13 декабря пятница
СЕЙЧАС -7°С

Исчезли навсегда. Вспоминаем тюменские троллейбусы, гуляя по городу с их крошечной «рогатой» копией

Десятилетию закрытия троллейбусной сети в городе посвящается

Поделиться

Последний раз по этой улице такой же, только настоящий троллейбус ездил в 2009 году

Последний раз по этой улице такой же, только настоящий троллейбус ездил в 2009 году

В этом октябре исполнилось ровно 10 лет, как с улиц Тюмени навсегда исчезли троллейбусы. Городские власти объяснили это низкой востребованностью общественного транспорта и неказистостью троллейбусных линий, которые придавали городским улицам неряшливый вид. Защитники «рогатых электричек» уверены: виной всему происки конкурентов — автобусных парков. Все годы существования в Тюмени троллейбусов проезд в них стоил дешевле, чем в автобусах и маршрутках. В 2009 году мы платили в них всего 7 рублей.

Правды теперь не найти, да и стоит ли: местные чиновники твердо дали понять, что троллейбусы точно не вернутся на городские улицы. Но мы пофантазировали и запустили по современной Тюмени этот вид транспорта. Да, он совсем крошечный, но как две капли воды похож на настоящий. Посмотрите, он очень-очень мил.

Возвращение ЗиУ-5 и ЗиУ-9 в Тюмень

В в основном по Тюмени ездили троллейбусы модели ЗиУ-5. А в начале 80-х у нас эксплуатировались и ЗиУ-682 (они же — ЗиУ-9)

В в основном по Тюмени ездили троллейбусы модели ЗиУ-5. А в начале 80-х у нас эксплуатировались и ЗиУ-682 (они же — ЗиУ-9)

Предлагаем пофантазировать, как бы симпатичные бело-голубые троллейбусы вписались в тюменские каменные джунгли 

Предлагаем пофантазировать, как бы симпатичные бело-голубые троллейбусы вписались в тюменские каменные джунгли 

А этот горчичный симпатяга и есть тот самый ЗиУ-9. Если бы троллейбусы продолжали ездить по Тюмени, то на таком можно было доехать до нашей главной достопримечательности — набережной Туры

А этот горчичный симпатяга и есть тот самый ЗиУ-9. Если бы троллейбусы продолжали ездить по Тюмени, то на таком можно было доехать до нашей главной достопримечательности — набережной Туры

Тюменские троллейбусы ездили по 15 маршрутам. Рассказывайте, кто и куда на нем добирался? 

Тюменские троллейбусы ездили по 15 маршрутам. Рассказывайте, кто и куда на нем добирался? 

В 2008 году себестоимость одной поездки на троллейбусе составляла 10,44 рубля при тарифе 7 рублей за одну поездку. За проезд в автобусе в то время мы платили 12 рублей

В 2008 году себестоимость одной поездки на троллейбусе составляла 10,44 рубля при тарифе 7 рублей за одну поездку. За проезд в автобусе в то время мы платили 12 рублей

Кстати, интересный факт. После закрытия троллейбусного предприятия в Тюмени количество женщин, управляющих городскими автобусами, существенно возросло

Кстати, интересный факт. После закрытия троллейбусного предприятия в Тюмени количество женщин, управляющих городскими автобусами, существенно возросло

Предлагаем заодно и вспомнить историю троллейбусного сообщения в областной столице. 

Тюменские троллейбусы: от появления до исчезновения

Апрель 1970 года. Именно тогда открылась в нашем городе первая троллейбусная линия, а в июне первые пассажиры смогли с ветерком прокатиться на новеньких «электричках». Хотя не совсем с ветерком: транспорт этот не самый быстрый и не особо маневренный. 

Самым первым стал маршрут «Музей — Моторный завод», соединявший Моторный завод и завод Медоборудования. К 1976 году число маршрутов достигло двенадцати. Тогда в Тюмени проживали 360 тысяч человек

Самым первым стал маршрут «Музей — Моторный завод», соединявший Моторный завод и завод Медоборудования. К 1976 году число маршрутов достигло двенадцати. Тогда в Тюмени проживали 360 тысяч человек

Главной бедой было внеплановое отключение электроэнергии или скачки напряжения. Это означало, что «рогатые» вставали как вкопанные. Ни сдвинуть, ни эвакуировать. Но эти досадные случаи компенсировались относительной дешевизной билетов: ездить на тех же автобусах было пусть не намного, но всё же дороже. 

Первые водители троллейбусов обучались навыкам и мастерству вождения в соседнем Челябинске. К 1971 году Тюмень получила право заниматься кадровой подготовкой сотрудников самостоятельно.

Первые водители троллейбусов обучались навыкам и мастерству вождения в соседнем Челябинске. К 1971 году Тюмень получила право заниматься кадровой подготовкой сотрудников самостоятельно.

Где есть троллейбусы и коммуникации — необходимы грамотные руководители. В начале декабря 1971 года появилось «Тюменское троллейбусное управление», а год спустя и депо, вмещавшее полсотни рогатых машин. Число работников за пару лет перевалило за 100 и продолжало расти соразмерно с количеством троллейбусных маршрутов.

Вход и въезд на территорию был строго по пропускам. Посторонним тут не место

Вход и въезд на территорию был строго по пропускам. Посторонним тут не место

Май 1992 года. Остановка «Железнодорожный вокзал». Уехать отсюда и приехать сюда можно было на троллейбусных маршрутах <nobr class="_">№ 6,</nobr> 7 и 8

Май 1992 года. Остановка «Железнодорожный вокзал». Уехать отсюда и приехать сюда можно было на троллейбусных маршрутах № 6, 7 и 8

Все троллейбусы были пронумерованы. Этот, <nobr class="_">№&nbsp;31,</nobr> был учебным. На нем в начале 1990-х годов водители-новички пробовали ездить по заданному маршруту

Все троллейбусы были пронумерованы. Этот, № 31, был учебным. На нем в начале 1990-х годов водители-новички пробовали ездить по заданному маршруту

За все время существования троллейбусов в Тюмени было создано 15 маршрутов. К середине 2000-х предприятие подкосили серьезные финансовые трудности. Один за одним стали исчезать маршруты. Сначала их осталось всего четыре, а к 2008 году — и вовсе два.

Кабельные линии (благодаря которым троллейбусы могли ехать) требовали постоянного ремонта. Чинили их вот так, блокируя частично проезжую часть

Кабельные линии (благодаря которым троллейбусы могли ехать) требовали постоянного ремонта. Чинили их вот так, блокируя частично проезжую часть

Троллейбусная сеть в Тюмени была ликвидирована 5 октября 2009 года (так указано в официальных бумагах). Год спустя часть троллейбусов (наиболее новых) сдали в аренду в соседний Курган, другая половина стала «донорами» (их безжалостно разобрали на запчасти).

2009 год стал последним для тюменских троллейбусов. Некоторые тюменцы до сих пор вспоминают о них с теплотой, ностальгируют по поездкам на этих «электричках»

2009 год стал последним для тюменских троллейбусов. Некоторые тюменцы до сих пор вспоминают о них с теплотой, ностальгируют по поездкам на этих «электричках»

Грустные, побитые, никому не нужные, доживали в депо свои последние дни тюменские троллейбусы

Грустные, побитые, никому не нужные, доживали в депо свои последние дни тюменские троллейбусы

В 2016 году троллейбусное движение закрылось и в Кургане. Оставшиеся машины списали и распилили на части, отправили в утиль

В 2016 году троллейбусное движение закрылось и в Кургане. Оставшиеся машины списали и распилили на части, отправили в утиль

Что стало в Тюмени с троллейбусным депо? Всё просто: теперь это владения МКУ «Тюменьгортранс» и ОАО ТПАТП № 1. Но это уже совсем другая история.

Как вы думаете, вписались бы троллейбусы в сегодняшнюю Тюмень?

    Погрузились в ностальгию? Тогда предлагаем посмотреть уникальные снимки начала 90-х. Рынки с дефицитным товаром, манекенщицы без силикона и бесконечные очереди в «Универсам» за продуктами — смотрим кадры из жизни тех тюменцев.

    оцените материал

    • ЛАЙК 0
    • СМЕХ 0
    • УДИВЛЕНИЕ 1
    • ГНЕВ 0
    • ПЕЧАЛЬ 0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Алексей
    30 окт 2019 в 09:49

    На троллейбусах денег не попилишь, денег на ГСМ не накосишь, троллейбусы не выгодны. Вот и кто-то решил, что держать их не надо. Если бы они приносили реальную прибыль кому-то в карман, фигушки бы от них отказались

    Гость
    30 окт 2019 в 08:50

    Нет, не надо! Вы посмотрите на те города, где эти сопли-провода висят: екб, челяба, тагил, жуть, некрасиво!

    Гость
    30 окт 2019 в 08:14

    Теперь электро-автобусы за большие деньги покупают, об экологии говоря) Товарно денежные отношения, не более)))