Город История Тюмени 300 тюменцев, зять Распутина и попытка побега: малоизвестные факты о тобольской ссылке Романовых

300 тюменцев, зять Распутина и попытка побега: малоизвестные факты о тобольской ссылке Романовых

После революции 1917 года царская семья была сослана в Сибирь

Семью Романовых летом 1918 года отправили в Тобольск, в центр страны, откуда сбежать за границу было сложнее. На фото Сергея Прокудина-Горского Тобольск начала ХХ века

В годы революции семья бывшего российского императора несколько месяцев провела в Тобольске. О жизни Романовых за Уралом очень много самой разнообразной информации, но историки и экскурсоводы чаще говорят о личных качествах бывшего царя и его родных, о взаимоотношениях в семье, о страшных подробностях расстрела, после которого Романовы были канонизированы. Между тем современники экс-императора описывали в своих воспоминаниях события, которые отлично характеризуют страшное и невероятное революционное время. Расскажем о них в материале 72.RU.

300 офицеров в Тюмени

После октябрьского переворота в Петрограде постепенно началась смена власти на местах. В отдаленных провинциях процесс затянулся, это касалось и Тобольской губернии. В ситуации неопределенности у Романовых, которые находились в ссылке в Тобольске, возникла надежда на побег. Об этом вспоминал учитель бывшего наследника Алексея — Пьер Жильяр.

Летом 1918 года Временное правительство решило выслать царскую семью вглубь страны, откуда было сложнее сбежать за границу. Вместе с Романовыми поехали многочисленные домочадцы, в числе которых был Пьер Жильяр. Иностранному педагогу повезло, ему не разрешили остаться в Екатеринбурге в заточении Ипатьевского дома, так что он избежал расстрела. Выбравшись из революционной России, Жильяр написал книгу «Император Николай II и его семья» на основе своих дневниковых записей.

По словам Пьера Жильяра, Романовы в марте 1918 года ждали помощи от неких офицеров из Тюмени.

«Их Величества, несмотря на жгучую тревогу, растущую со дня на день, сохраняют надежду, что среди верных им людей найдется несколько человек, которые попытаются их освободить. Никогда еще обстоятельства не были более благоприятны для побега, так как в Тобольске (после октябрьского переворота. — Прим. ред.) еще нет представителя правительства большевиков... Было бы достаточно нескольких энергичных людей, которые действовали бы снаружи по определенному плану и решительно», — писал Жильяр.

До Романовых в тот период доходили сведения об организации офицеров, которые их защитят. Бывшая императрица Александра Федоровна неоднократно упоминала о трех сотнях верных людей, которые в Тюмени ждут благоприятной ситуации. Об этом мы знаем благодаря следователю Николаю Соколову, который вел дело о расстреле царской семьи.

В 1918 году при участии военных чехословацкого корпуса (пленных Первой мировой вывозили из России через Владивосток) в восточной части страны режим большевиков был свергнут. Огромная территория оказалась под контролем антибольшевистских сил. Сначала было создано коалиционное правительство — Директория, а потом к власти в результате военного переворота пришел адмирал Колчак. Он поручил провести расследование обстоятельств убийства Романовых в Екатеринбурге, которых расстреляли незадолго до сдачи города чехам. Николай Соколов считался талантливым и въедливым следователем. Найти тела он не успел (красные снова взяли Екатеринбург в 1919 году), но сумел опросить огромное количество людей, соприкасавшихся так или иначе с Романовыми, в том числе Пьера Жильяра. В эмиграции Соколов написал книгу «Убийство царской семьи».

Следователь выяснил, что Романовы ждали помощи от офицеров, которые собрались в Тюмени. Об этом часто говорили в царской семье.

«Я положительно могу удостоверить следующее. Государыня мне несколько раз говорила, что в Тюмени (именно в Тюмени) собирается отряд хороших людей для их защиты. Однажды Ее Величество определенно мне сказала, что там (в Тюмени) собралось 300 хороших офицеров... » — так Николай Соколов передает слова допрошенного им Пьера Жильяра.

Романовы надеялись, что в Тюмени — уездном городе Тобольской губернии — собираются офицеры, которые их освободят

Зять Распутина

Увы, 300 офицеров, готовящих побег Романовых, в Тюмени не было. По крайней мере, их следов в нашем городе Николай Соколов не нашел. Зато обнаружил следы деятельности зятя Григория Распутина. Вот что выяснил белый следователь.

В августе 1917 года в Тобольск приехал некто Борис Соловьев, офицер бывшей царской армии. Через церковные круги он попытался выйти на Романовых, но безуспешно. После этого Соловьев, отец которого был хорошо знаком с Распутиным, женился на дочери знаменитого тюменского старца — Матрене. Молодожены поселились в Тюмени. Путь из Центральной России в Тобольск пролегал через Тюмень, сначала поездом по Транссибу, а затем либо пароходом, либо гужевым транспортом в губернский центр.

Поклонники Распутина продолжали поддерживать связь друг с другом и после его смерти, в их числе — бывшая императрица. Через Матрену Распутину Соловьев все-таки вышел на Романовых. Ему удалось занять особое положение посредника между семьей бывшего императора и российскими монархическими кругами. По сведениям следователя Соколова, немногочисленные на тот момент монархисты пытались предпринять какие-то действия, чтобы, во-первых, облегчить положение семьи в тобольской ссылке, а во-вторых, рассмотреть возможность спасения. В частности, собирались деньги, а в Сибирь тайно выезжали бывшие царские офицеры.

Соловьев встречал в Тюмени всех прибывавших монархистов, брал деньги для передачи Романовым (и при этом, похоже, до них доходило не всё), а также запрещал без его ведома предпринимать что-либо для спасения семьи. Он уверял, что ситуация под его личным контролем, подготовка побега идет полным ходом, набраны готовые на всё люди. По всей видимости, именно отсюда проистекала вера Александры Федоровны в 300 тюменских офицеров.

Григорий Распутин, как известно, родом из села Покровское, в 1914 году он был госпитализирован после неудачного покушения, фото сделано в тюменской больнице, предположительно, фотографом Шустером. У Распутина были дочери, одна из которых в 1918 году с мужем жила в Тюмени

После внезапной высылки Романовых из Тобольска в Екатеринбург «миссия» Соловьева завершилась, какое-то время он еще пожил в белой Сибири, а потом через Владивосток с женой отправился в эмиграцию. Кстати, Николай Соколов пишет, что зять Распутина после отъезда Романовых якобы кинулся из Тюмени в Тобольск и разузнал, где находится часть оставленных царских драгоценностей, а спустя месяцы продал содержанке читинского атамана Семенова бриллиантовый кулон за 50 тысяч рублей.

Как Романовых пытались вывезти из Сибири (в Екатеринбург через Омск)

В апреле 1918 года стало ясно, что «300 тюменских офицеров» не придут на помощь царской семье. Вместо них в Тобольск из Москвы приехал большевистский комиссар Яковлев и объявил, что увозит Николая Романова. Он разрешил семье в добровольном порядке сопровождать бывшего царя. Алексей в тот момент оказался болен — у него случилось обострение гемофилии, так что ехать он не мог. С Николаем в неизвестность поехали жена Александра Федоровна и одна из дочерей — Мария. Остальные дети остались в Тобольске вместе с приближенными особами. В Тюмени трое Романовых были посажены в поезд и отправлены на запад. Спустя несколько дней близкие бывшего царя получили телеграмму с известием об их остановке в Екатеринбурге. В середине мая в Тобольск приехали уральские красногвардейцы и забрали оставшихся детей и приближенных лиц.

Следователь Николай Соколов считает, что комиссар Яковлев на самом деле вез бывшего царя в Европейскую Россию. Соколов подробно описывает это странное апрельское путешествие. По его словам, поезд с Романовыми из Тюмени отправился в сторону Екатеринбурга, но в дороге комиссар получил сведения, что уральцы его не пропустят.

«Доро́гой Яковлев известился, что Екатеринбург его не пропустит далее и задержит. Он кинулся назад в Тюмень и отсюда поехал на восток, то есть к Омску. Но до Омска ему не удалось доехать. На станции Куломзино, ближайшей к Омску, его поезд был остановлен и окружен силами красных. Яковлеву было заявлено, что Екатеринбург объявил его вне закона за то, что он пытается увезти царя за границу, о чем Екатеринбург известил Омск. Отцепив паровоз, Яковлев поехал в Омск, говорил оттуда по прямому проводу с ЦИКом и получил приказание ехать в Екатеринбург», — рассказывает Соколов.

Поезд снова развернули на запад. 30 апреля Романовых размещают в срочно реквизированном доме Ипатьева, Яковлев один уезжает в Москву и вскоре переходит на сторону белых. Пытался ли он спасти бывшего царя или просто выполнял распоряжение Москвы доставить его в Центральную Россию, остается неизвестным.

В отличие от губернского Тобольска уездная Тюмень стояла на Транссибе, то есть была важнейшим транспортным узлом, который было невозможно миновать. Фото из фондов МКимС

Расследование, которое вел Соколов, курировал Михаил Дитерихс — высокопоставленный военный, соратник Верховного правителя России Александра Колчака. После эмиграции он также оставил мемуары («Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале»), в которых предположил, что уральские большевики планировали убить бывшего царя в пути.

«Обсуждали вопрос — как будет лучше покончить со всей царской семьей при этой перевозке: устроить ли крушение поезда и таким образом раздавить их или организовать охрану от провокаторского покушения на крушение поезда, то есть перестрелять в пути всех, представив дело гибели членов царской семьи как случайное следствие происшедшего боя с мнимой бандой злоумышленников», — пишет Дитерхис.

Эти планы реализованы не были (видимо, помешала исполнительность московского комиссара Яковлева). Но и дальше Екатеринбурга Романовых вывезти не удалось. Получается, что уральские большевики «отвоевали» их у Москвы. Два месяца бывший царь и его близкие жили в Ипатьевском доме и накануне сдачи города войскам чехословацкого корпуса были зверски расстреляны в Екатеринбурге. Их тела тайно захоронили в Поросенковом логу, а обнаружены они были только в 70-х годах ХХ века.

Почему никто не стал спасать Романовых

В революционные годы Россия была расколота. Представители разных партий и движений боролись за власть, началась страшная Гражданская война. Но при этом существовал общенациональный консенсус о судьбе монархии. Подавляющее большинство жителей бывшей Российской империи сходились в том, что царь стране больше не нужен, а особенно такой, как Николай II. Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Анатолий Кононенко рассказывает, что свержение самодержавия поддержали практически все.

«В нашем городе был всего один человек, который публично выступил в поддержку прежнего строя и царя — отец Владимир Хлынов, его сразу выгнали из Знаменской церкви. Вся остальная Тюмень поддержала свержение самодержавия. На самом деле Николая никто не свергал, от него просто все отвернулись. Даже дом Романовых плохо относился к нему, считалось, что он попал под влияние своей жены. Спасать Романовых в реальности практически никто не пытался, были отдельные люди, пытавшиеся что-то предпринять для освобождения, они встречали полное непонимание. Увы, получается, что Николай попал в плен к своему народу, и народ его казнил», — рассуждает Кононенко.

По его словам, многие сейчас считают, что в Российской империи жилось неплохо, но это не так. Россия была отстающей страной, 90% населения было неграмотным, это десятки миллионов крестьян, которым, как говорит историк, жилось тяжело. Так что в необходимости перемен никто не сомневался, и возврата к прежнему быть не могло.

1912 год, фото Л. И. Родионова из фондов Музейного комплекса имени Словцова

Кстати, после крушения СССР в Тюмени появился «наследник» Николая Романова. Местный житель Валерий Пантелеев объявил себя потомком свергнутого царя от балерины Матильды Ксешинской. О «наследнике» в своей книге «Четыре века Тюмени» пишет краевед Александр Иваненко.

«Он узнал об этом из "записок своих предков". Пантелеев величал себя Романовым-Кшесинским. 19 июля 1991 года он создал Российскую Монархическую партию, выставлял свою кандидатуру на выборах губернатора Тюменской области — в 1996 и 2001 годах. Считал себя "законным наследником российского престола, регентом российской монархии". Пантелеев считал, что России просто необходима монархия, что здесь (в Сибири) монархия погибла, здесь она должна и возродиться».

В революционные годы в Тюмени появилась улица Республики — это главная улица города. Свое название она получила как раз в связи с высылкой Романовых в Тобольскую губернию. Тюменские власти решили, что если бывший император по прибытии увидит Царскую улицу, то возникнет неловкий момент, и дали ей новое название. После того как красные разгромили Белую армию, в Тюменской губернии вспыхнуло мощное антикоммунистическое восстание. Повстанцы даже создали «квазигосударство» с центром в Тобольске. Почитайте интервью с тюменским историком, который выяснил, как тюменцы относились к советской власти 100 лет назад.

В Тобольске в год столетия расстрела открылся музей, посвященный Романовым, а в Тюмени в прошлом году поставили большой памятник царской семье. Мы часто пишем об истории Тюмени в специальной рубрике. Наш город — один из старейших в восточной части России, Тюмень основали более 400 лет назад, когда страной еще управляли Рюриковичи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем