Тюмень продолжает раскрываться в нашей рубрике «Районы-кварталы». В прошлый раз мы прогулялись по берегу Туры, где стоят старинные тюменские дома и богатые особняки, а до этого заглянули в Европейский и рассказали про его токсичные тайны. Теперь наш взгляд переместился в другой конец города — район, расположенный между Червишевским и Московским трактами. Почему же этот район, застроенный в основном частными домами, так интересен для изучения истории города? Рассказываем ниже.
Есть такая поговорка: «Тюмень — столица деревень». За последнее десятилетие наш город сильно изменился, и это высказывание в его адрес не всегда корректно используется. Например, один из героев нашей рубрики 91-летний Евгений Кириллов с таким мнением не согласен с 60-х годов. Тем не менее в пределах Тюмени есть достаточно большие районы городе, где до сих пор сохранился дух старого города... или деревни — как вам угодно. Например, тот же район Степных переулков, раскинутый в дельте Червишевского и Московского трактов.
Между двумя транспортными артериями
Основная транспортная артерия района — Червишевский тракт. Именно на этой улице в основном располагаются многоэтаэжные дома и офисные центры. Затем идёт частный сектор, который стыкуется с другой артерией — Московским трактом. С ним связана интересная история, которая тянется к XVII веку. В 1689 году вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Его частью стал Московский тракт в Тюмени. Путь шел от Тобольска в Екатеринбург.
Раньше он назывался Московско-Сибирский тракт, а как улица начал формироваться уже во второй половине XX века. В 80-е, когда Тюмень активно застраивалась, вместе с ней стал зарастать многоэтажками и Московский тракт. Так и появилась крупнейшая улица города.
Площадь частного сектора между главными тюменскими трактами составляет 1,3 квадратных километра. В Тюмени успели вырасти набережная, обустроиться центр, раскинуться Тюменская слобода и Суходолье, а Степными переулкам такие перемены нипочем. Они как стояли, так и стоят, не меняя облик.
Этот район интересен и тем, что здесь протянулись аж восемь (!) Степных переулков. Несмотря на то, что их так много, не все жители города, особенно живущие в центре и в заречной части города, знают о них. Мы отправились на прогулку по этим переулкам, чтобы посмотреть, как там живут. Погода в день прогулки удалась сибирская — настоящий мороз, который стал отличной декорацией.
Храм, который ушел добровольно
Если выйти на остановке «Пышма» и двинуться вглубь района, то, минуя сквер Шахматистов, где летом любят засесть за партиями старички, окажемся у строительной площадки. Баннеры за заборе расскажут о том, что здесь будет заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Этот храм интересен своей непростой судьбой. Изначально его хотели строить в Комсомольском сквере. Работы начались стремительно. Территорию оградили, стали рыть котлован и вырубили более 40 деревьев.
Осенью 2013 года состоялся сход горожан, на котором тюменцы выступили против строительства. Особо ярыми противниками выступили коммунисты, которые посчитали кощунством появление церкви в сквере Комсомольском.
К январю коммунисты собрали свыше двух тысяч подписей против строительства храма, написали обращение тогдашнему мэру Александру Моору и губернатору Владимиру Якушеву.
Особо интересно выглядит эта ситуация в ретроспективе, если оглянуться на весеннее противостояние за сквер в Екатеринбурге. Ситуация схожая, но в Тюмени удалось всё решить без нескольких дней толкучек с полицией и выхода конфликта на федеральный уровень.
13 января 2014 года Владимир Якушев заявил журналистам, что храма в Комсомольском сквере не будет. Тобольская митрополия стала искать новое место. Вскоре выбор пал на улицу Гастелло, где спустя пять лет началось строительство. Рядом со стройкой стоит временный храм — часовня, которая несколько лет принимает прихожан.
Сейчас на ситуацию с Комсомольским сквером служители храма смотрят без обиды на противников строительства:
— Мы уже освятили свайное поле и фундамент сделали. Хотели сначала в Комсомольском сквере, но Господь так справил, что и не надо было. Там какие-то подземные воды, ничего бы и не получилось.
Служители храма рассказывают, что даже несмотря на то, что на время строительства храма им приходится довольствоваться временным, прихожан очень много. Настолько, что пришлось даже расширяться. Приезжают сюда тюменцы даже из Тюменской слободы.
Внешний вид нового храма будет отличаться от того, что планировали построить в Комсомольском сквере. Теперь его хотят сделать в византийском стиле. Окончательный срок строительства пока назвать не могут. Строят за счет прихожан и собирают с миру по нитке.
Хоть экскурсии води
Да, район старый. Местами он даже похож на Док, который стал первым героем нашей рубрики «Районы-кварталы». Отличие в том, что на Червишевском тракте соседи между собой не так дружны, как доковцы.
В этом же районе стоит гимназия № 49, где учился нынешний губернатор Александр Моор. Так что можно сказать, что он здесь местный парень. Другим известным выпускником 49-й гимназии является биатлонист Антон Шипулин, который теперь стал депутатом в Свердловской области.
Удивительно, как много осталось красивых домов с сохранившимися наличниками и балкончиками. Мотив у всех почти одинаковый — узоры со звездами и прямоугольниками. Говорят, что раньше во все эти узоры вкладывали определенный смысл, который многие сейчас не понимают.
Самое главное, что это не старинные купеческие особняки из центра Тюмени, а дома простых тюменцев, которые умели украшать свои жилища. Даже спустя десятилетия хозяева в большинстве случаев ухаживают за наличниками, красят их и восстанавливают. Правда, не у всех одинаково хорошо получается.
Есть в этом районе и много домов, обшитых сайдингом. Всё, конечно, ради того, чтобы жилье было теплее, но временами это портит общий вид. Особенно если один дом на два жильца, а только один из них решил обшить фасад дома. Получается такой двуликий Янус из мифологии.
Домик в деревне
Степные переулки идут, чередуясь с другими улицами. Поперек район разделяют улицы 9 Января, Калинина, Ленинградская и Панфиловцев. Здесь запросто можно подумать, что оказался в деревне, если забыть, что в паре сотен метров от тебя бушует городская жизнь.
В этом и прелесть района, так как он обеспечивает деревенское спокойствие, но при этом не лишает благ цивилизации, как бывает у жителей дачных сообществ. Здесь по всей округе раскинуты известные магазины популярных сетей, торговые центры и рынки. Легко можно выехать на объездную, а автобусы здесь ходят постоянно. Единственное, что не повезло тем, кто живет в глубине частного сектора, — им надо ещё дойти до остановки.
Мои родители — люди, уставшие от ямальского севера, решили перебраться в Тюмень, чтобы осуществить мечту — иметь свой домик. Прошлой зимой им удалось прикупить небольшой старый дом. Он требовал серьезного ремонта, но это их не испугало.
Моя мама Лариса Галиева всегда говорила, что никогда не вернется в деревню, так как всё детство провела там, но судьба сыграла по-другому. Летом её было не вытащить из огорода, где она выращивала помидоры, клубнику и огурцы. О своих успехах на огородном фронте летом она делилась со всей семьей.
— Мне здесь воздух нравится. Легко дышится. Больница недалеко от дома. В Ноябрьске меня не лечили нормально, а здесь тюменские врачи хоть что-то делать начали. Я лучше себя чувствую. В квартире уже не могу сидеть совсем. Раньше и не думала, что буду в огороде копаться, — рассказывает она.
Отец — Азамат Галиев — в перерывах между вахтами постоянно что-то строил, чинил, возводил. Так за лето удалось отремонтировать всё в доме, проложить канализацию и построить прихожую.
Изначально мои родители хотели купить домик где-то под Тюменью, чтобы спокойно жить вдали от душного города, но оказалось, что на Червишевском тракте ничуть не хуже, да и до любой точки города легко добраться.
— Я уже не хочу возвращаться в Ноябрьск. Там, как в банке живу, а здесь район спокойный. Можно во дворе поработать, а если настроения нет, то недалеко «Леруа Мерлен», где можно походить, посмотреть инструменты и успокоиться, — поделился Азамат Галиев.
В районе живёт много пожилых людей, но хватает и молодежи. Летом по переулкам бегает детвора. Единственно, что смущает родителей, — отсутствие в плотном частном секторе даже небольшой детской площадки, где можно было спокойно оставить детей играть.
Инфраструктура
В границах Червишевского и Московского трактов довольно неплохо с дорогами. По Пархоменко пролегает маршрут общественного транспорта, по которому ходят два автобуса и четыре маршрутки. На разных концах района стоят две поликлиники, а также другие медицинские учреждения.
Основным местом прогулки для жителей ближайших кварталов является Комсомольский сквер. Рядом с ним располагается другой герой нашей рубрики — район, где живут потомки тюменских железнодорожников. Мы его в материале назвали Привокзальный, но читатели почему-то сильно возмутились из-за этого.
В районе Степных переулков продается много квартир в многоэтажках, расположенных у Московского и Червишевского трактов. Средняя цена за квадратный метр — 50–55 тысяч рублей. Выставлены на продажу и десятки домов на Степных переулках. Их цена разнится от миллиона за небольшой полуразвалившийся советский домик до 10 миллионов за комфортный коттедж. За ваши деньги любой каприз.
Гуляя по району, понимаешь, что большая часть Тюмени всё еще живет в той самой деревне, о которой любят шутить. В этом нет ничего плохого. На одном берегу Туры у нас растет современный город, а на другом — тихо живет маленькая деревня, где можно спокойно провести старость или спрятаться от шума, не выезжая за пределы города.
На данный момент никто из застройщиков не изъявлял желание на развитие этой территории. Кажется, что строительные компании не замечают такой большой район. Возможно, благодаря этому он простоит без изменений целые десятилетия. Конечно, кто знает?
Читайте про другие районы Тюмени
Какая судьба ждет Степные переулки в будущем?