Город Учишь анатомию? Обязательно используй стол 3D

Учишь анатомию? Обязательно используй стол 3D

Подготовка врачей – дело важное и ответственное, ведь от уровня их знаний зависят жизнь и здоровье многих людей. При этом ни один хороший доктор не сможет обойтись без фундаментальных знаний морфологии человека. Как обстоит дело с преподаванием этих дисциплин в нашей стране и в Тюмени в частности, корреспондент 72.ru выяснял во время проведения XII конгресса международной ассоциации морфологов и VII съезда российского научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов.

Анатомия – крайне важная дисциплина для любого будущего врача. Так считает президент российского научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой анатомии человека Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) Лев Колесников. «Эту дисциплину у нас изучают на всех факультетах – лечебном, стоматологическом, педиатрическом, – рассказывает ученый. – Это единая фундаментальная наука, которая необходима всем». По словам эксперта, преподавание анатомии переходит на новые рельсы и с каждым годом меняется в лучшую сторону. Анатомические столы 3D (см. фото. – Прим. авт.), высококлассные новые муляжи, имитаторы человеческого тела повышают эффективность обучения и увеличивают его практическую направленность. Также они облегчают работу преподавателя, которому новые приборы помогут более наглядно объяснить какие-то вещи.

Кроме использования высокотехнологичных новшеств, есть и другой способ совершенствования нынешней системы. О ней рассказал заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Тюменской государственной медицинской академии, профессор Сергей Пантелеев. «В целом состояние медицинского образования известно всей России и связано с некоторой деградацией среднего образования за последние 20 лет. Тем не менее мы не имеем права говорить, что обучаем слабых студентов, и не можем снизить планку требований к будущим врачам, – комментирует Пантелеев. – Мы пытаемся найти методы, созвучные сегодняшнему уровню развития ребят».

Одной из таких моделей образовательного процесса профессор считает модульно-рейтинговую систему. В этом случае кафедры вынуждены выстраивать дисциплину по новому принципу и создавать четкие критерии оценки. Это особенно важно, ведь система предусматривает набор рейтинговых баллов на каждом занятии, что подразумевает жесткий контроль подготовки каждого учащегося. «В традиционной методике преподаватель успевает опросить на семинаре трех-четырех человек, а сейчас он дает каждому из них возможность показать степень освоения материала и набрать необходимые баллы», – отмечает Сергей Пантелеев.

Модульная система, по мнению эксперта, работает в интересах самих студентов. Во-первых, она позволяет уйти от стандартных понятий «отличник», «хорошист», «троечник». Единый рейтинг выстравает студентов по объективным критериям, в то время как «хорошистом» может считаться как тот, кто немного не дотянул до пятерки, так и тот, кто незначительно превысил порог тройки. «Кроме того, от положения в рейтинге зависят все привилегии, дотации, распределения и место прохождения практики», – подчеркивает профессор.

На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии модульно-рейтинговая система работает уже семь лет, а в последние три года стараниями профессора Пантелеева она постепенно вводится по всей академии. Те, кто уже применил эту технологию на практике, признают все ее преимущества. Отметим, в МГМСУ модульно-рейтинговая система пока не популярна. «Для ее внедрения необходимо перестраивать весь учебный процесс, потребуются особые учебники и наглядные пособия, чего пока нет. Поэтому в ближайшем будущем мы по-прежнему рассчитываем лишь на классические методы преподавания», – поясняет Лев Колесников.

Морфология (от греч. morphe – форма и logos – слово, учение), в биологии – наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных, растений и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию.
Морфология человека – раздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), а также вариации отдельных его частей. Данные морфологии человека используются в учении об антропогенезе, расоведении и прикладной антропологии.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем