Сегодня в Севилье стартует Фестиваль европейского кино, не уступающий по размахам ни Берлинскому, ни Каннскому, которые, как известно, любят рассматривать не только европейские работы. А вот испанцы решили не лезть в общемировую кинокухню, а пристальней рассмотреть художественные, документальные, короткометражные и анимационные работы своей части света.
К слову, о кухне. Сколь уж испанцы любят не только погонять мяч и подразнить быков, но и вкусно покушать, то и фильмы на свой фестиваль они собирают только самые свежие и самые вкусные. С изюминкой. За которую потом вручают Golden Silver Giraldillo. Помимо главной статуэтки, которую раздает титулованное жюри, горячие пончики европейской киноиндустрии могут претендовать на вторую по значимости – Silver Giraldillo, а также на призы утешительные – Eurimages и Prexy, Спецприз фестиваля, Приз молодого жюри, Приз зрительских симпатий и так далее. В общем, мало кто уезжает без наград.
Кто в этом году станет счастливым обладателем статуэток и дипломов, мы узнаем только 16 ноября, а пока повернем взгляд в прошлое, дабы увидеть призеров прошедших лет. Чтобы хоть как-то представить размах кинопраздника.
Ешь, спи, умри
Работа шведского режиссера Габриэлы Пихлер, получившая серебристо-золотого Хиральдильо в прошлом году. Награда во многом заслуженная, поскольку без стеснения вскрывает двойное дно благополучного общества.
В центре кадра – семья мусульманских иммигрантов с Балкан: 20-летняя Раша (к слову, сыгравшая ее актриса Нермина Лукаш на этом же фестивале получила награду за лучшую женскую роль) и ее отец, проживающие в одном из спальных районов шведского региона Сконе. Чтобы поддерживать больного отца, Раша работает упаковщицей на заводе, однако, когда речь заходит о сокращении кадров, руководство принимает решение начать именно с «неугодных» – иммигрантов и новоиспеченных граждан Евросоюза. Оставшись без заработка, Раша вынуждена обивать пороги центра трудоустройства, но работники центра лишь кормят ее обещаниями и выдумывают нелепые занятия, которые якобы должны помочь в поиске работы. Тем временем ситуация в семье становится настолько трудной, что даже больной отец Раши вынужден податься на заработки в Норвегию.
Рай: вера
В том же самом 2012 году на фестивале была отмечена работа и австрийских сценаристов Ульриха Зайдлья и Вероники Франц за фильм «Рай: вера». Здесь тоже вскрываются пороки благополучного общества, правда, поводом для этого становится не социальная, а религиозная подоплека.
Анна-Мария работает рентгенотехником, но все свободное время посвящает миссионерской работе, чтобы Австрию можно было вернуть на путь добродетели. Ежедневно она стучится в двери жителей Вены, дабы совместно с полуметровой статуей девы Марии благословить грешных и наставить их на путь истины. Анна-Мария счастлива служить Иисусу и чувствует, что приблизилась к сонму святых. Однако все портит ее муж – прикованный к инвалидному креслу мусульманин, вернувшийся со своего паломничества из Египта. В одночасье стерильно-христианский мир Анны-Марии рушится, на волю рвутся пороки, которые она больше не может скрывать.
Лурд
Еще одно религиозно-моральное испытание демонстрирует нам режиссер Джессика Хаузнер в своем фильме «Лурд», взявшем гран-при испанского кинофестиваля в 2009 году.
Парализованная Кристина устала от одиночества, поэтому едет в Лурд – культовое место паломничества инвалидов и тяжелобольных в Пиренеях. Там они все вместе молятся за исцеление друг друга, и однажды случается настоящее чудо: Кристина просыпается абсолютно здоровой. Однако событие, которое по идее должно воодушевить страждущих, рождает в душе недавних собратьев Кристины по несчастью ненависть и зависть. Все усугубляется еще и тем, что в нее влюбляется старший группы паломников – сорокалетний красавец из Мальтийского ордена. Так что чудесное исцеление оборачивается настоящим испытанием для женщины.
Сердце бумеранг
Не обошли вниманием европейские киноакадемики и российское кино. В 2011 году сразу две работы российских режиссеров – Андрея Звягинцева и Николая Хомерики – были показаны в главном конкурсе фестиваля, однако первых наград так и не получили.
Фильм Николая Хомерики «Сердце бумеранг» рассказывает о 23-летнем помощнике машиниста метрополитена Константине. Во время очередного медосмотра врач выявляет у него серьезный порок сердца, из-за которого Костя может умереть в любой момент. Костя решает не говорить о своей болезни никому из близких и пытается жить как раньше, но все чаще задумывается о смысле жизни и о тайне смерти.
Елена
Второй российский фильм «Елена» все-таки произвел на испанское жюри впечатление, и актриса Надежда Маркина получила приз за лучшую женскую роль.
Перед зрителем – история пожилой семейной пары Елены и Владимира. Владимир богат, но относится к жене, как к служанке и требует от нее отчета за каждый рубль. Для своей дочери от первого брака он, конечно, ничего не жалеет, а ветреная девочка без стеснения тянет из папы деньги. У Елены есть сын от первого брака, которого она пытается вытянуть из плохой компании. Внезапно с Владимиром случается сердечный приступ, и он остается прикованным к кровати, зависимым от жены. Понимая, что дни его сочтены, Владимир готов написать завещание. И Елена, и дочь Владимира понимают, что наступает время борьбы – за деньги и справедливость.