Развлечения «Горе от ума»: Путин оценил, тюменцы не пришли

«Горе от ума»: Путин оценил, тюменцы не пришли

Обруганный большинством столичных критиков спектакль-забияка от известного режиссера Римаса Туминаса «Горе от ума» спустя восемь лет после премьеры в московском «Современнике» добрался до Тюмени. Вчера, 27 января, в «Киномаксе» состоялась прямая трансляция спектакля с театральных подмостков «Современника». Трансляция велась сразу на 30 городов страны в рамках проекта «Театральная Россия».

Пожалуй, критики уже всех «весовых категорий» поставили свою оценку этой постановке, откомментировал ее даже президент. Некоторые обвинили режиссера (литовца по национальности) в русофобии и отсутствии логики в спектакле. Мне же, в свою очередь, хочется поблагодарить Туминаса за то, что он вернул мне Грибоедова. Весь интерес к нему (человеком он был весьма незаурядным) и его творчеству у меня напрочь отбили еще в школе, когда на уроках литературы в восьмом классе щедро наклеивали ярлыки каждому его герою. А вместе с ними заодно лепили их и ученикам: «С главной точкой зрения на классику ознакомлен». Борьба взглядов прошлого и современности, идеалов и пошлости, правды и лизоблюдства и прочее. Зачем шевелить мозгами, если тебе все уже разжевали? А думать, как оказалось, хочется, по крайней мере после знакомства с современниковской версией спектакля.

Туминас в своей постановке несколько подравнял персонажи: сбил ореол непорочности с Чацкого (в постановке ему не чужды плотские желания), добавил ума Фамусову (который в конце концов все-таки иронизирует над тем, что «станет говорить княгиня Марья Алексеевна»).

На сцене правит бал эго всех основных персонажей в отдельности, а также эго московского менталитета в целом (аллегория в виде белокаменной печки, похожей на одну из колоколен кремля). Так что пока одни «танцуют от печки», другие ровно на этом же месте «судят со своей колокольни». Отметим, речь именно о московском, а не о русском здесь зашла не потому, что провинция не любит центр. Просто у Грибоедова в пьесе, как и у Туминаса в спектакле, все остальное такая глушь, что и жизни там, пожалуй, нет. Именно у этой печки греет свои великосветские пятые точки весь столичный бомонд. На нее взбирается юродивый Петрушка и посыпает голову пеплом Чацкому, пока тот самозабвенно предается отчаянию. Разочарованный во всем со страстностью Жириновского он обличает всех, кто попадается под руку. Его вдруг возникшая любовь к Софье больше похожа на «запасной аэродром» сломавшему крыла смыслу жизни. Раз смысла нигде нет, так, может, он в любви? Как это случается, блестящему безработному молодому человеку, интересному и оригинальному, не очень нравятся родственники девушки, богатые и приземленные. А тут еще преуспел Молчалин... Сюжет не нов. Все герои говорят по-грибоедовски. Абсолютное большинство делает это, громоздясь на табурет, как на детском утреннике, не духовно, так физически возвышаясь над остальными.

Порой происходящее на сцене напоминает театр абсурда. Демонстрация безнравственности и душевной нищеты героев гиперболизирована до карикатурных масштабов. Возможно, такое описание уклада жизни оскотинившегося общества и обидело критиков. Так что же: русофобия или шарж? Пожалуй, свой вариант ответа каждый даст, исходя из степени обидчивости. Может быть, режиссер на протяжении трехчасового представления жонглировал тонкими, очевидными, бьющими в лоб метафорами, чтобы кто-то обиделся, а кто-то – нет. Но и в том, и в другом случае отреагировал.

Это спектакль, в котором нет ни одного героя, которому от души хотелось бы посочувствовать. Или почти нет... Если уж мне за кого и было порой стыдно, а то и обидно, так это за Фамусова. По мне, так глава семейства – единственный, кто не лицемерит себе. Он заставляет других в прямом и переносном смысле слова плясать под свою дудку, кормит с рук и чешет за ухом юродивого Петрушку, одаривает тумаками Чацкого, а в конце горько усмехается над тем, что подумает княгиня Марья Алексеевна. И усмешка эта – над самим собой.

Актеры «Современника» прекрасно исполнили свои роли, особенно Сергей Гармаш (Фамусов), Евгений Павлов (Петрушка), Дарья Белоусова (Лиза) и Шамиль Хаматов (Чацкий). Жаль только, что увидели «Горе от ума» немногие. Тюменцев не набралось и пол-кинозала, тогда как московский «Современник» спустя восемь лет после премьеры этого спектакля, был полон. В рамках проекта «Театральная Россия» в Тюмени будут транслироваться и другие постановки известных питерских и московских театров.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем