Город интервью Набережная, трамвай и выборы: чем в Тюмени будут заниматься представители фонда Ильи Варламова

Набережная, трамвай и выборы: чем в Тюмени будут заниматься представители фонда Ильи Варламова

Интервью с главой регионального отделения «Городских проектов» Кристиной Шелемехой

Кристина Шелемеха будет представлять фонд Ильи Варламова и Максима Каца в Тюмени
Источник:

В Тюмени заработало региональное отделение фонда «Городские проекты». В Москве им управляет хорошо известный тюменцам Илья Варламов, который неоднократно критиковал наше благоустройство. Представлять «Городские проекты» в Тюмени будет Кристина Шелемеха, она победила в голосовании, которое проходило онлайн. Чем «Городские проекты» будут заниматься в Тюмени? Есть ли политические амбиции у урбанистов? Что лучше для города — трамвай или троллейбус? Поговорили об этом с новым руководителем отделения фонда в Тюмени.

«Городские проекты» — фонд, созданный общественным деятелем Максимом Кацем и блогером Ильей Варламовым, призванный улучшить городскую среду с помощью достижений современной урбанистики.

Что будут делать «Городские проекты»

— В каком виде существует региональное отделение «Городских проектов» в Тюмени? Сколько у вас сторонников?

— Пока это волонтерский проект, у нас сейчас около 150 человек. Всё существует в формате общественной нагрузки, что будет дальше, я пока не готова говорить.

— Почему было решено открыть такое отделение именно в Тюмени?

— Города присутствия выбирает федеральный штаб, это была их инициатива. Сначала был открыт набор сторонников, а потом среди них открыли набор руководителей. Прошли конкурс, дебаты, и я победила.

— Вашим конкурентом в борьбе за пост руководителя отделения был Аркадий Каюгин, автор паблика «Тюмень для людей». Он останется в вашей команде?

Да, конечно, Аркадий остался в отделении. Он куратор направления по подготовке обращений. В «Проектах» очень многое завязано на обращениях в администрацию города, в управляющие компании. Он в этом силен и будет этим заниматься.

— Как вы общаетесь с федеральным штабом?

— Пока всё онлайн. Но в будущем запланированы и офлайновые мероприятия, например тур Ильи Варламова по городам с книгой «Сто советов мэру». Вероятно, будут какие-то лекции. В Тюмени мы будем всё это организовывать. Но сначала надо дождаться снятия ограничений.

— С чего вы начнете свою деятельность в новом качестве в Тюмени?

— Мы начнем делать проект, который я презентовала на дебатах. Он называется «Доступный город Земли». Первый этап — обследование велоинфраструктуры. Будем выбирать районы города, обследовать их и готовить обращения на портал «Тюмень — наш дом». Будем отражать свою позицию о том, каким должно быть пространство для пешеходов, велосипедистов и самокатчиков в Тюмени.

В работе еще несколько проектов. Хотелось бы что-то сделать с Мельникайте. Хотелось бы поучаствовать в улучшении проекта, а в идеале вообще его отменить, потому что трасса непрерывного движения в центре города — это неприемлемо.

«Есть амбициозный проект по возвращению в Тюмень электротранспорта. Это может быть трамвай или троллейбус»

Сейчас у нас нет ничего, так что можем «обнулиться» и предложить вариант решения вопроса. Собираем информацию. Такой же кейс сейчас разрабатывают коллеги в федеральном отделении — трамвай по Садовому кольцу. Хотим посмотреть на их опыт, разработать аналогичный проект и предложить администрации нашего города.

Проблема набережной и отказ от автомобилизации

— А что еще в Тюмени можно было бы поправить?

— Недавно мы разбирали повестку, в ней 37 пунктов. Из глобального хотелось бы заняться образованием граждан. Многие не знают, как отправлять обращения через портал «Тюмень — наш дом» по поводу разных проблем. Некоторые проблемы в городе можно решать самостоятельно, без поддержки общественников, поэтому будет серия обучающих материалов на тему «Как сделать что-то хорошее для своего города и двора».

Еще нас очень волнует проект набережной. То, что уже сдано, — это просто выжженная гранитная пустыня. Мы следим за тем, что делает «Контора пароходства» совместно с агентством Orchestra. Оставшийся участок набережной тоже должен быть чем-то занят. А еще противоположный берег — мы продолжаем наступать на те же грабли и снова делаем голую гранитную набережную с озеленением в виде газонов с табличками «Не ходить», «С собаками не гулять». Снова недружелюбная для человека среда, которая красиво выглядит только на фотографии.

— Еще тюменцы много жалуются на вырубку деревьев в городе.

— Да, конечно! Это есть в проектах. Мы называемся «Городские проекты», в названии заложено, что мы занимаемся именно проектной работой. Это не очередная группа общественников, которая говорит, что всё плохо и надо исправить. Наша задача — создавать общественный запрос, образовывать людей и предлагать решения, как исправить.

— Планируете налаживать отношения с муниципальными органами власти?

— А какие отношения должны быть налажены? У нас должны быть исключительно деловые отношения, которые может установить любой желающий путем написания обращений, встреч и так далее. Пить чай, ходить на пикник, создавать какие-то экономические отношения мы не планируем. Мы — независимая организация, которая существует за счет фандрайзинга.

— Средства вы будете собирать со сторонников в Тюмени или вам выделяет федеральное отделение?

— Штаб выделяет то, что жертвуют сторонники по всей стране конкретно на наше отделение. Интересоваться работой отделения может человек в любой точке планеты. При пожертвовании он может указать, на какое отделение он жертвует.

— У «Городских проектов» будет офис в Тюмени?

— Пока не планируем. Но всё будет зависеть от объемов работы. Сейчас мы только начинаем, офис не требуется.

— Если это будет общественная нагрузка, насколько реально совмещать ее с основной работой?

— Я же не одна. Есть команда, которая помогает. Всё посильно. Я мечтаю реализоваться как хороший, грамотный и талантливый общественник, в хороших и правильных проектах. Это трудно, но это надо делать, раз есть такая глобальная цель в жизни.

— Реализоваться в Тюмени? Нет желания вырасти и уехать?

— Нет! Я хочу развиваться именно в Тюмени и развивать этот город.

— А каким вы его видите в будущем благодаря вашим усилиям?

— Я хочу, чтобы Тюмень отказалась от автомобилизации. Мы стремимся в городе внедрять передовые практики в разных сферах (экономики, строительства), проводим масштабные мероприятия, но совершенно игнорируем достижения в урбанистике. Раскладываем грабли и наступаем на них, причем неоднократно.

«Я хотела бы, чтобы наш город встал на путь развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры и отказался от безумной автомобилизации»

В США уже несколько десятилетий назад стало ясно, что это не работает. Есть кейсы по всему миру, когда многоуровневые автомобильные эстакады переделывают в пешеходные бульвары и парки. Развязки не решают проблемы пробок. Но наш город продолжает строить, хотя нужно остановиться.

Общественный транспорт для людей

— Читатели 72.RU совершенно точно возразят вам, что в Тюмени 9 месяцев зимы. Они напишут в комментариях, что велосипеды — это здорово, но без автомобиля здесь не выжить.

— Эта проблема решается развитым общественным транспортом. Я знаю, что у нас есть районы в городе, откуда невозможно уехать, потому что автобус ходит раз в полчаса. Значит, автобусы должны ходить чаще.

По поводу велосипеда у нас будет отдельная ветка проекта «Доступный город Земли» по передвижению на велосипеде зимой. Мы хотим делать интервью с людьми, которые активно ездят на велосипеде зимой. Причем не спортсмены, а обычные люди, которые передвигаются по своим делам. Они поделятся своими лайфхаками, как это работает. Мы уже обсуждали это на встрече отделения. По словам таких велосипедистов, нет никаких трудностей — меняется резина, подбирается одежда. Мы всё это покажем.

— По поводу общественного транспорта. У вас есть какие-то инициативы — как его улучшить, чтобы он стал доступным и комфортным?

— Во-первых, нужен электротранспорт, как я говорила уже. Во-вторых, сейчас мы наблюдаем приоритет маршруток над автобусами. Есть некоторое ощущение, что автобусы стали ходить реже после режима самоизоляции, в среднем раз в 15 минут в любых направлениях. И при этом очень много маршруток. Этот приоритет нужно менять, отказываться от маршруток в пользу автобусов, повышать провозную способность. И, конечно, жестче контролировать выделенную полосу.

Автобусы более вместительны и безопасны. Маршрутки не предназначены для перевозки стоящих пассажиров. Маршрутки могут ездить, но тогда там все должны сидеть.

— Многие мечтают о метро в Тюмени. Как вы к этому относитесь?

— Это очень дорого. О метро в основном мечтают автомобилисты, потому что это позволяет увести пешеходов под землю и оставить дороги для автомобилей. А мы говорим о приоритете людей, а не машин. Более бюджетно и удобно для нашего города развивать наземный электротранспорт.

— Лично вам троллейбус или трамвай больше нравится?

— Наверное, трамвай. Но, возможно, у меня устаревшие представления о троллейбусе. Я помню, как в Тюмени у троллейбусов всё время на поворотах падали рога. Думаю, с того времени технологии шагнули далеко вперед.

— Говорят, что Тюмень скоро станет миллионником. На ваш взгляд, город к этому готов?

— Конечно, нет. Мы опять же наступаем на грабли других городов. Строим огромные жилые комплексы в чистом поле и только потом думаем, как туда общественный транспорт подводить. Недавно я была в Ново-Патрушево. Внутри там еще более или менее, но если человек выходит на остановку, то перед ним совершенно разбитая, неустроенная дорога. Ходят только маршрутки, они всегда загружены. С этим надо что-то делать.

«Когда смотришь на сданные дома в Тюмени, возникает вопрос, как они вообще одобрение прошли»

Очень плотная застройка, нет переменной этажности. Есть вопросы к инсоляции, когда дома ставят так, что тень от одного дома падает на другой. Люди живут как в склепе. Подъезды, которые находятся не на уровне земли. Чтобы стать хорошим городом-миллионником, наверное, для начала надо строже подходить к строительству жилья для этих миллионов.

Скульптуры в Ново-Патрушево и «пляж» у многоэтажек

— А вы в Ново-Патрушево ездили из-за скульптур, которые Илья Варламов раскритиковал?

— Да. Посмотрела живьем.

— Вы согласны с его критикой?

— Конечно! Я выложила в сторис фотографии, и у меня несколько человек спросили, неужели это реально. Мне эти скульптуры напоминают выброшенных на берег рыб, которые задыхаются. Грустное зрелище. Причем на фотографиях виден фонтан. К нему не подведена вода. Это просто конструкция, которая стоит на плитке. Внутри синтетическая газонная трава. Почему? Это максимально плохо.

К самим статуям проложены коммуникации, то есть туда можно подвести воду, она может литься из кувшинчиков этих статуй. Она может литься в фонтане. Хотя этого лучше не делать! Лучше эти статуи убрать и поставить там, например, лежаки, потому что на этом «Сказочном бульваре» вообще нет тени. Единственное, что там хорошо делать, — это загорать. К этому бульвару вообще много вопросов.

Бульвар в Ново-Патрушево теперь известен всей России. Спасибо Илье Варламову
Источник:

— Наверняка к вам будут обращаться люди, недовольные точечной застройкой. Вы будете им помогать?

Будем смотреть по конкретным кейсам. Если появится обращение, посмотрим, посоветуемся с федеральным штабом. В этом контексте у нас возникла интересная идея, связанная с вырубкой деревьев под застройку. Хотим, чтобы у нас появился открытый онлайн-ресурс порубочных билетов, которые выдаёт администрация. Мы неоднократно с этим сталкивались. Когда идет благоустройство двора или строят очередную свечку на крошечном пятачке во дворе, рубят деревья. Хорошо бы заранее видеть порубочные билеты.

Недавний опыт показал, что непонятно, кто отвечает за выдачу билетов. Администрация говорит, что всё в порядке, но когда поднимается общественное волнение, тут же выясняется, что вырубили неправильно и будут разбираться. Очевидно, что на этапе выдачи порубочных билетов происходит какая-то ошибка, и здесь нужен общественный контроль.

— И последний вопрос. Вы планируете заниматься политической деятельностью в Тюмени, участвовать в выборах?

— Однозначно будем. Когда будут выборы в Тюменскую городскую думу, мы будем выдвигать своих кандидатов. Буду ли это я или сторонники «Городских проектов»? Возможно, просто независимые граждане, которых мы поддержим, покажет будущее. Мы будем стремиться к тому, чтобы депутаты с урбанистической повесткой были в городской думе.

Поддержите урбанистов в Тюмени?

Да, они дело говорят
Нет, Варламов не нравится, всегда на Тюмень наезжает
Не во всем согласна / согласен с Кристиной Шелемехой, сейчас напишу в комментариях
Хочу посмотреть ответы

Кристина Шелемеха известна в Тюмени как сторонник «зеленого» образа жизни. Она руководитель экологического объединения «Круговорот». Накануне Нового года Кристина Шелемеха рассказывала тюменцам, как правильно выбирать елку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
152
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Мне есть с чем сравнивать»: пенсионерка переехала в Тюмень с Севера и влюбилась в город — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Колонка тюменца, который отказался от энергетиков — может, и вы вместе с ним?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления