«Раньше я и не знала, что можно так интересно заниматься с ребенком, пока не стали ходить с ним на занятия, – признается Наталья, мама двухгодовалого Артема. – Оказывается, с ним и лепить можно, и рисовать, и клеить. Это так интересно!» Взрослых удивляет, как любят и как увлекаются малыши аппликацией, лепкой, рисованием. Для них пока не так важен результат, как интересен сам творческий процесс. А увлеченность ребенка, его большое желание делать что-то, говорит о том, что это очень важно для его развития. Он не просто создает какую-то поделку, не просто рисует – он творит самого себя. Кроме того, работа руками и пальчиками напрямую связана с развитием мозга и речевого аппарата. Все, чем мы занимаемся с малышом сегодня, завтра даст о себе знать, проявится в его большей самостоятельности, больших творческих возможностях, большей уверенности в себе.
Чем же можно позаниматься с ребенком, чтобы интересно было и малышу, и маме, и папе? Помимо различных подвижных игр и игрушек, готовых и купленных в магазине, найдутся возможности и для занятий творческих. Можно подглядеть их у детей постарше, занимающихся в изостудии, или даже в садике, а потом повторить со своими малышами, которым еще не исполнилось и двух лет.
Начнем с рисования. Как правило, малыши любят краски и закрашивают весь лист одним цветом, рисуют и пальчиками, и кисточками, и штампами. Но надо помнить, что все дети – разные, и что интересно одному, другому это будет безразлично в том же самом возрасте. Есть малыши, которые не терпят испачканных в краске пальчиков. Есть дети, которые достаточно равнодушны к краскам, им пока интересно что-то другое. Тем не менее, есть несколько техник рисования. Рисование пальчиками: опускаем пальчик в краску и рисуем, как захочется. Рисование ладошками: наносим краску на внутреннюю сторону ладони и отпечатываем на бумаге. Рисование с помощью штампа: опускаем штамп в краску, отпечатываем на бумаге. Рисование на ткани – также пальчиками, ладонью.
Взрослым не нужно ждать от малышей каких-то образов, домиков и машинок. Их каляки-маляки – это и есть творчество. Дети экспериментируют с красками, проверяют свои возможности, придумывают свой мир. Главное – создать пространство для реализации этих фантазий и поддерживать малыша в его начинаниях.
«Рисование – одно из самых любимых занятий Ульяны, – рассказывает Евгения, мама полуторагодовалой девочки. – Бывает, она просыпается и первым делом идет к своему столику, на котором всегда лежит бумага и карандаши. Она такие шедевры рисует, просто удивительно! Иногда можно картинку в них увидеть – бабочку, цветок». Мама поддерживает своего ребенка в его природных склонностях, а это очень важно для малыша.
«В самом занятии важно дать ребенку возможность быть свободным, – считает психолог и монтессори-педагог Евгения Хилюкова, – позволить всю полноту его самовыражения. Принять его работу, какой бы она не была! Поэтому тут самое важное – не мешать. Вы можете взять отдельный лист для себя и показать, как провести кисточкой линию, как поставить пятнышко, как соединить две точки. Покажите и дайте возможность ребенку самому работать на своем листе. Не исправляйте его рисунки, не улучшайте их, не дорисовывайте – только если малыш сам не попросит вас об этом. Просто демонстрируйте своим вниманием, своей доброжелательностью, что вы рады его работе! Поверьте, это самое лучшее, что вы можете сделать для малыша».
Рецепт соленого теста: мука, соль, вода в равных пропорциях, растительное масло, хранить в холодном месте.
Дети любят работать с пластичными материалами – пластилином, соленым тестом. Очень интересно детям именно тесто – они мнут его, отпечатывают пальчики. Можно мять тесто руками, отщипывать кусочки, вдавливать в него мелкие детали (горох, фасоль, бусинки). Можно дать ребенку обычное тесто в то время, когда мама готовит пирог, а можно приготовить соленое тесто и использовать его много-много раз, с ним ничего не случится. Работать с пластилином можно не только традиционным способом: попробуйте отщипнуть пластилин и размазывать его по бумаге. Отщипывать маленькие кусочки пластилина и приклеивать их к бумаге. Приклеивать мелкие детали на основу, покрытую пластилином. Вдавливать детали в пластилин. Эти простые примеры занятий – именно то, что интересно маленькому ребенку. Возьмите себе на заметку, что в любом процессе нужно идти от ребенка – что интересно ему, как он работает с материалом. Тогда все открытия, которые совершит малыш, будут именно его открытиями.
А с каким увлечением дети двухлетнего возраста приклеивают кусочки бумаги к основе! А еще они любят работать с наклейками. Пожалуй, аппликацию они любят больше, чем что-либо другое. И тут тоже можно экспериментировать и дать волю фантазии. Например, аппликация из готовых наклеек: в качестве основы можно использовать не только бумагу, но и различную посуду. Резаная аппликация: режем бумагу на небольшие кусочки (заранее или вместе с малышом; можно вырезать детали разной формы) и приклеиваем на бумагу с помощью клея (клейстера). Рваная аппликация: хорошо подойдут бумажные салфетки разных цветов, которые легко рвутся. Разрываем салфетку на маленькие кусочки и приклеиваем к основе. Аппликация из ткани: на основу приклеиваем кусочки, вырезанные из ткани разной фактуры и цвета. Аппликация из фантиков, осенних листьев, манной или кукурузной крупы, аппликация из ваты. Все это можно клеить просто на бумагу, а можно нарисовать контур зайца или котенка и на него приклеивать кусочки ваты. Из бумаги можно вырезать цветы и приклеивать на бумагу зеленого цвета – получится цветочная поляна. Ну, и так далее, насколько хватит фантазии! Нужно сначала показать ребенку, сделать вместе с ним, а потом, если его по-настоящему это заинтересует, он будет работать самостоятельно, долго и увлеченно.
Евгения Хилюкова рекомендует организовать пространство для творчества малыша следующим образом: «Купить одинаковые прозрачные пищевые контейнеры и в каждый из них положить материалы, необходимые для конкретного вида работ. Например, набор для рисования кисточкой и краской; набор для работы с тестом; набор для наклеивания готовых деталей; набор для разрезания полос бумаги; набор для наклеивания кусочков пластилина на готовый шаблон. Каждый из этих наборов поставить в постоянное, легко доступное для малыша место. И когда он почувствует желание заняться этим, то сможет легко и самостоятельно все взять. Если у вашего малыша от года до трех-четырех лет в постоянном доступе будет три-пять упражнений, подобранных специально для него, то будет здорово».
Все, чем занимается ребенок, уверены психологи, это творчество. Он плещется с водой, пересыпает песок из ладошки в ладонь, ковыряет палочкой, ведет карандаш – и открывает для себя что-то новое. Он по-своему экспериментирует с игрушками и что-то создает, творит самого себя. А основная задача взрослых – создать развивающее пространство, рабочую зону для ребенка, к которой он может обратиться, когда сам того захочет. Предоставить ему свободу в его выборе, уважать его решения, поддерживать открытия. И быть рядом с малышом, творить с ним вместе – именно тогда творческий процесс для ребенка будет действительно значимым и интересным.