Город Не мучайте детей школой

Не мучайте детей школой

В этом учебном году в тюменские школы планируется принять более восьми тысяч первоклассников. В связи с переходом к новой учебной жизни у ребенка изменяется режим дня: появляются новые обязанности, связанные с обучением, что требует от вчерашнего детсадовца усидчивости, концентрации внимания.

Летний период перед поступлением ребенка в первый класс – хорошее время для проведения ряда адаптационных мероприятий к будущей школьной жизни, утверждают специалисты. «В первую очередь следует постепенно менять режим питания и отдыха, – подчеркивает главный педиатр Тюмени Надежда Казакевич. – Необходимо заранее узнать, в какую смену будет учиться будущий первоклассник и как будет организовано питание детей в школе. За летние месяцы следует постараться максимально приблизить режим дня и питания ребенка к последующему школьному режиму».

Здоровье ребенка в период обучения требует особого внимания, заверяет Надежда Владимировна. По данным статистики к моменту окончания школы каждый шестой ребенок имеет снижение остроты зрения, каждый пятый – нарушение осанки. Главный педиатр Тюмени отметила, что летнее меню будущего первоклассника можно составить таким образом, чтобы оно содержало как можно больше сезонных летних овощей, фруктов, ягод и зелени.

Рост и хорошее состояние опорно-двигательного аппарата связано, в первую очередь, с адекватным поступлением в организм ребенка минеральных солей кальция и фосфора, а также витамина Д. Обязательно следует включить в летнее ежедневное меню будущего первоклассника три-четыре порции молочных продуктов – например, по 150 миллилитров молока и кефира плюс 15 граммов твердого не острого сыра плюс 60 граммов творога.

«У первоклассников первая-вторая неделя сентября проходит в свободном режиме, поэтому особой психологической подготовки не нужно, не стоит «накручивать» ребенка заранее», – утверждает тюменский психолог Галина Стародубцева. Единственный момент – когда покупаются вещи к школе, необходимо сделать акцент на то, что будущему школьнику предстоит новый этап – поход в школу, для этого покупается форма, портфель, письменные принадлежности.

«Самое главное, на мой взгляд, – нормализовать режим дня, потому что у ребенка он был летом свободным, так что первые недели осени пойдет так называемая «раскачка» организма», – говорит Галина Владимировна. Первокласснику нужно сказать, что да, он ходил в детский сад, был еще маленьким и сколько хотел, столько и играл. А сейчас учитель будет требовать дисциплины, нужно будет ходить на уроки, делать домашние задания.

«Дети все разные – кто-то более спокойный, кто-то более подвижный, так что первая четверть нормализует все. Очень важно приучать первокласснику к самостоятельности – пусть сам открывает дверь, разогревает еду, учится вешать одежду на место. А то родители, как правило, берут отпуск на сентябрь, все делают за ребенка, а потом удивляются, почему их сын или дочь ничего не умеет, они же показывали», – советует психолог.

Замечательный и очень ценный раздел, посвященный адаптации первоклассника к школе, появился на сайте тюменской школы №65. Там в форме тестов, советов, развернутых рекомендаций рассказывается о том, как же сделать так, чтобы учебная жизнь ребенка стала ему не в тягость.

Когда нужно начинать подготовку к школе? Психологи 65-й школы говорят: «Чтобы дать ответ на этот вопрос, сначала нужно уяснить себе – а что это такое «готовить ребенка к школе»? Например, приучение ребенка к элементарному распорядку дня – это подготовка к школе? Многие из вас ответят утвердительно. Тогда можно считать, что подготовка к школе начинается с двух-трех лет. Потому что именно в это время ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. Или к тому, что в пижаме надо ложиться спать, а в шортиках идти гулять на улицу».

Готовить же в смысле обучения чтению и счету – это на усмотрение самих родителей. Большинство детских психологов настаивают на том, что делать это, безусловно, надо, но немного позже, например, года в четыре, а лучше в пять. Врачи категорически отрицательно относятся к тому, что детей начинают обучать грамоте с двух-трех лет. При этом они проводят аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно, и доказательств никаких не требуется.

Объясняют свой взгляд врачи так. Мозг человека развивается по своим нейрофизиологическим законам. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг будет ее выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два-три года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить читать, писать, считать – нагружаете его познавательные процессы – то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития.

Фото: Фото с сайта Newsanchormom.blogspot.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем