Несмотря на то, что, по уверению некоторых специалистов, каракули – это признак гениальности, все же почерк – это визитная карточка человека. А с неказистой визиткой ходить все-таки не солидно. О том, где пригодится каллиграфия в наше время, как быстро можно овладеть этим мастерством и поможет ли чистописание сделать неразборчивый почерк красивым, выяснил корреспондент сайта 72.ru, посетив один из уроков по каллиграфии.
Когда-то добрый писарь был на вес золота. И сейчас, рассматривая написанные от руки книги, диву даешься от мастерства и трудолюбия ее создателя. В каждом слове – душа. В век цифровых технологий, конечно, для многих рукописный текст – уже практически атавизм. И если раньше хоть какое-то подобие каллиграфии практиковали, оттачивая подпись для паспорта, то с внедрением электронной подписи скоро и в этом не будет необходимости. Но с появлением цифрового текста в пользу производительности пропала индивидуальность письма. Мы все чаще и чаще оформляем стандартные фразы в не менее стандартные буквы. Поэтому узнать о том, что в Тюмени дают уроки каллиграфии, было приятной неожиданностью, а посетить их – целым приключением.
Проводит курсы по каллиграфии профессор Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств, член Союза дизайнеров, участник проекта Международная выставка каллиграфии Николай Макаров. Искусство письма он преподает для двух групп, в каждой из которых занимается по десять человек. Курс составляет пять двухчасовых занятий (они проходят обычно по воскресениям), в ходе которых ученики осваивают базовые каллиграфические формы обычного письма. Оказывается, красиво писать – целое искусство. Нужно правильно сидеть, дышать, держать кисть или карандаш. Только представьте, что от того, в каком положении сидит человек, зависит и то, какие у него получаются знаки. Интересно, а не оттуда ли пошло выражение «сидеть буквой Зю»? Кроме того, нужно чувствовать ритм письма.
«Нужно, чтобы начало движения, сам штрих и его завершение были определенными. Положение инструмента, наклон, посадка и то, как вы его держите, очень важно. Вы не просто путешествуете по неведомой дорожке. У каждого движения есть начало, есть конец и ритм. Не должно быть дрожащего, не имеющего конечной цели движения. Когда вы пишите, движения ритмичны: вдох-выдох», – поучает наставниц Николай Макаров.
Занятия проходят в две смены: сначала занимается одна группа, потом – другая. Я попала в первую смену, в ней оказались исключительно представительницы прекрасного пола. Во второй группе занимаются и мужчины. Как выяснилось, уроки каллиграфии в наше время очень даже актуальны, например, для работников тату-салонов, художников, дизайнеров и всех, кто занимается hand-made. Участники уже выразили желание после базового обучения пройти курс для продвинутых, где будут изучаться более сложные элементы письма.
Ну а пока им предстоит корпеть над строчными буквами кириллицы. Такова тема этого занятия. Занятие, которое посетила я, было вторым по счету, на нем присутствующие отрабатывали навыки написания строчных букв русской азбуки.
Открыл путешествие по дорогам азбуки сам Николай Сергеевич. На длинном столе расстелили рулонную бумагу, разлиновал ее, сложив в несколько раз, а потом расправил чтобы получились строчки. Сначала мастер написал латинский алфавит одним из стилей эпохи Ренессанса (XVI век), а затем исполнил русскую азбуку стилем образца XX века. Так на одном листе встретились разные эпохи и культуры. Глядя на то, как появляются из-под кисти стройные, красивые, законченные в своем исполнении буквы, понимаешь, что смысл поговорки «что ни слово, то золото» очень даже применим и к чистописанию. Написать от руки фразу очень даже непросто. Достаточно сбиться всего один раз, и придется начинать заново. Вот уж занятие не для слабонервных.
Наблюдая, как скользит кисть по бумаге, невольно погружаешься в воспоминания детства: школа, пропись, руки в чернилах, а тетрадь в кляксах. И одна за другой, как качающиеся от усталости солдаты, вот-вот готовые свалиться буквы. Переписывать приходилось снова и снова, так что армия неказистых бойцов полнилась, но на качество почерка будто бы вовсе и не влияла. Впрочем, как оказалось, и человеку с неразборчивым почерком можно освоить мастерство каллиграфии. Только времени может потребоваться больше. В этом искусстве главное понять логику начертания элементов письма и соблюдать несложные правила: работать в светлом помещении, держать спину прямо, рука должна двигаться свободно, найти правильный угол наклона. И, конечно же, освоить технику написания букв. Например, буква «О» пишется двумя штрихами с совершенно определенной последовательностью – сверху вниз.
Чтобы приступить к письму, нужно подготовить кисть, краска должна на ней распределяться равномерно, иначе не избежать мазни. Если же кисть не достаточно смочена, тогда можно получить эффект рваных краев и как результат – погрызанные буквы.
Сначала Николай Макаров раздал всем образцы с уже написанными буквами, чтобы обводя их сдвоенными (чтобы повторял мазок кисти) карандашами, ученики смогли запомнить движения.
Начали с обвода строчной «о», а с ней и подобных по технике письма буквы «е», «э», «с», «х». Потом перешли к буквам на основе «а» – это «ъ», «ь», «ы», «ю», «г», «ж». Затем дело дошло и до группы во главе с «и» и «п» – «й», «ш», «ц», «щ» и немного отстоящей от них «ч». В последней группе оказались «л», «м», «н». Букву «я» из-за ее особенного положения оставили на сладкое.
В конце занятия участникам было предложено попробовать самим написать буквы на разлинованной бумаге. Не всем удалось это с первого раза. Значит, есть задание на дом. И до следующего занятия каждый сможет отправиться в в это увлекательное путешествие, прокладывая на чистом листе бумаги живые дороги чудесных букв.