Развлечения Александр Баргман, режиссер: «Три товарища» – это мужской спектакль»

Александр Баргман, режиссер: «Три товарища» – это мужской спектакль»

В Тюменском драматическом театре очередная премьера – спектакль «Три товарища» Эриха Марии Ремарка в постановке питерского режиссера Александра Баргмана. Он знаком тюменцам по спектаклям «Мольер» и «Бог резни». Также Александр Баргман является руководителем «Такого театра». Пять спектаклей из репертуара данного театра гости и жители областной столицы могли видеть в 154-м тюменском театральном сезоне.

Накануне премьеры корреспонденту 72Afisha.ru удалось пообщаться с Александром Баргманом о постановке.

– Александр Львович, о чем ваш спектакль «Три товарища»?

– Для меня важно, что этот роман и моя инсценировка говорят о всегда существующей возможности спасения. Действия в романе разворачиваются в 1928 году, после Первой мировой войны и в преддверии Второй. Тогда Европа очень заслуженно опустила Германию на самое дно. И только оказавшись там, страна начала резко и страшно выкарабкиваться. Когда Ремарк писал роман, с 1935 по 1938 годы, было понятно, что война неминуема, но ее еще не было. В этом аду, в этом страшном мире – безработица, инфляция, экономический и духовный кризис – живут и наши герои.

Поскольку человеческое сердце сильнее, чем то, что происходит вокруг, в жизни людей появляются «лилии любви» и «мужские цветы дружбы». Они соединяют людей, дают им силы, дают им надежду на выживание и смысл жизни. С одной стороны – эти понятия затерты, с другой стороны – они и затираются от того, что мы слишком часто к ним обращаемся. Ремарк как никакой другой писатель того времени это очень чувствовал. Для меня «Три товарища» – роман о спасении чувством в самое страшное время: любовью, дружбой, пониманием, молчанием...

– Спектакль «Три товарища» (Эрих Мария Ремарк) Галины Волчек считается одной из визитных карточек небезызвестного московского театра «Современник». Для режиссеров постановки по Ремарку – особенные. Как вам работалось с романом? Кто расставлял основные акценты: вы как автор инсценировки или оставили главное слово за Ремарком?

– То, что видит зритель на сцене – это инсценировка, то есть сценический текст. Весь роман невозможно уместить в одном спектакле. К сожалению, приходится многим жертвовать. Я пытался вычленить те линии, которые для меня наиболее важны. В первую очередь, это линия Роберта и Пат, самих трех товарищей и людей, которые вокруг них существуют. Поскольку есть удивительные ремарковские тексты от первого лица (сам роман написан от лица Роберта Локампа – прим. авт.), я пытался сохранить еще какие-то важные для меня текстовые куски, внедрить их в ткань спектакля. Мне кажется, что основные сюжетные линии остались. Но я не следовал какой-то линейной логике романа. Хотелось превратить действие, которое увидит зритель, в прекрасный сон.

– Финал произведения трагичен. В постановке он останется неизменным?

– Да, Пат умирает, и это факт.

– После прочтения книги «Три товарища» меняется мировоззрение. Вы согласны с этим?

– В этом романе столько прекрасного мужества, наивности, доброты и света, что я на себе испытываю его влияние. Особенно это ощутимо, когда выбираешься из центральных столиц, например, в Тюмень, Омск или Новосибирск. Здесь отношения между людьми не такие сложные, замусоренные, потребительские, поверхностные, как порой бывает в Санкт-Петербурге и Москве. Здесь люди проще, честнее, внятнее, с меньшим количеством подтекстов или хитростей. В данном случае, то, что я ставлю «Три товарища» именно в Тюмени, сочетается с Ремарком.

– А если говорить об актерах?

– Вне столиц актеры не избалованы кино или телевидением. Они сосредоточены и сконцентрированы на театре, по крайней мере, многие из них. Отдаваясь всей душой и сердцем театру, они не суетятся, не распыляются, а занимаются работой. Не всегда это получается, тем не менее, лучшие представители занимаются именно работой.

– В постановке задействован весь «золотой состав» театра: Геннадий Баширов, Сергей Осинцев, Анта Калиниченко, Александр Тихонов, Владимир Обрезков и многие другие. Как распределялись роли: это коллективное решение или сугубо ваше?

– Роли я всегда распределяю только сам. Работая над «Мольером» и «Богом резни», присматриваясь к артистам, я понял, что здесь есть серьезные предпосылки для работы по роману Ремарка. Сергей Скобелев, Константин Антипин, Александр Тихонов, Сергей Осинцев, Николай Аузин... Есть стойкий мужской состав, который может воплотить замысел этого автора на сцене.

– В свое время спектакль «Три товарища» в «Современнике» (Москва) стал плацдармом для Чулпан Хаматовой, Марины Александровой, Сергея Юшкевича, Александра Хованцева...

– Дело не в спектакле. Безусловно, «Три товарища» – это плацдарм для молодого артиста. И дело даже не в режиссере, который его ставит, дело в самом Ремарке. Темы, которые им предложены, не оставляют для артиста возможности компромисса с самим собой. Что касается молодой команды, то как раз Пат у нас играют две молодые исполнительницы – Евгения Казакова и Наталья Никулина. Я ими очень доволен, они замечательно работают. Также в спектакле задействованы новые артисты, недавно пришедшие в Тюменский драмтеатр, – Эвелина Резепова и Сергей Калинин.

– В произведении много действий происходит в салоне автомобилей. Какие декорации будут на сцене?

– Мы не собирались документально воспроизводить на сцене то время, которое описывается в романе. Мы придумали «искореженное пространство»: замятые катками, авариями автомобильные капоты, багажники, двери. Хочется, чтобы структура спектакля была металлической, жестяной, латунной, мужской.

– Александр Львович, насколько я знаю, часть костюмов для героев отшивали в Мариинском театре?

– Мы оденем наших артистов во фраки, которые сшили лучшие мастера Мариинского театра, работающие по канонам исторического времени, которое представляет роман. Об этом договорилась художница по костюмам Ника Велегжанинова.

– По окончанию 154-го театрального сезона вы говорили о том, что в рамках гастролей «Такого театра» вы планируете привезти в Тюмень спектакли, оставшиеся в «запасниках». В этом сезоне ТТ вновь окажется на тюменской сцене?

– И «Такой театр», и Тюменский драмтеатр этого очень хотят. Но если не в этом сезоне, то в следующем, 156-м, «Такой театр» вновь посетит Тюмень. Но для начала мы пробуем вывезти тюменских артистов в Санкт-Петербург.

– Гастроли «Такого театра» в Тюмени открывались чеховской пьесой «Иванов», 155-й сезон вновь открылся постановкой по Антону Павловичу «Дуэль». Почему, на ваш взгляд, в последнее время у режиссеров такой интерес к Чехову?

– Режиссеров много, и интересы у них разные. Тем не менее, существуют драматурги, которые всегда вне времени, и до них нужно дотягиваться. Возможность работать с их текстами полезна. Думаю, именно поэтому многие режиссеры, так или иначе, всегда возвращаются к Чехову, Шекспиру, Пушкину, Островскому, Теннесси Уильямсу, Стоппарду – это такие величины, которые тебя как режиссера совершенствуют. Что касается Чехова, то в его персонажах есть каждый из нас, и это правда. Поэтому эти спектакли мы делаем отчасти про себя.

– Часто ли вы как режиссер работаете с классикой?

– Нет, не часто. Но я никогда не зарекаюсь. Жизнь сама диктует тот материал, над которым стоит работать. Сейчас это Ремарк. Следующая работа будет по современной польской пьесе, затем ирландская драматургия. При выборе материала, главное – «попадает» ли пьеса в тебя, возникает ли отклик, стыкуется ли с тем театром, где ты хочешь это делать.

Премьеры спектакля «Три товарища» Александра Баргмана состоятся 8, 9 и 11 ноября на Большой сцене Тюменского драматического театра. Цена билетов: 200–700 рублей. Подробности по приобретению билетов можно узнать по телефону: 409-823. До встречи в театре!

Фото: Фото с сайта Okino.ua, видео Натальи ФЕДОРИНОЙ и Марата НИГМАТУЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Рекомендуем
Объявления