Тюменская область горит. Полыхают леса и поля, города окутывает смог. Пожары повлияли даже на солнце. Огонь уже прошелся по сотням тысяч гектаров участков. Власти борются со стихией, но кардинальных улучшений пока нет. Недавно губернатор Александр Моор ввел режим ЧС в лесах. Редакция 72.RU собрала ответы на популярные вопросы людей о пожарах: что подразумевает под собой человеческий фактор, виноваты ли власти, что в регионе стихия обрела такие масштабы, сколько понадобится времени на восстановление лесов и какие настоящие причины случившегося?
Почему массово горит лес? Раньше такое было?
— Это аномальный год. Старожилы-коллеги говорят, что таких сезонов не было никогда. Снег по пояс сошел в кратчайшие сроки. Прошлогодняя трава высохла, влаги нет в почвах. Есть человеческий фактор. Огонь выходит из-под контроля, — объясняет Андрей Ерицов, заместитель начальника ФБУ «Авиалесоохрана».
Сколько, предположительно, это может продолжаться?
Ерицов не стал называть конкретные сроки. По его словам, предсказать очень трудно. В качестве одной из причин он называет сильную скорость ветра и отмечает, что в таких условиях очень сложно тушить пожары.
Необходимо ли такие пожары тушить или следует пойти по опыту Красноярского края и Австралии?
Другой эксперт, который много лет работал в качестве спасателя, на условиях анонимности сказал, что такое решение — на усмотрение властей. Он вспомнил случай в Красноярском крае и отметил, что пожары там в основном проходили далеко от населенных пунктов, чего не скажешь о нашем регионе. Специалист добавляет, что если запустить ситуацию, то пожары могут перекинуться в соседние регионы.
— Тушить пожары нужно, если они представляют опасность для людей. Есть такое понятие — риск-ориентированный подход. Мы не можем всё решить идеально. Пожары в отдаленных местах, где нет населения, менее опасны, чем в населенных регионах. Я, может быть, назову вещь, которая не понравится сибирякам, но все пожары, происходившие за последние десять лет в Сибири, по ущербу даже рядом не стоят с ущербом, который нанесли пожары в центре европейской территории страны в 2010 году. В плане последствия для людей, для экономики, — говорит Андрей Сирин, главный научный сотрудник Института лесоведения РАН.
Ерицов уверяет, что подобного вопроса даже ставить не нужно и пожары в Тюменской области необходимо тушить. Объясняет он это тем, что рядом находятся населенные пункты и объекты экономики.
В сводках периодически говорят про человеческий фактор в качестве причин пожаров. Что это значит?
— Когда люди выжигают покосы, а затем не удается остановить огонь. Бывает непреднамеренно: жарили шашлыки, до конца не потушили, бычок кинули на обочину, загорелась трава, а дальше — пожар. Есть нечеловеческий фактор — сухие грозы, — рассказывает один из собеседников.
Сирин добавляет: часто пожары начинаются с угодий после сельхозпалов или после непредумышленного поджога травы вдоль дороги.
— Есть разрешенные палы, но далеко не всегда их удается контролировать. Слишком часто, начиная выжигать траву у леса, выжигают лес. Это, к сожалению, глобальная практика. Этим развлекаются в Австралии и в Калифорнии. Глобальная проблема, — говорит Святослав Забелин, координатор Международного социально-экологического союза.
Леса поджигают, чтобы скрыть массовую срубку деревьев?
— Я считаю, что это абсурд. Никто этого делать не будет, потому что скрыть нелегальную рубку нельзя. Нелегальные лесорубы — преступники, но не идиоты. При любом пожаре самой высокой интенсивности дерево не сгорает, пеньки останутся. Не требуется быть большим специалистом, чтобы определить: дерево было срублено или упало после пожара. Нелегальные рубки — это отсутствие контроля безопасности. Важно срубить и побыстрее покинуть место. Даже когда это делается по подложным документам и при сокрытии контролирующих органов. Всё равно недостаточный порядок ведет к несоблюдению пожарной безопасности, — заявляет Сирин.
Андрей Ерицов тоже не думает о таком варианте событий. Он уверяет, что, где горят леса, нет ценных насаждений для «черных лесорубов».
Сколько необходимо времени, чтобы восстановить сгоревшие леса?
— Это зависит от того, какой пожар и какой лес. Потому что есть низовые пожары, когда горит напочвенный покров. Есть пожары верховые, когда пожар переходит на крону деревьев. Есть подземные — торфяные. Низовые проходят достаточно безболезненно для леса. Хвойным лесам — лиственница, сосна — низовые пожары вообще даже полезны. Они освобождают от мусора, обогащают почву. Сукцессия после пожара может составлять 100–200 лет, — говорит Андрей Сирин.
Оказывают ли подобные лесные пожары влияние на популяцию животных?
Он отмечает, что пожары — это естественное явление в лесных зонах. Сирин вспоминает, что раньше они возникали из-за молний, «но сейчас не успевают — человек быстрее». Эксперт уверяет, что большинство представителей фауны, которые привязаны к лесной зоне, в процессе приспособились к пожарам. Некоторые животные мигрируют, а слабые погибают с большей вероятностью. Сирин называет это элементом естественного отбора.
Есть ли вина властей в том, что в регионе столько пожаров?
— Кто-то поджег, а тот, кто должен тушить, предпочел [этого] не заметить. Есть очень удобная лазейка: если очень дорого, но далеко от населенных пунктов, то можно не тушить, — заявляет Забелин.
Действительно ли от осколков стекла начинают гореть леса?
Эксперт называет это байками и отмечает «один случай из миллионов».
В Тюменскую область прилетели специалисты из других регионов. Это значит, что наших не хватает?
Один из бывших спасателей называет это стандартной практикой. К примеру, раньше представителей «Авиалесоохраны» отправляли в Красноярск.
— Необходимо делать ротацию. Дополнительные силы — те, кого мы привозим, — это профессионалы. Они могут автономно долгое время находиться и работать в лесу. У них есть специальные средства для тушения пожара, — уточняет Ерицов.
Почему ситуация не улучшается, несмотря на то что пожары тушат?
Эксперты сетуют на погодные условия — долгое время не было осадков, жарко, сильный ветер.
Имеет ли смысл тушить пожары с воздуха?
— С воздуха пожар потушить невозможно. Это помощь работающим на земле. Все средства хороши. Сливы помогают сбить пламя, потушить кромку. Все решения по стратегии и тактике принимает руководитель тушения. Если он видит, что необходимо применять авиацию, то он говорит об этом, — заключил Ерицов.
Леса горят вот уже несколько недель. Последствия стихии дают о себе знать. Специалисты выяснили, что пожары стали причиной загрязнения воздуха в Тюмени. Между тем региональный оперштаб 12 мая сообщал, что за последние сутки произошло 11 новых лесных пожаров общей площадью 757,2 гектара.
В Тюменской области до конца мая нельзя посещать леса, разводить открытый огонь на дачах. Жарить шашлыки можно в специально отведенных местах.