНТ задаются одним вопросом — почему у них не стояли пожарные караулы, которые бы сразу же приступили к тушению огня. В МЧС объяснили это тем, что пожарные были задействованы в тушении на большой территории, а в дачный поселок огонь принес верховой пожар, который разнес ветер. Сегодня утром в «Солнышко» приехал целый отряд сотрудников прокуратуры. Они общались с местными жителями, принимали заявления.
Борьба с пожаром в Тюменском районе не прекращается и на следующий день. Директор регионального департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Андрей Михнович сегодня, 18 мая, заявил, что площадь пожара составляет 172 гектара.
— В ликвидации принимают участие 50 человек и 16 единиц техники. Ситуация под контролем. Угрозы селу Богандинское нет, — заявил Михнович.
Несмотря на отсутствие угрозы Богандинскому, жителей приграничной к лесу улицы эвакуировали. Власти Тюменского района объяснили это решение желанием обезопасить людей.