Город Пришел, увидел... взял

Пришел, увидел... взял

Ребенок взял чужую вещь... Во многом только от родителей зависит, повторится ли это еще раз. Многие родители, столкнувшись с детским воровством, начинают паниковать. Их волнение и страх вполне понятны, ведь каждый считает своего ребенка самым-самым. И вдр

Ребенок взял чужую вещь... Во многом только от родителей зависит, повторится ли это еще раз. Многие родители, столкнувшись с детским воровством, начинают паниковать. Их волнение и страх вполне понятны, ведь каждый считает своего ребенка самым-самым. И вдруг – проблема, о которой и говорить-то как-то неловко и стыдно. В голову сразу же начинают лезть мысли об испорченности любимого чада и о его криминальном будущем.

Но, как ни странно, воровство в детском возрасте – не такая уж редкость, и с ним, так или иначе, сталкивается практически каждая семья. Конечно, воровство нельзя считать делом обычным и ни в коем случае не следует закрывать глаза на эту проблему. Однако хвататься сразу за ремень или устраивать ребенку словесный «разнос» – тоже не выход. Важно не спешить с выводами и выносить ребенку приговор, а постараться спокойно выяснить все возможные причины проступка.

Как утверждают психологи, в поведении ворующих детей, как правило, проявляются две тенденции. Если пространство, которое ребенок выделяет как свое, ничтожно мало (стул, карнадаш, игрушка), то он ведет себя по отношению к другим очень пассивно, не проявляет собственных интересов, не желает заявлять свою позицию (да и есть ли она?). В поведении таких ребятишек полностью отсутствует здоровая агрессия, они незаметны и аутичны. Другая крайность – непомерное расширение своих границ, когда дети заполняют свое личное пространство общими вещами. Такие дети, напротив, очень агрессивны, экспансивны, постоянно пытаются доминировать. Но, фактически, это не две тенденции, а одна – отсутствие действительно своего пространства.

Маленькие детки – маленькие бедки

«Если ребенку два-три года, то родителям не имеет смысла затевать долгие нравоучительные беседы. В этом возрасте у детей пока еще нет разделения на «свое – чужое», мир крутится только вокруг него», – считает тюменский психолог Альфия Кабирова. Нередко где-то в песочнице или в гостях можно наблюдать одну и ту же сцену: ревущего ребенка, судорожно цепляющегося за понравившуюся чужую игрушку и растерянного родителя, пытающегося во что бы то ни стало ее вырвать. Бывает, ребенок втайне от родителей сует понравившуюся игрушку в карман и на следующий день после похода в гости мама или папа ее там обнаруживают. «Навряд ли это можно назвать воровством, но и делать вид, что ничего не случилось, тоже не стоит. Лучше четко дать понять, как это плохо – брать чужое», – говорит психолог.

У дошколенка уже начинают формироваться нравственные привычки, однако это еще не значит, что они закрепились. Конечно, это уже не те несмышленыши, что были раньше – дети достаточно четко различают, где «мое», а где «не мое», у них формируется понятие о личном пространстве и личной собственности. Так что воришка берет чужое вполне осознанно, уже понимая, что его могут за это наказать. Но и в этом возрасте случающиеся кражи у ребятишек – грех небольшой. Порой им так трудно бывает обуздать свою импульсивность, поэтому желание иметь заветный предмет берет верх над тем, у этого проступка могут быть отрицательные последствия.

Ребенок постарше ворует потому, что ему бывает трудно на свое «хочу» самому себе сказать «нельзя». Это связано с недостаточным развитием воли – детям так трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. По мере роста ребенка усложняется и проблемы, связанные с воровством. Если в раннем возрасте это случайный неприятный эпизод, то у подростка – осознанный шаг или вредная привычка. Но даже в этом возрасте совсем не значит, что подросток – конченный человек. В чем же причины воровства?

Почему сорока стала воровкой?

По мнению психологов, детское воровство – это проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы (например, сильное желание владеть чем-то вопреки «голосу совести»). И сильно ошибаются те из родителей, кто считает, что в воровстве ребенка нет их вины – «плохому» научить может кто угодно, но только не они сами. В данном случае важно понимать, что дети никогда не идут на такое серьезное «преступление» без особой на то нужды. Если в семье есть любовь и взаимопонимание, нет дефицита положительных эмоций и чувств, исходящих от родителей, то ребенку незачем привлекать к себе внимание таким нестандартным способом.

«Именно наличие каких-либо психологических проблем и при этом недостаток положительного внимания со стороны родителей можно считать основной причиной воровства. Плюс возраст и пробелы в воспитании – ребенок не знает в силу возраста, что такое собственность или не может поставить себя на место потерпевшего или на место сгорающих от стыда родителей», – объясняет Альфия Кабирова.

Мотивов у детского воровства может быть множество. Это и обычное стремление сделать «хорошо» себе – желание обладать какой-нибудь игрушкой, или такой вот своеобразный «крик о помощи» своим родителям, или даже подсознательная тяга наказать обидчика или обидчиков, в ситуации, когда ребенок растет в атмосфере запретов и жесткого контроля. Кроме того, при помощи украденного ребенок, возможно, хочет сделать приятное значимому для него человеку, тем самым «заплатив» за дружбу с ним. Те же корни имеет воровство «за компанию» с другими детьми, более свойственное детям старшего возраста – ведь для них так важно делать как все, не быть «белой вороной» среди друзей. Не нужно забывать и о таком неприятном факте, как вымогательство – вполне может быть, что ваши сын или дочь стали жертвами элементарного шантажа со стороны старших ребят.

Бывает, что за воровство родители принимают поведение ребенка, которое никакого отношения к краже не имеет – например, когда ребенок на деньги класса покупает себе шоколадки и жвачки. В этом случае надо беспокоиться по другому поводу – видимо, у вашего ребенка недостаточно развито чувство ответственности.

Конечно, существует и болезненное проявление подобного поведения – клептомания (от греч. klepto – похищаю и mania – безумие). Это психическое заболевание, связанное с удовлетворением (навязчивым) от кражи. Оно может быть следствием невроза. Однако такое заболевание встречается не так и часто.

Помощь без спешки

Многие родители не знают, как следует реагировать на то, что их ребенок оказался воришкой. Наказывать или сделать вид, что ничего не случилось? «Хороший способ понять, как лучше отреагировать на пикантную ситуацию – представить, каким способом вы можете заставить своего или чужого ребенка совершить кражу. Можно выработать несколько стратегий, а потом выработать обратную стратегию взаимодействия с ребенком. Она может быть очень простой – не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось», – советует Альфия Кабирова. Безусловно, родителям следует отреагировать и на само воровство и на причину, его вызвавшую. Вопрос – как?

Малышу следует спокойно объяснить, что есть свои, а есть чужие вещи. И брать чужие вещи очень плохо и некрасиво. Потому что знание о том, что брать чужое – это нехорошо, не является врожденным. Ребенок так и будет продолжать брать чужое, если родители не объяснят ему, что это плохо. Возможно, ребенок пропустит ваши слова мимо ушей и в следующий раз вновь возьмет чужую игрушку. Но, скорее всего, объяснения самых родных и любимых людей окажутся действенными. С ребенком постарше, каковы бы ни были причины, родителям следует соблюдать несколько непреложных правил.

Во-первых, ни в коем случае не следует навешивать на ребенка «ярлыки», называя его вором и предрекая ему криминальное прошлое. Во-вторых, постараться избежать сравнения с другими детьми или самим собой, что то вроде: «Посмотри, как хорошо ведет себя мальчик Петя, а за тебя приходится только краснеть». Также, не следует «пережимать», объясняя ребенку его вину. Да, он совершил ошибку, но если давить на него, то в будущем он будет утаивать от мамы и папы абсолютно все поступки, которые считает «стыдными». И ни в коем случае в будущем нельзя возвращаться к совершенному проступку – вряд ли бесконечное «зудение» родителей об испорченности ребенка поможет взаимопониманию и убережет от воровства.

«В любом случае важно помнить, что многие жизненные ситуации обратимы, поэтому не стоит паниковать. Главное – найти способы их психологически грамотно исправить», – подводит итог психолог.

Что же делать, если ребенок замечен или заподозрен в краже?

  1. подавить в себе возникшую эмоцию;

  2. не реагировать на воровство, как если бы была реакция на воровство взрослого;

  3. реакция гнева ведет к повторному воровству;

  4. найти (обязательно!) причину;

  5. нельзя угрожать ребенку, запугивать наказанием посредством власти, так как это может стать причиной новых страхов;

  6. найти способ нивелировать кражу (рассказать историю, как мальчик пяти лет вернул (подложил) вещь на место);

  7. вызвать ребенка на откровенность;

  8. не разглашать обстоятельства кражи (не обсуждать публично, не высмеивать, не набрасываться всей семьей на ребенка);

  9. научить ставить себя на место потерпевшего (это важно, так как к возрасту шести лет формируется совесть);

  10. активность ребенка направить в нужное русло;

  11. подумать о своем поведении (скорее всего, в семье может быть пример того, что родители несут вещи с работы или совершают какие-то операции с деньгами, не совсем честные, и хвастаются этим).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем