В Чите продолжается судебный процесс по делу Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего сослуживцев в войсковой части. Сегодня, 22 декабря, состоялись прения сторон. Защита продолжает настаивать, что преступление совершено в состоянии аффекта, но с этим категорически не согласно обвинение.
Трагедия под Читой произошла 25 октября 2019 года. Рамиль Шамсутдинов открыл огонь по сослуживцам. В результате погибли восемь человек и двое получили ранения. Подробнее о том, что случилось в тот день, читайте в большом материале.
Сторона защиты Рамиля Шамсутдинова в суде повторила свою позицию, высказанную на предыдущих заседаниях. Адвокат заявил, что причиной трагедии стало то, что старший лейтенант Данил Пьянков заставлял подсудимого учить устав и запрещал ему спать трое суток. Также Шамсутдинов подвергался насилию со стороны контрактника сержанта Романа Ковалёва. Это и стало причиной того, что солдат перестал воспринимать реальность и расстрелял сослуживцев, пишет ZabNews.
— Бесспорно, Шамсутдинов виновен в гибели потерпевших, но, с одной стороны, он сам являлся жертвой неуставных отношений и пыток со стороны офицеров. Я прошу вас, уважаемые присяжные, проявить к нему сострадание. Пусть через много лет, но он вернется к нормальной жизни, к своим близким. Это преступление будет всегда с ним, — заявил Тугушев.
Обвинение — против снисхождения
Сторона обвинения заявила, что Рамиль Шамсутдинов спланировал свое преступление.
— Обвиняемый поставил во главу угла не исполнение воинского долга, а свои амбиции. Он демонстрировал свою исключительность, противопоставляя себя сослуживцам, — заявил прокурор.
Обвинитель попросил присяжных не проявлять к Шамсутдинову снисхождения, поскольку он убил людей хладнокровно, и даже привел цитату Леонардо да Винчи: «Кто не карает зла, способствует его свершению».
— Обвиняемый намеренно не подчинился приказу офицера о разряжении оружия. Он отступил в сторону и начал прицельно стрелять с близкого расстояния, практически в упор, короткими очередями. Сначала он хладнокровно выстрелил в голову Анатолию Куропову. Потом произвел по 3–4 выстрела в спину Пьянкову, Никишину, Богомолову, Андрееву и Шпаку. Выпустил очередь в спину капитану Евсееву. После он стал добивать своих жертв. Эта участь обошла лишь Андреева. Из показаний Шамсутдинова следует, что так он хотел сделать ему еще больнее, — поделился прокурор.
В прениях участвовала супруга убитого офицера Владимира Евсеева. Она усомнилась в том, что Шамсутдинов был в состоянии аффекта.
— В видеоэксперименте он совершенно спокойно и четко рассказывал, где и кто стоял. Как производил прицельные выстрелы. Как причинил ранения моему мужу и произвел контрольный выстрел. И так он расправился с человеком, который, по его же словам, случайно оказался на месте трагедии, — заявила вдова Евсеева.
Женщина рассказала присяжным, что у погибшего офицера осталась маленькая дочь, которая до сих пор его ждет. Супруга Евсеева попросила не проявлять к обвиняемому снисхождение, ведь, по ее мнению, он не был в состоянии аффекта.
Последнее слово Шамсутдинова
Сегодня Рамилю Шамсутдинову дали возможность выступить с последним словом:
— Довели меня до этой ситуации. Я этого не хотел. Я сам не понял, как это произошло. Я раскаиваюсь в содеянном.
Приговор Рамилю Шамсутдинову будет оглашен только после решения коллегии присяжных. В четверг, 24 декабря, присяжные начнут свою работу.
Судебное разбирательство по делу Рамиля Шамсутдинова длится почти месяц и проходит с участием коллегии присяжных. За это время в суде выступили сослуживцы военнослужащего, родственники убитых солдат, а также специалист центра имени Сербского, который обследовал подсудимого.