Каждый вторник в тюменскую колонию строгого режима №2 приезжает представитель ЗАГСА для регистрации браков. Свадьба за колючей проволокой очень сильно отличается от привычной церемонии. Молодожены не обмениваются обручальными кольцами (осужденным запрещено носить ювелирные изделия. — Прим.авт.), не слышат вальс Мендельсона, не поднимают фужеры с шампанским и не выпускают в небо голубей. Для них проводят лишь официальную часть — роспись, пара минут на общение и снова разлука. Но, как показывает практика, все эти трудности не помеха для влюбленных сердец.
В прошлом году в исправительной колонии строгого режима №2 зарегистрировали более сотни браков. В 2018-м заветные «объявляю вас мужем и женой» здесь услышали уже девять пар, две из них расписались 13 февраля, накануне дня влюбленных. Мы узнали историю знакомства этих пар.
Артем и Мария
26-летняя Мария приехала к своему возлюбленному, отбывающему наказание в тюменской колонии, из Омска. Обычная прическа, повседневный макияж, свитер и джинсы — создать полноценный образ невесты девушка не успела. Её поезд прибыл в Тюмень всего час назад.
Со своим будущим мужем девушка познакомилась на воле. Пару лет влюбленные встречались, а потом был суд. За хранение крупной партии наркотиков Артем надолго лишился свободы. Его срок сначала сократили вдвое, а недавно по требованию прокуратуры вновь увеличили до 10 лет.
— Мы не планировали жениться в колонии. Артем уже отсидел четыре года и вскоре рассчитывал выйти на свободу, но недавно ему вернули первоначальное наказание. Мы, конечно, надеемся на условно-досрочное освобождение, но пока можем рассчитывать лишь на редкие свидания, — рассказала Мария.
На правой руке девушки красуется кольцо. Будущий муж, находясь за сотни километров, все же сумел сделать ей предложение. Этот сюрприз по его просьбе устроили родные. В день регистрации брака их рядом, к сожалению, нет. Вместо свидетелей, родственников и многочисленных друзей на свадьбе строгого режима присутствуют несколько сотрудников УФСИН и журналисты.
28-летний жених признается, что провел сегодня бессонную ночь. Осужденный по самой распространенной в последние годы статье 228 переживал и с нетерпением ждал встречи с будущей законной супругой. За четыре года, проведенных в колонии строго режима, Артем успел получить две специальности — обувщика и каменщика-печника.
— Мне просто нужны были деньги, но я даже представить не мог, что этот заработок так дорого мне обойдется. Меня просто ввели в заблуждение — убедили, что всё законно, — вспоминает Артем.
Вместо медового месяца их ждет свидание длиною в трое суток. Рассчитывать на такую продолжительную встречу в стенах колонии строгого режима могут только близкие родственники осужденных. В их число входят родители, дети и жена.
— Артем говорит, что в стенах колонии у него очень сильно поменялось мировоззрение. Сейчас его интересует семья, он хочет детей, но я не согласна воспитывать их одна, — рассказывает невеста.
Сотрудники УФСИН характеризуют Артема положительно. К регистрации брака, по их словам, он подготовился заранее — заслужил дополнительное длительное свидание. Молодожены, целуясь после регистрации, прощаются лишь до завтра. А после супругов ждут уже привычная разлука и всего четыре длительных свидания в год. Увеличить число таких встреч до шести можно при переходе на облегченный режим содержания, но эту привилегию Артему еще нужно заслужить, как впрочем и УДО, о котором здесь мечтает каждый.
Дмитрий и Наталья
27-летнюю Наталью можно смело назвать женой декабриста. Девушка переехала из родного Барнаула в Тюмень, чтобы быть поближе к любимому. 22-летний Дмитрий сидит в ИК-2 уже полтора года. За распространение наркотиков ему дали девять лет.
— Когда я сказала родителям, что переезжаю в Тюмень и выхожу замуж, папа меня поддержал, а мама сначала была против, но со временем и она меня поняла, — делится Наталья.
Они держатся за руки, постоянно целуются и не могут наглядеться друг на друга. Свидетельство о заключении брака по традиции вручают главе семьи, но в этом случае лишь ненадолго. Полчаса общения и осужденный возвращается в свой отряд, а его заплаканная супруга забирает документ и покидает территорию исправительной колонии. Объяснить всё это можно только одним словом — любовь.
В исправительной колонии строгого режима для рецидивистов, которая находится в Ишиме, ежегодно регистрируют около 50 браков. В тюменской ИК-1 — от 30 до 40. В исправительной колонии №2, которая является лидером юга Тюменской области по количеству заключенных браков, 26 комнат для длительных свиданий. Этот блок напоминает общежитие, в котором практически никогда не бывает свободных комнат. График посещения здесь расписан на несколько месяцев вперед. На встречу с осужденными сюда регулярно приезжают родители, жены и дети.
Сотрудники УФСИН отмечают, что женщины очень редко бросают своих оступившихся супругов. Чего не скажешь о мужчинах. Для сравнения приведем лишь пару фактов. В женской колонии, которая находится в Тобольске, за последние пять лет не зарегистрировано ни одного брака. Комнаты для длительных свиданий здесь пустуют. К осужденным приезжают только их матери и дети, а мужья, как правило, подают на развод.
Анастасия Жердина
Фото: Ирина Шарова