Город Электронная демократия: симптомы и диагноз

Электронная демократия: симптомы и диагноз

В прошлый раз комментаторы высказали много скепсиса относительно перспектив электронной демократии по причине «верхи не хотят». В ответ я пообещал рассказать о тех ее симптомах, наличие которых уже наблюдаю в нашей текущей жизни.

Возможно, кто-то заметит, что некоторые данные заимствованы из статьи «Электронная демократия» в «Википедии», а потому скажет, мол, ничего нового. Да, отчасти так и есть. Просто дело в том, что я был одним из авторов этой статьи в «Вики», некоторые факты сам туда вносил, поэтому ничего зазорного не будет, если сам же ими воспользуюсь (обещаю сильно не злоупотреблять). Итак, начнем.

В феврале–марте 2013 года ВЦИОМ провел опрос под названием «Общественное мнение о развитии механизмов электронного правительства и электронной демократии». Как выяснилось, 11% опрошенных имеют опыт участия в электронных опросах и голосованиях по актуальным для них темам; 8% участвовали в направлении в электронном виде коллективных обращений, предложений; 4% участвовали в обсуждении законодательных инициатив.

Что означают данные цифры? Они означают, что электронная демократия – это не «свободы», которые можно ввести или отменить указом президента. Они означают, что электронная демократия – это объективное явление, которое уже существует как данность вне зависимости от желания или нежелания власть предержащих. Да, власть может затормозить или ускорить процесс, но отменить его не в состоянии, поскольку в этом случае придется отказаться от ряда критически важных для нее технологий.

Далее, зачем наши согражданам электронная демократия? Опрос ВЦИОМа показал, что 39% хотят отслеживать работу органов власти, 21% прельщает возможность подачи собственной инициативы, еще 19% рассчитывают поучаствовать в обсуждении законодательных инициатив. Каким же образом граждане могут реализовать сейчас эти потребности?

Во-первых, что касается отслеживания работы органов власти: конечно, электронная демократия должна выполнять не информационную функцию, а контрольную, потому что какой смысл отслеживать работу чиновников впустую? Так вот, вы удивитесь, но в России иногда проводятся интернет-выборы чиновников. Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что первый подобный случай произошел два года назад в не очень далеком от Тюмени... Ханты-Мансийске. В августе 2011 года было проведено онлайн-голосование по кандидатам на пост директора департамента физкультуры и спорта ХМАО, причем можно было свободно предлагать любого кандидата.

Как и положено в начале любого дела, процедурой выборов многие остались недовольны, но важен прецедент. Еще через два месяца было проведено интернет-голосование по кандидатурам на должность директора департамента образования и молодежной политики ХМАО – в голосовании приняли участие свыше 80 тысяч выборщиков. В июле 2012 года главврач окружной больницы ХМАО был назначен из числа двух претендентов, набравших наибольший рейтинг среди телезрителей во время теледебатов. Буквально в этом месяце возник слух о том, что руководителя еще одного окружного департамента могут назначить по результатам опроса в Интернете.

Увы, другие регионы не сильно торопятся пока поддержать почин Югры. Объявленное в апреле 2013 года интернет-голосование на пост директора департамента здравоохранения Владимирской области было в итоге отменено. Правда, летом в Воронежской области по распоряжению губернатора А. Гордеева провели интернет-мониторинг деятельности 50 чиновников по части качества оказания государственных услуг, результаты были обнародованы совсем недавно, 11 сентября.

Кажется, на этом список прецедентов исчерпан, но согласитесь: разве до чтения этого материала вы могли себе представить, что в России подобное вообще возможно?Теперь приготовьтесь удивиться еще больше. В мае 2012 года я участвовал в работе первого Федерального конгресса по электронной демократии (нет, удивляться пока рано, чуть-чуть потерпите). Участникам конгресса было предложено обсудить предвыборную статью Путина «Демократия и качество государства», опубликованную 6 февраля того же года в «Коммерсанте». Разумеется, я не столь наивен, чтобы читать предвыборные статьи Путина (да и в обсуждении участвовать не собирался), поэтому с ее содержанием не был знаком. Но поскольку все равно надо коротать время в самолете до Москвы, то от нечего делать – почитал.

Просто цитата (после нее уже можно будет удивляться): «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе. Точно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ЖКХ».

Сказано открытым текстом: на местном уровне запускаем прямые интернет-голосования. Ну хорошо, чего не пообещаешь в горячке выборов? Однако в день инаугурации Путина, 7 мая 2012 года, им был подписан Указ №601, где сказано: «2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий: <...>

з) до 1 сентября 2012 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий расширение перечня выборных муниципальных должностей;

и) до 1 января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления; <...> применение результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».

Скажу даже больше: формально Правительство выполнило требования подпункта «и» Указа, издав 17 декабря 2012 года постановление №1317. Согласно постановлению, получается, что глава Тюмени должен ежегодно готовить доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а мы с вами ежегодно до 1 мая должны голосовать в Интернете на тему того, как оцениваем его работу.

Вам приходилось участвовать в таком голосовании? И мне не приходилось. Как обычно, на словах одно, а на деле – робкие эксперименты в ХМАО и Воронежской области. А с другой стороны: скажи мне кто-нибудь в 2010 году, когда я только услышал об электронной демократии, что в течение трех лет в России будет издан именно такой Указ Президента и именно такое постановление Правительства, что в каких-то регионах будут осуществляться подобного рода эксперименты – я бы счел это фантастикой. Если вам не прискучила тема, в следующий раз поговорим об электронных петициях.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 36 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем