Город Ольга Езикеева, генеральный директор Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области: «Для открытия своего дела время всегда удачное»

Ольга Езикеева, генеральный директор Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области: «Для открытия своего дела время всегда удачное»

За последние годы малый бизнес пережил немало потрясений. Те, кто считает, что все предприниматели купаются в деньгах и не знают забот, наслаждаясь независимостью, глубоко заблуждаются. Строить бизнес в России – занятие весьма хлопотное. Однако, по заверениям гостей из многих крупных городов, заниматься предпринимательством в Тюменской области перспективнее, чем в других регионах. Более высокие уровень жизни и покупательская способность наших жителей позволяют рассчитывать на достижение результата в самых разных сферах предпринимательства.

И все же несмотря на это, молодой и незрелый российский малый и средний бизнес, который у нас развит пока гораздо хуже, чем во многих ведущих и не очень странах, нуждается в системной поддержке. Иначе он никогда не станет опорой экономики, как это должно бы быть. Одной из организаций, где можно получить такую поддержку, в Тюменской области является Фонд развития и поддержки предпринимательства. О проблемах развития малого бизнеса мы говорим с генеральным директором фонда Ольгой Езикеевой.

– Ольга Леонидовна, вы можете дать рекомендации потенциальным предпринимателям, в каком сегменте рынка сегодня лучше открывать свое дело?

– Не вы первый, кто намекает на пресыщение в определенных секторах рынка. Но для того, чтобы утверждать, что в том или ином сегменте предложение превышает спрос, необходимо провести колоссальное исследование на самом рынке. Мы сегодня не та организация, которая может себе позволить такой широкомасштабный анализ.

Если же не углубляться, то я не могу заявить, что какой-то рынок у нас переполнен. И мы таких рекомендаций никогда человеку не дадим: в этот сегмент не ходи, там все занято. Это все ерунда. Например, стоят по соседству две парикмахерские. В одной полно клиентов, во второй никого нет. И, допустим, открывается рядом третья. И первая все равно заполнена, третья тоже, а во второй, как и раньше, никого нет. То есть вовсе необязательно результат зависит от плотности рынка. Хотя иногда действительно нецелесообразно открывать третью парикмахерскую там, где и двум-то тесно. Не лучше ли поискать территорию, где ощущается нехватка таких заведений?

– Вообще насколько сегодня удачное время для того, чтобы открывать свой бизнес?

– Вы знаете, время всегда удачное. Мы же говорим с вами о малом бизнесе. В крупном работают несколько другие законы. Конечно, если в городе есть завод, незачем рядом строить еще один аналогичного профиля. А в малом бизнесе у каждого есть шанс. Могу на свой опыт сослаться. Мне, как и многим, довелось преодолеть два кризиса: первый, как вы помните, это дефолт 1998 года, и недавний мировой финансовый кризис. И оба эти года для меня сложились удачно. В 1998 году я, конечно, понесла в бизнесе определенные потери, но в то же время, например, практически за бесценок приобрела помещение. Иными словами, где-то теряешь, где-то находишь.

В кризис 2008–2009 годов я пришла работать в фонд и проделала здесь большую работу. И по опыту тюменского бизнеса могу сказать, что этот кризис очень многих предпринимателей мобилизовал, «замотивировал». Кто-то пришел к выводу, что тратит огромные деньги, извините, на всякую ерунду. У некоторых эти траты до миллионов доходили. Были те, кто на волне рыночного бума пришли на рынок и быстро поднялись, а затем в желании увеличить прибыль ☺«закредитовались» до такой степени, что новыми кредитами просто гасили прежние. И когда банки закрыли выдачу кредитов, эти предприниматели наконец увидели, как у них на самом деле все организовано, что прибыли у них не хватает, чтобы покрыть свои расходы, и они просто жили в этой кредитной массе. Некоторые вынуждены были продать часть активов, а если сказать по-другому, «почистили» свой бизнес и привели его в соответствие с реалиями.

Если посмотреть на предпринимателей со стажем, кто создавал бизнес еще в 90-е, то на многих из них кризис никак не отразился, они уже научились преодолевать сложные периоды, как говорится, подтягивать пояса.

– Расскажите, какой профессиональный путь предшествовал вашему назначению на должность руководителя фонда?

– У меня за плечами 12 лет опыта работы в бизнесе. Это торговля строительными и отделочными материалами, ремонт квартир, офисов. Последний проект в Тюмени – элитный салон сантехники, керамической плитки и тому подобного. Но в течение этого времени я всегда так или иначе занималась какой-либо общественной деятельностью. В итоге это и оказалось главным, наверное, судьба у меня такая. В конце концов мы с Екатериной Семеновой (которая тоже на тот момент занималась бизнесом, а сегодня она – депутат Госдумы) решили создать «Меркурий-клуб». Посчитали, что в Тюмени необходимо некое объединение для предпринимателей, и придумали такую площадку. За пять лет клуб стал наиболее преуспевающей общественной организацией Тюменской области. А в прошлом году «Меркурий» признан самым успешным предпринимательским объединением в России. Наверное, это наше самое большое достижение.

– Судя по всему, после этого и поступило предложение возглавить Фонд развития и поддержки предпринимательства?

– Если человеку что-то предназначено свыше, он от этого никуда не уйдет. Видимо, во мне заложена миссия служения людям, брать на себя организаторские функции. Действительно, надо полагать, на фоне результатов деятельности «Меркурий-клуба» мне и предложили возглавить фонд. И сегодня, я считаю, что это на сто процентов моя работа. У меня есть преимущество – я говорю с предпринимателями на одном языке. И понимаю, что они хотят.

– Кстати, что изменилось в работе организации за два года вашего руководства?

– По сути все работает в штатном режиме. Появилась только одна новая программа «Гарантийный фонд». Но это не наша задумка, мы лишь реализуем федеральный проект в нашем регионе. Это очень хорошая идея. Потому что главное, чего часто не хватает предпринимателям при запросе кредита в банке, это обеспечения. Владельцам малого бизнеса бывает просто нечего предложить банку в залог. А сейчас они могут использовать поручительство нашего фонда в счет обеспечения. По реализации этой программы в разгар кризиса, конечно, были проблемы, потому что многие банки вообще отказывали в кредитовании. Но в прошлом году программа наконец полноценно заработала.

За это время мы также расширили объемы работы в сфере юридических, бухгалтерских консультационных услуг. Кроме того, в условиях кризиса сложилось так, что мы для многих предпринимателей по сути подменили налоговую инспекцию, пенсионный фонд, потому что эти структуры ушли из ряда районов области. Ведь во многих районах нет возможности передавать информацию в контролирующие органы через Интернет. Поэтому мы оказывали местным предпринимателям помощь в предоставлении отчетностей в налоговую инспекцию, чтобы их не штрафовали. А это тысячи субъектов предпринимательства по югу области – представьте, какая колоссальная работа была проделана.

Еще одна очень важная наша функция – обучение. Я думаю, вам было бы интересно почитать отзывы тех, кто побывал на наших курсах. Я не ожидала, что люди будут писать в фонд письма с благодарностями. То есть человека должно было что-то сподвигнуть – на эмоциях взять ручку, бумагу и писать «спасибо». Пишут, что пересмотрели бизнес-планы, поняли, что двигались в неверном направлении. Начинающим предпринимателям эти курсы помогают избежать типичных для стартового периода ошибок, провалов.

Ну и само собой, материальная помощь, которую мы предоставляем предпринимателям, оказывается очень кстати. Наш фонд выдает целевые займы под куда более выгодные проценты, чем банки.

– Случается такое, что те займы, которые вы предоставляете, партнеры не возвращают?

– Конечно, бывает.

– И что вы делаете в таких ситуациях?

– Предпринимаем меры по возврату средств, в том числе и через суд. Здесь необходимо пояснение. Сейчас у фонда в обороте 540 миллионов рублей. То есть эти деньги все время у кого-то на руках. И когда один предприниматель возвращает нам заем, мы эти деньги выдаем следующему. А если кто-то не смог вернуть, цепочка обрывается, и другой предприниматель, нуждающийся в материальной помощи, от нас денег может не получить. Поэтому мы делаем все, чтобы вернуть заем. Конечно, бывают действительно очень тяжелые ситуации. В таких случаях мы, как говорится, доводим предпринимателя «в ручном режиме»: реструктуризируем, лонгируем, помогаем в поиске клиентов, договариваемся с торговыми сетями и так далее – чтобы он удержался на ногах и сохранил платежеспособность. В конце концов, наша задача помочь, а не добить.

Но есть такие, которые считают, что, используя молодежный сленг, фонд можно «кинуть». Была у нас одна дама, до того, извините, наглая, что нам для возвращения средств пришлось даже заказывать почерковедческую экспертизу, потому что она отказывалась от своей подписи под договорами. Но в итоге ей пришлось вернуть все до копейки. В общем, такие штуки не проходят. Когда человек нечист на руку, он должен за это отвечать по закону. Если говорить о случаях банкротства предприятия, то мы действуем строго по процедуре: стоим в очереди вместе с остальными кредиторами и ждем возврата средств. В исключительных случаях мы вступаем во владение имуществом и продаем его в счет возврата средств. Замечу, что на сегодняшний день просрочка по возврату у нас составляет 2,8 процента, все банки удивляются такой малой сумме.

– Почему вы не работаете с торговыми компаниями?

– Нашу деятельность регулирует Федеральный закон. Мы работаем строго в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами и не можем раздавать помощь направо и налево по своему усмотрению. И именно согласно этим регламентам мы не имеем права оказывать поддержку предприятия торговли.

– Какие услуги более востребованы: обучение или материальная помощь?

– Могу сказать, что через наши курсы проходят тысячи людей. Особенно спросом пользуются консультации по налоговой, бухгалтерской грамотности. Что касается материальной помощи, то за 2010 год мы выдали около 70 займов на 155 миллионов. А в общей массе мы сейчас обслуживаем порядка 300 целевых займов. Нельзя сказать, что какому-то из направлений отдается приоритет. Здесь все важно. Кому-то достаточно грамотной консультации, а кому-то просто не хватает денег на развитие.

– Много среди субъектов малого предпринимательства производителей?

– Согласно нашим данным, а они все-таки не абсолютны – ведь не все предприниматели области обращаются в фонд, – малый бизнес в последнее время стал активнее проникать в производство. Начали заниматься овощеводством, цветоводством, пчеловодством, соответственно для этого необходимы инструменты, оборудование. То есть появился спрос – и появились производители этой продукции. Активизировался малый бизнес в области строительства, а именно производства материалов: газопенобетона, пеноблоков, шлакоблоков, брусчатки, отмостков, бордюров и так далее. Еще одна бурно развивающаяся ниша – металлопрокат. Также появились небольшие фирмы по производству лакокрасочных изделий. Растет число малых предприятий по переработке, мини-пекарен. Радует, что многие предприниматели, которые раньше занимались только торговлей, стали налаживать собственное производство: выпечку тех же хлебобулочных изделий.

Если говорить о других направлениях, то всегда хорошо была развита сфера бытового обслуживания, и ей есть куда развиваться дальше, особенно в районах. Еще одно во многом уникальное направление – малый бизнес в области здравоохранения. Яркий пример – первый частный травмпункт. А их в России можно по пальцам пересчитать. Это означает, что в Тюмени благоприятная среда для развития в этом направлении. Сейчас мы также предоставляем займы транспортным компаниям, например, на приобретение новых автобусов для пассажирских перевозок. Большой подъем испытывает сегодня рынок грузоперевозок.

Еще одна отрадная тенденция – налаживание сотрудничества между малым бизнесом и крупными производствами. Наконец-то владельцы заводов поняли, что выгоднее сотрудничать с небольшими компаниями, чем пытаться объять необъятное, протягивать, как говорится, везде свои щупальца, а потом не иметь возможности все это нормально контролировать. К примеру, Фанерный комбинат поступил очень рационально: заключил долгосрочные контракты с мелкими предприятиями, расположенными в районах, по валке леса и первичной обработке древесины. Классическая отлаженная схема: перечислил деньги – и уже голова не болит, что кто-то там на работу не вышел. Есть партнер, который обязан отработать контракт. Полимерный завод также заявил о готовности отдавать на аутсорсинг малым предприятиям ряд производственных функций. Это очень перспективное направление для малого бизнеса сегодня.

– И все-таки, насколько хороши сегодня условия для развития малого бизнеса в нашей области?

– Конечно, это очень непростое дело. И очень многое зависит от способностей самого предпринимателя. Но в нашем регионе большие возможности. На конференции по частно-государственному партнерству, которая проходила в Тюмени, были гости из Москвы, из Германии. И все говорили одно и то же: у вас созданы просто тепличные условия для малого и среднего бизнеса. Местные власти проделали колоссальную работу по созданию благоприятного климата для предпринимательской среды, во многих других регионах об этом только мечтают. И это ощущается по отдаче, которую производит сегодня бизнес. Но, к сожалению, сколько бы мы на местном уровне ни пытались поддержать предпринимателей, нам не перешагнуть через федеральные законы. И им нужно понимать, что не все в полномочиях местных властей. Те же налоги мы снизить не можем, а это больной вопрос для многих.

– Можно бизнес в нашем регионе уже назвать цивилизованным?

– Конечно, далеко не весь. С одной стороны, за 2007–2008 годы произошла капитализация, многие предприятия стали работать, как говорится, «в белую». Но хватает и тех, кто остается в теневом секторе. Здесь должна помочь система патентов. Но перевести весь бизнес в цивилизованное русло будет очень сложно: те же швейные мастерские на квартирах, частных извозчиков и так далее – наверное, это будет существовать вечно. Но обнадеживает общественная активность наших предпринимателей. Однажды я была на деловой конференции в другом городе, там собрались всего 15 человек. Я спросила: «Что, конференции не будет?». Мне говорят: «Почему, все нормально». На этом фоне наша предпринимательская среда – очень активная. Они такие неугомонные, все время стремятся что-то узнавать, обсуждать, развивать, объединяться. Появились общественные организации, защищающие интересы предпринимателей. Это очень радует.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем