Тюменское комикс-сообщество возникло вокруг двух людей: Гоши Елаева и Виталия Лазаренко. Комикс «Тюмэн», который стал вирусным, запустил популярность комикс-арта в городе. После этого в созданную друзьями лавку комиксов Space Cow потянулись художники. Сегодня зины (небольшие книжки, которые авторы своими силами пишут, рисуют и издают малым тиражом) в Тюмени активно создают местные комиксисты. 72.RU пообщался с молодыми художниками, которые уверены: зин — это самое свободное творчество.
От комикса про подростков до философской притчи о воде
Студентка из ТюмГУ Алиса Вельвет учится на факультете журналистики, но себя в профессии не видит. Первый зин она сделала для учебы: «Одинокие кости» — о подростковом возрасте. Он представляет из себя сборник написанных студенткой рассказов с авторскими иллюстрациями.
— В подростковом возрасте меня волновало, как мы все общаемся между собой: это было для меня большой загадкой. Поэтому в нем я собрала истории о том, что влюбленность и представления о человеке могут быть ошибочными, — так описывает свой первый зин Алиса.
Вторая работа тюменки — краеведческая. Собрав все истории, Алиса нарисовала комикс «Лунапарк», действие которого происходит в мистической телевизионной программе.
— Мне хотелось, чтобы мистика была не только в Питере, который весь такой пугающий и заманчивый, но и у нас, — признается студентка.
Коллега Алисы Мария Фоот тоже собирает зины своими руками. Первым опытом стал комикс о ее взаимоотношениях с мамой. Мария выросла в Заводоуковске и всегда выделялась на фоне сверстников — поэтому девочку недолюбливали. Зато ее лучшими друзьями стали родители, что устраивало всех. С зином про маму художница даже отправилась на фестиваль комиксов в Гамбурге.
Сейчас Мария работает над комиксом о воде для международного конкурса во Франции. Художница называет его философским зином.
— В нем я сравниваю реки, которые бегут по планете, с реками, которые бегут в наших руках. Если присмотреться, то это одно и то же. Вены очень похожи на фотографии рек из космоса, — считает девушка.
«Не виноваты»
Тюменские художники объединились и создали комикс «Не виновата» о домашнем насилии. В нем они собрали анонимные истории людей, которые подверглись домашнему насилию. Мария и Алиса и здесь не остались в стороне — их работы тоже попали в сборник. Все средства от продаж этого зин-комикса идут фонду психологической помощи «Сестры».
— Я лично знаю людей, которые пережили домашнее насилие, но они не стали об этом говорить. И это ужасно, потому что им говорят: не выноси сор из избы. А его надо выносить, потому что он остается в доме и проблема не решается, — рассказывает Алиса.
Она должна была нарисовать два комикса, но в итоге нарисовала только один, потому что вторая история оказалась для нее слишком сложной. Это история о парне, который пытался склонить свою возлюбленную к сексу. Та была против, и тогда он надругался над ней по-другому.
— В какой-то момент, работая над этой историей, я расплакалась, потому что мне лично тяжело переживать такие истории. Но как раз-таки из-за того, что они тяжелые, о них надо говорить, — считает Алиса.
Обложку для комикса и еще одну историю нарисовала для сборника Мария.
— У меня была история девушки, которая к нам обратилась анонимно. Девочка-подросток подвергалась как физическому, так и сексуальному насилию со стороны самых близких людей — ее семьи. Людей, которым доверяли ее родители. Проблема в том, что, когда это случается с людьми, им стыдно, будто они виноваты. Но ты не виноват в том, что тебя избили, изнасиловали или морально над тобой надругались, — говорит Алиса.
Самое свободное творчество
Зины можно назвать новой свободной прессой — в этом уверены девушки.
— Вместо того чтобы пойти в редакцию или издательство, ты начинаешь сам делать книжечку. Без чьей-либо цензуры и правки. У тебя просто есть мысль, и ты хочешь поделиться ей с миром, — рассказывает о своем понимании этой культуры Алиса Вельвет.
Поэтому авторы зинов часто говорят о том, что не принято обсуждать в сегодняшней России. В своем комиксе Good Things Алиса рассказывает о трехнедельном эксперименте — замечать и записывать хорошие моменты, даже когда бывает очень сложно. В планах у Алисы — комикс об активизме и феминизме. Она считает, что сам факт того, что она занимается зинами, — тоже женский активизм. Ведь в России не очень много девушек-комиксисток — это считается увлечением для парней.
Ее коллега Мария Фоот опубликовала комикс в поддержку Ивана Голунова. Комиксисты хотели выпустить зин в его поддержку, когда на радость всем Ивана отпустили из-под стражи. Поэтому идею решили отложить.
— У нас еще всё впереди, просто нужно проявлять более активную позицию. Я делаю это через комиксы — общаюсь с людьми и делюсь своими мыслями, — говорит девушка.
Уже долгое время Мария вынашивает идею автобиографичного комикса, связанного с ЛГБТ-сообществом: в Заводоуковске она была в отношениях с девушкой. А когда ты живешь в маленьком городе, окружающие не готовы понять, что такое может произойти. Очень тяжело выживать в таких условиях. Ее бывшую возлюбленную поставили перед выбором: или консервативные родители выгонят девушку из дома, или эти отношения прекратятся. Она выбрала второе.
— Этой историей важно поделиться, потому что во многих небольших городах такое происходит — не только мы сталкивались с этой проблемой, — так считает Мария.
Другое отражение свободы в зине — чисто техническое. Нет никаких правил по изготовлению зина: нет инструкции, как делать, ты просто берешь и делаешь. По словам девушек, зин может быть каким угодно: кривым или ровным, может быть сшит в типографии или ниткой с иголкой. Главное — мысль, которую автор хотел донести.
Молодые художницы продают свои работы. Алиса реализовала 30 копий первого самиздата — по 150 рублей за одну книжечку. Но о доходах девушка особо не думает — это возможность не нажиться, а поделиться идеей. Мария тоже рассчитывает, что на вырученные деньги она сможет купить еще бумаги и немного отдохнуть — выпить кофе или заглянуть в бар. Зины и сейчас можно найти в книжном магазине «Никто не спит».
Недавно мы рассказывали историю, которая развернулась между художницей и владельцами одного из местных ресторанов — последние использовали авторскую работу в интерьере, но без согласования с владелицей. Как так получилось и что происходит с авторским правом в России, мы подробно рассказывали в колонке.
Если вы занимаетесь искусством в Тюмени и хотите поделиться своей историей — напишите о себе нам на почту: 72@rugion.ru.