Город Илья Чернышев, председатель Тюменской областной общественной организации защиты прав потребителей: «Провозившись восемь часов с компьютером, понял, что хочу стать юристом»

Илья Чернышев, председатель Тюменской областной общественной организации защиты прав потребителей: «Провозившись восемь часов с компьютером, понял, что хочу стать юристом»

Герой нашего интервью – представитель нового поколения общественных деятелей, за работой которого одни наблюдают с завистью, другие – с интересом. К своим 23 годам потомственный юрист Илья Чернышев уже заработал серьезную репутацию в правовой сфере и доказал, что молодость для общественника – вовсе не недостаток. Илья возглавляет областную общественную организацию с декабря прошлого года, а первый опыт правовой работы получал в молодежном обществе защиты прав потребителей «Северный стандарт», одним из создателей которого сам и является.

Вопрос защиты потребительских прав так или иначе затрагивает интересы всех, кто пользуется электроприборами, хотя бы изредка ходит по магазинам, живет в квартирах с центральным отоплением и водоснабжением. В общем, как говорится в одном социальном ролике на другую тему: «Касается каждого». Поэтому Илья уверен, что общественной работы на его век хватит.

– Вот, сами можете убедиться – 107 обращений за июль, то есть более пяти в день, считая рабочие дни. При том, что не все звонки мы успеваем регистрировать. А ведь летом граждане не так активны, зимой–весной обращений будет еще больше.

– А по каким проблемам звонят чаще всего?

– Очень много претензий по бытовой технике: кухонные комбайны, холодильники, стиральные машины, телевизоры, ну и сотовые телефоны. Достаточно обращений по проблемам с долевым участием в строительстве. Нередко обращаются просто за советом, разъяснением. Например, человека уже «накололи», он понимает, что правды не добиться, и хочет получить для себя подтверждение, действительно ли нарушены его права, чтобы впредь избежать подобной ситуации. По ЖКХ обращаются по вопросам начисления лишних денег за коммунальные услуги и так далее. Стараемся всем помочь, хотя ресурс ограничен. Все-таки мы общественная организация.

– В чем заключаются ваши функции?

– Наша главная задача – отстоять интересы потребителей, чьи права нарушены, когда происходит злоупотребление правом. А также когда происходит неправильное понимание ситуации самим потребителем. Учитывая, что рынок юридических услуг очень обширен, то на всякого заблуждающегося всегда может обнаружиться юрист, который скажет: «Так это же выигрышное дело», – и пойдет с потребителем в суд, чтобы заработать на нем. Надо признать, что закон о защите прав потребителей достаточно жесткий, и это хорошо, но это дает возможность и для определенных злоупотреблений. И если продавец недостаточно «подкован», он может понести серьезные убытки, не зная, к чему и в каком порядке может предъявлять претензии потребитель.

Чернышев Илья Владимирович, родился в Челябинске. Образование высшее юридическое – с отличием окончил Институт государства и права Тюменского государственного университета.

В июле 2007 года вместе с группой единомышленников создал Молодежное общество защиты прав потребителей «Северный стандарт», в правление которого входит до сих пор в качестве сопредседателя. Деятельность общества отмечена на региональном и федеральном уровнях. Является одним из ведущих радиопередачи для потребителей «Товар лицом» на радио «Априори», экспертом многих региональных изданий по вопросам права и защиты прав потребителей.

Входит в состав Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области. В декабре 2009 года избран председателем Тюменской областной общественной организации защиты прав потребителей.
– Сколько лет вы занимаетесь этой деятельностью?

– В сфере защиты прав потребителей я работаю уже три года. И меня радует, что за это время здесь сформировался некий прообраз системы. В первую очередь это заслуга Федеральной службы Роспотребнадзора, которая, в частности, по указанию своего руководителя Геннадия Онищенко создала сеть консультационных пунктов по защите прав потребителей при всех центрах гигиены и эпидемиологии. В Тюмени этот центр, напомню, находится по адресу: ул. Холодильная, 57. На сегодня это эффективное звено, которое несколько разгружает отдел Роспотребнадзора по защите прав потребителей. Приятно отметить, что со всеми государственными учреждениями защиты потребительских прав у нас установились добрые партнерские отношения и мы плодотворно сотрудничаем.

Второй момент – тема защиты потребительских прав по-настоящему зазвучала в СМИ. Это связано и с экономическими реалиями. Определенную лепту вносим в процесс и мы. Наша организация выходила в телеэфир, сегодня есть еженедельная радиопередача, где мы общаемся со слушателями. Кроме того, у нас есть группа в социальной сети Vkontakte.ru, вопросы там поступают каждый день, причем не только от тюменцев, а буквально со всей страны – от Санкт-Петербурга до Камчатки. Этим ресурсом для консультаций, в частности, может воспользоваться молодежь. Так что получить информацию о своих потребительских правах и о том, как их отстоять, стало намного проще.

– Чем отличаются ваши задачи от функций соответствующего отдела Роспотребнадзора?

– У нас разная правовая природа. Роспотребнадзор – государственный орган, у которого есть властные полномочия наказывать предпринимателей за нарушения прав потребителей, то есть основная работа – это проверки, административная практика. В суд Роспотребнадзор обращается в крайних случаях, например, для защиты интересов определенного круга лиц. У нас же более широкие возможности для обращения в судебные инстанции в порядке, который не требует нотариальной доверенности от потребителя, а просто на основании его заявления. То есть никакого пересечения у нас быть не может, мы для них – помощники, а заодно переключаем на себя какую-то часть вала обращений, который к ним поступает.

– Давайте обратимся к истории образования в Тюменской области общества по защите прав потребителей. Это ведь одна из старейших общественных организаций в нашем городе?

– Да, в 1989 году появилось городское общество, которое в дальнейшем было перерегистрировано в областное. Первым и бессменным его председателем на протяжении 20 лет был Борис Григорьев, который после моего назначения стал почетным председателем. Именно с его именем ассоциируют деятельность нашей организации, до сих пор многие посетители спрашивают, где его можно найти, чтобы обратиться со своим вопросом.

Мне довелось ознакомиться с протоколом первого собрания общества, и вопросы, которые на нем поднимались, сегодня могут вызвать улыбку. Например, обсуждалась проблема расширения ассортимента, но надо понимать, что это были за годы. В основном члены общества в то время занимались просветительской деятельностью, объясняя, что у потребителей вообще есть права. Сегодня основной фронт работ общества по защите прав потребителей мы перевели на судебное поле: помощь в составлении претензий, исков, то есть непосредственно правовая деятельность. С одной стороны нужную информацию потребителю найти сегодня не сложно. Но есть множество моментов, когда без квалифицированной помощи не обойтись.

– На какой основе вы оказываете помощь тем, кто к вам обращается?

– Социально незащищенным категориям граждан мы помогаем, как правило, бесплатно, в остальных случаях оплата работы наших специалистов незначительная, она существенно ниже рыночной стоимости юридических услуг в целом по Тюмени. Этим объясняется такое количество обращений, а также тем, что наше общество специализируется на конкретной проблеме, для нас очевидны некоторые нюансы, которые от юристов более широкой практики могут ускользнуть.

– Как вас воспринимают судебные учреждения?

– Нас там уже хорошо знают, это радует. Если вспомнить, как мы начинали работать три года назад в «Северном стандарте» и впервые понесли в суд иски, в которых выступали заявителями от имени граждан, нам говорили: «Кто вы такие? Где доверенность? Где сам потерпевший?». Мы неоднократно доходили в обжаловании до гражданской коллегии Областного суда, где в итоге грамотно разобрались в законе о защите прав потребителей и дали судьям разъяснения, что мы имеем право в таком порядке выступать от имени граждан без всяких доверенностей. В общем ситуацию переломили, в результате сегодня появляются и другие потребительские организации, правда, их пока немного, однако в судах мы их работу видим. А например, в Санкт-Петербурге таких организаций порядка двухсот.

Но надо оговориться, что не всегда, если на вывеске написано, что это общество по защите потребителей, то именно этим учреждение в реальности занимается. Часто оно просто относится к некой юридической фирме, которая таким образом хочет получить определенное процессуальное преимущество, а вовсе не преследует цели оказывать помощь гражданам. Ну и наконец есть просто псеводпотребительские организации, которые попросту занимаются вымогательством, пользуясь неграмотностью руководства предприятий, как правило, целью выбирается малый бизнес, владельцы ларьков, небольших магазинов, которые не всегда подкованы в сфере потребительских прав. Особенно это распространено в Москве, Санкт-Петербурге, а еще, как ни странно, в Кургане. В Тюмени я о таком пока не слышал. Но к подобным вещам надо быть готовыми. В России уже зафиксированы прецеденты, когда такие дельцы привлекались к уголовной ответственности.

В любом случае факт остается фактом, раз уж организации по защите прав потребителей продолжают появляться, значит в обществе растет потребность в такой услуге, значит мы свою работу делаем не зря.

– Число обращений по сравнению с предыдущими годами выросло?

– Да, оно растет и у нас, и в Роспотребнадзоре. Я не могу однозначно ответить, происходит ли это потому, что права потребителей стали нарушаться чаще. Возможно, наоборот, в абсолютной цифре число нарушений стало меньше, потому что покупательская способность населения за последние пару лет из-за кризиса снизилась. Но в силу повышения уровня правовой грамотности покупатели либо знают, что их права в определенной ситуации нарушены, либо у них появляется хотя бы сомнение: все ли здесь в порядке, пойду-ка я проконсультируюсь. Ну и в любом случае кризис сыграл свою роль: денег стало меньше, следовательно, отношение к ним более бережное. Это сыграет только в плюс для повышения правовой грамотности потребителей.

Пользуясь случаем, порекомендую тюменцам одно издание, где содержится очень много полезной информации для потребителей. Это журнал «Спрос». Он некоммерческий, на обложке даже написано: «Журнал без рекламы». Его выпускает Международная конфедерация обществ по защите прав потребителей. Сразу скажу, что ни в каких договорных отношениях мы с этим изданием не состоим, чтобы это не выглядело как реклама. В Тюмени кроме нас его выписывают единицы, а в розничной продаже журнал не найти. Между тем в нем квалифицированно разбираются типичные ситуации, рассказывается о судебных процессах, публикуются сравнительные экспертные обзоры различных групп товаров. Важно, что информация подается простым понятным для обывателя языком.

– Как вы разделяете свои функции в Областной организации защиты прав потребителей и в «Северном стандарте»?

– Молодежное общество «Северный стандарт» на сегодняшний день предоставляет практику студентам-юристам без опыта работы. Для них это возможность попробовать свои силы, поучаствовать в судебном процессе по какому-нибудь несложному делу. У нас были случаи, когда суды выигрывали первокурсники. Это уникальная площадка для начинающих юристов, потому что в других случаях студентам и выпускникам без опыта в лучшем случае доверяют письменные консультации под контролем преподавателя. Здесь же молодой человек сразу попадает в ситуацию ответственности. Это здорово меняет представление о юридической работе и позволяет студенту скорректировать свое дальнейшее обучение, дает понимание, что в этой профессии действительно имеет значение. С Тюменским госуниверситетом у нас заключен договор, и студенты могут пройти практику как в «Северном стандарте», так и в Областном обществе защиты прав потребителей. Кроме того, «Северный стандарт» проводит акции просветительского характера, мы участвуем в губернаторских грантах в сфере молодежной политики.

– Как вообще появился «Северный стандарт»? Что вам самому дала эта деятельность, когда вы только начинали?

– Эту молодежную организацию мы создали втроем с Антоном Машуковым и Егором Ганжой, когда учились, если я не ошибаюсь, на четвертом курсе. Как только такая идея появилась, с просьбой о поддержке мы обратились к региональному отделению «Молодой гвардии». И долгое время работали вместе с молодогвардейцами, думаю, это было взаимовыгодное сотрудничество. Когда я возглавил Областное общество защиты прав потребителей, основную судебную работу, учитывая более серьезный вес и историю этой организации, мы перевели туда.

Мне самому, несмотря на то, что я еще до создания «Северного стандарта» начал работать юристом, практика в этой организации дала очень многое.

– Традиционный вопрос: как удавалось совмещать работу и учебу?

– Вообще работать по специальности я начал, получается, с середины второго курса. Было, конечно, непросто, не всем преподавателям это нравилось, зачеты «автоматом» я получал крайне редко. Зато освоение профессии шло значительно быстрее. Выпускникам без первоначального опыта найти работу сегодня почти невозможно. Ценность юриста определяет все-таки практика. Специалистов этой отрасли сейчас очень много, конкуренция высочайшая. Об этом говорит и уровень зарплат.

– Получается некий парадокс: студент-юрист находит работу, получает практику и в итоге становится востребованным. А тот, кто проучился до пятого курса и нигде себя не попробовал, оказывается без работы.

– Дело в том, что студент поначалу готов браться за любую неквалифицированную работу, начинать с нуля и постепенно втягиваться в процесс, в то время как человек с дипломом считает, что он уже вправе вести полноценную юридическую практику.

– Если общество защиты прав потребителей – это не средство заработка, значит существует другой источник дохода?

– Да, параллельно занимаюсь консалтингом в одной фирме.

– Кто-то еще претендовал на должность председателя общества?

– Нет, других кандидатур не было. Учитывая, что в уставе есть требование, чтобы председатель имел опыт правозащитной деятельности, круг претендентов изначально не мог быть большим. В Тюмени людей с таким опытом единицы. Назначить меня предложил Борис Григорьев, собрание одобрило.

– Сам Борис Викторович каким-то образом участвует в работе общества по защите прав потребителей?

– Безусловно, курирует нас, делится опытом. Его в Тюмени очень хорошо знают, у него огромный авторитет, он много лет был депутатом городской думы.

– Серьезные профессиональные неудачи случались?

– Бывало, что очевидные дела проигрывали. Иногда из-за собственных ошибок, иногда из-за некачественной экспертизы. Вообще к работе нашей судебной экспертизы есть вопросы. С другой стороны, это стимулирует развитие независимых экспертных организаций.

– Развитие общественной организации в чем сейчас видите? И какие проблемы возникают?

– Прежде всего развитие – в дальнейшем расширении возможностей для защиты прав граждан в суде, в формировании судебной практики – по ряду вопросов у нас есть разногласия с судами. Кроме того, мы намерены заняться так называемыми исками в защиту неопределенного круга лиц. В этой практике есть опасения, прежде всего они касаются нарушения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Дай бог, чтобы эти массовые отключения воды и отопления в связи с ремонтным работами, которые мы наблюдали летом, предотвратят в итоге ситуацию, подобную той, что возникла прошлой зимой, когда люди в морозы оставались без отопления. Мне самому, помню, тогда очень некомфортно было сидеть в холодной квартире. Здесь есть сложные правовые моменты, в частности, с доказательством вины поставщика услуг, самого факта недопоставки – это очень трудно зафиксировать. Ресурсов для того, чтобы отмониторить конкретный дом и количество дней, когда в нем не было горячей воды, практически нет. Поэтому ищем варианты, как создать прецедент.

Кроме того, есть опасения в связи с проведением в Тюмени транспортной реформы. Идея сама по себе хорошая, тем более что необходимость в изменениях назрела давно. Но важно, чтобы права граждан при этом были соблюдены. А вопросы по воплощению есть. У нас уже скопилось немало фотографий, где зафиксировано, что в центре города на оживленных остановочных пунктах не работают терминалы пополнения проездных карт. Что тогда человеку делать? Как воспользоваться картой, если он не может ее пополнить? Поэтому наличный расчет должен сохраниться по тому же тарифу, что и по карте. У граждан должен быть выбор. Вместо того, чтобы повышать тариф при оплате наличными, правильнее, на мой взгляд, ввести систему скидок при пользовании транспортной картой. То есть ты, пополнив карту, прокредитовал транспортную организацию, чтобы у нее были деньги на счетах и она могла их использовать. Нормальная экономика.

– С представителями администрации города обсуждали этот вопрос?

– Нет. Чиновники делают свою работу, их задача сделать транспортную систему эффективной и удобной для горожан. Если у меня как у общественника возникают вопросы, я их озвучиваю в прессе. То же самое и в отношении работы ООО «Тюмень Водоканал».

– А какие вопросы у вас возникли к этой организации?

– Если помните, на одной из пресс-конференций руководство «Тюмень Водоканала» заявило, что при плановом отключении не будет производиться перерасчет, поскольку жители и так запасутся водой. К чести компании, от этих слов руководство затем отказалось и пообещало перерасчет сделать. Судя по тому, что обращений граждан на этот счет к нам не поступает, свое слово «Тюмень Водоканал» сдержал.

– Почему вообще в свое время выбор пал на юриспруденцию?

– Я люблю эту профессию. Хотя до 10 класса думал, что стану программистом. Всегда увлекался компьютерами, даже подрабатывал на этой стезе. Но однажды восемь часов просидел за настройкой сети. Все получилось, но я очень устал и пришел к выводу, что не хочу по восемь часов в день «общаться» исключительно с компьютером. А потом так вышло, что в старших классах два года подряд занимал первые места в областной олимпиаде по обществознанию, в итоге без экзаменов поступил в Институт государства и права, и с профессией все стало ясно. Хотя надо сделать оговорку, что у меня не только отец и мать, но и дед – юристы. Правда, они никогда мне не навязывали свой выбор. Тем не менее с детства я находился в этой среде и, оказавшись в профессии, обнаружил, что многие вещи для меня привычны и знакомы.

– Родители как воспринимают ваши успехи, советуют что-нибудь?

– «Молодец!», говорят. (Смеется.) А вот советовать не стремятся. Конечно, какие-то моменты обсуждаем, но для них я уже самостоятельный человек в профессии.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем