Город интервью Озера карасей, маленькие лодки и бескрайние болота. 4 вопроса к историку о жизни в Заболотье

Озера карасей, маленькие лодки и бескрайние болота. 4 вопроса к историку о жизни в Заболотье

Кандидат исторических наук Владимир Адаев полагает, что Заболотье нуждается в реабилитации

Ачиры с высоты птичьего полета

Тюменское Заболотье в октябре оказалось в центре внимания всей России. В деревне Ачиры возник очаг распространения редкой гаффской болезни, причиной которой, предположительно, стало употребление местными рыбы. Мы много писали о месте в Тобольском районе, о заболевших там людях, особенностях болезни, а теперь предлагаем посмотреть на эту территорию с исторической точки зрения.

Заболотье — труднодоступный район, в который можно попасть либо по зимнику, либо на вертолете. Откуда там взялись люди и чем они занимаются, нам рассказал тюменский ученый Владимир Адаев, кандидат исторических наук, заведующий сектором этнологии в Институте проблем освоения Севера.

Озера — главная достопримечательность Заболотья

— Первое население Заболотья было угорским, это предки ханты и манси. Местность привлекала их своими рыболовными угодьями. Это край озер. Местный карась до сих пор славится своим вкусом. Ощущение, что эта территория труднодоступна и непроходима, несколько неверное. С точки зрения нашего современного транспорта, может быть, это так, а если пользоваться деревянными лодками-долбленками, то и в летнее время там можно свободно перемещаться, — говорит Владимир Адаев.

По его словам, в XIX веке в этом районе обнаружили систему шлюзов, которая соединяла бассейн Алымки, реки, протекающей через Заболотье, с бассейном реки Конды, северного притока Иртыша. Это была целая серия каналов, дамб, шлюзов шириной с лодку. Исследователи, которые это всё обнаружили, предположили, что это каналы Ермака. Действительно ли это так, мы судить не можем. Ясно одно: местное население хорошо поддерживало связи на достаточно большие расстояния.

— Когда русские начали осваивать Сибирь, они пробили зимник на Конду, который проходил через Заболотье. Так что зимой этот участок становился очень даже оживленным. Можно предположить, что в эту местность уходили люди, которым не нравилось освоение Сибири русскими, возможно, туда ушла часть сибирских татар. В Заболотье есть еще более глухие, чем Ачиры, деревни. Кстати, в начале прошлого века у местного населения четко прослеживалось хантыйское прошлое, хотя все они говорили на татарском языке, — отмечает ученый.

Ачиры стоят буквально на воде

В советские годы в Заболотье очень активно занимались рыбоводством, они сами разводили карасей и сдавали огромное количество рыбы. В 90-е годы предприятия закрылись, исчезло электричество, разрушились коллективные хозяйства, началось безалаберное использование природных ресурсов, по большему счету, браконьерство. Народ оттуда начал разъезжаться.

Держать скот в Ачирах непросто, в болотистой местности сложно заготавливать сено

Какое будущее ждет Заболотье — на этот и другие вопросы в коротком интервью ответил Владимир Адаев.

— Случаи массовых заболеваний, связанных с употреблением рыбы, бывали там и раньше?

— Когда мы разговаривали с местным населением, то записывали очень много информации о том, как они обращались с рыбой. Рыба и раньше переносила многие заболевания, это естественные процессы. Так что люди проводили лечение солью на уровне целого водоема. Они сбрасывались большими коллективами, чтобы закупить много соли. Полностью вылавливали хищников, избавляли озеро от щуки.

Эта работа предполагает коллективные действия, в далеком прошлом это была община, в советские времена — колхозы, а сейчас с этим сложнее. Организованных рыбных хозяйств уже нет. В начале двухтысячных начались другие процессы, появилась частная собственность, аренда водоемов в обход интересов местного населения. Жители с удивлением узнавали, что это озеро, например, они не могут посещать, потому что у него появился какой-то хозяин, приезжий человек.

— Как вы считаете, что нужно делать с Заболотьем?

— Людям надо обеспечить хороший заработок, связанный с их рыбным промыслом, и одновременно поддерживать культуру рыбоводства. Нужно возвращаться к опыту общинной работы, как это было раньше. Они давно живут на этой территории, у них есть необходимые знания, им нужно только немножко помочь. Я знаю, что администрация области разрабатывала программу по поддержке Заболотья.

Мы с коллегами несколько раз ездили в Заболотье, в основном, по зимнику. Летом перемещались на лодках, в некоторых районах есть каналы, по которым местные жители ездят на моторных лодках, причем размер канала и ширина моторки почти совпадают. Передвигаться по ним — большое мастерство, а некоторые перемещаются на больших скоростях.

— Есть ли туристический потенциал у этого региона?

— Думаю, что да. Но у меня смешанное отношение к поддержке местного населения. Люди там очень гостеприимные и есть на что посмотреть — это, прежде всего, большие болотные озера. В каждом озере водится карась со своим собственным вкусом. Жители Заболотья четко знают: «В этом озере мы ловим для себя, в этом — для продажи, а в том озере рыбу вообще ловить не надо». Вкус, действительно, очень резко отличается. Когда тебе предлагают по одному карасю, ты и правда чувствуешь — они разные.

Местные жители различают озера по характеру — одни добрые, а другие — злые, в зависимости от того, поднимается ли там большая волна, в которой могут погибнуть люди. Змеи, которые по болотам лазят, комары, покосы по кочкам, где приходится вручную заготавливать сено, пауты в громадном количестве. Там был еще очень специфический промысел — охота на лис. Это целый мир! Суровый край и большая красота!

Условий для туризма, конечно, нет, пока это всё на большого любителя. Если туристов будет много, это приведет к необратимым изменениям. Люди в Заболотье привыкли к более «камерному» образу жизни.

«Заболотье — суровый край и большая красота»

— Жители Заболотья, в основном, мусульмане?

— Да, но это такой ислам народного образца со своими традициями, которые ведут в далекое прошлое. Почитание местных святых, свои священные места, легенды, связанные с этой территорией. Главное, что нужно отметить, — это край давнего межэтнического общения, смешения угорских, тюркских и русского народа.

Всё о гаффской болезни в Ачирах


В начале прошлой недели в Тюмень из деревни Ачиры привезли двух жителей, заразившихся редкой болезнью. Пациентов вертолетом госпитализировали в токсикологическое отделение ОКБ № 1. Первые заболевшие, предварительно, гаффской болезнью были мужчина и женщина. После этого из Ачир вывезли еще несколько человек и разместили их в городских больницах Тюмени и Тобольска. Сейчас Роспотребнадзор проводит расследование, специалисты выяснят, откуда распространилась болезнь и что стало источником малоизученной загадочной болезни.

Мы задали важные вопросы тюменскому инфекционисту и узнали, какие причины могли спровоцировать развитие данного заболевания и чем оно опасно для человека.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Рекомендуем
Объявления