Образование интервью ТюмГУ теперь учит по-новому: вуз практикует индивидуальные образовательные траектории

ТюмГУ теперь учит по-новому: вуз практикует индивидуальные образовательные траектории

Начальник управления ИОТ ответила на самые главные вопросы о выбранной стратегии

Университет выбрал метод индивидуализации образования, что предполагает свободный выбор студентом ряда предметов в зависимости от его личных предпочтений

Как вкратце можно объяснить не погруженному человеку, что такое «индивидуальные образовательные траектории» (ИОТ)?

ИОТ — это конструктор, состоящий из кубиков — учебных модулей, позволяющих студентам конструировать образовательную программу с учетом своих интересов, возможностей и целей. Более подробно об этом образовательном векторе рассказала Надежда Федорова, начальник управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ.

— Почему ТюмГУ решился на такие кардинальные изменения образования?

— Сделав ставку на трансформацию образования и внедрение ИОТ, ТюмГУ решал сразу две проблемы:

  • повышение привлекательности для абитуриентов, в том числе иностранных;

  • подготовка студентов к трансформирующемуся рынку труда, требующему постоянного обновления компетентностных профилей работника.

— Можете ли вы с уверенностью сказать, что именно ИОТ — это «правильное» образование?

— ИОТ — это всего лишь принцип организации учебного процесса. Такая модель образования больше соответствует ритму современной жизни и популярным практикам социального и территориального серфинга, чем традиционные программы, в которых все элементы прописаны заранее на четыре года вперед.

Качество образования — сложный и практически неизмеримый феномен. Он связан не с организационными особенностями обучения, а с самим содержанием, в которое погружается студент. При этом «правильное» образование предполагает существование единого канона, подходящего для всех. В это я точно не верю.

Все студенты разные, и для успешной самореализации им надо решать разные задачи и ставить перед собой разные цели. Двух одинаковых физиков или журналистов не бывает, поэтому и образовательные программы, в которых студенты формируются как профессионалы, должны быть разными.

— Чем образование, которое получали вы в университете, отличается от того, что сейчас получают студенты?

— Я училась в ТюмГУ, поэтому легко могу сравнивать. После пяти лет филфака я пошла в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по драматургии ХХ века. А еще в процессе обучения, помимо обязательных дисциплин, посещала факультатив по классической филологии, чтобы углубленно учить латынь, древнегреческий и историю древнего мира. А потом поступила в магистратуру по отечественной истории.

При этом параллельно я работала на кафедре издательского дела и редактирования, где преподавала историю книжного дела и чтения, а впоследствии стала читать курс «История и теория медиа» для магистров-медиакоммуникаторов. Главный итог моего образования — способность работать с чужими текстами, в том числе древними, причем как с их содержанием, так и с формальным выражением. Также у меня есть навык создания авторских текстов разного целевого назначения и читательского адреса. Я училась этому 10 лет. Верю, что в модели ИОТ время моего обучения могло сократиться вдвое.

— Если бы у вас была возможность учиться по ИОТ, как бы вы построили свою траекторию, изменили бы свой профессиональный путь?

— Если бы я сейчас училась в ТюмГУ, то обязательно к своему филологическому образованию добавила майнор по истории и изучила пару элективов по программированию. Думаю, это могло бы способствовать моей самореализации в области разработки учебных чат-ботов, например.

— Большинство абитуриентов не знают, чем хотят заниматься в будущем, как ИОТ может помочь им определиться?

— Неопределенность — это нормально. Человек, который не определился с траекторией своего дальнейшего движения и оказался в состоянии перехода от средней школы к высшему образованию, открыт большему спектру самопроявлений. В ситуации выбора он может руководствоваться анализом окружающей его новой действительности, а не представлением о необходимом, сложившемся на основании полученного ранее опыта.

Способность к ситуативному самопереопределению — ключевая компетенция для успешного развития личности в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Для формирования этой компетенции студент на входе в университет должен столкнуться с максимально разнообразным и новым для него материалом. Выбирая элективы из разных дисциплинарных областей, студенты «мигрируют» в новые для себя виды деятельности, пробуя свои силы и проверяя представления о профессиональном будущем. Это, безусловно, способствует их самоопределению, в том числе профессиональному.

— Можно ли сказать, что понятие «профессия» устаревает, или это миф?

— Понятие «профессия» не устаревает, а видоизменяется. Во-первых, очень меняется состав профессий, во-вторых, многие традиционные для профессий функции и наборы навыков пересобираются, в том числе в процессе перехода в «цифру».

Бухгалтер, которого готовили в университете 10 лет назад, и бухгалтер, который выпустится в этом учебном году, обладают разными базовыми компетенциями. То же самое можно сказать об инженерах, журналистах и т. д.

— Как изменится диплом об образовании, который получит студент? Будет ли в нём как-то отражаться индивидуальная траектория?

— Диплом, который получит студент, прошедший обучение по программам на основе ИОТ, будет так же, как и прежде, свидетельствовать о присвоении ему определенной квалификации — это называется основным профилем. Выпускник Института государства и права выйдет юристом, а Института химии — химиком.

Если студент за время обучения в университете пройдет майнор (связанный блок элективных дисциплин), то дополнительно к диплому получит сертификат с указанием сферы, в которой он также может работать. Например, студент направления подготовки «Педагогическое образование» может получить сертификат о прохождении майнора «Предпринимательство» или «Гейм-дизайн».

Кроме того, в дипломе будут отражены элективные курсы, которые помогут выпускнику сформировать свой уникальный набор компетенций, а работодателю отличить одного выпускника университета от другого.

— На ваш взгляд, насколько будут ценны для работодателя выпускники с индивидуальной образовательной траекторией? Или для работодателя важнее специализация?

— Требования к конкретному рабочему месту определяются ситуативно, например, когда компания «Росатом» выходила на азиатский рынок, хедхантеры искали не просто инженеров, специализирующихся на атомной энергетике, а людей, владеющих также арабским языком и имеющих представления о традициях мусульманской культуры.

Редактор новостного портала и редактор детского телевизионного канала, специализирующегося на аудитории 6+, могут быть выпускниками одного факультета журналистики, но их компетентностные профили сильно отличаются. Работодатель будет искать в дипломе именно соответствие этим профилям. ИОТ позволяет осуществить тонкие настройки компетентностного профиля вокруг профессионального ядра.

— Ваши рекомендации — как студенту, который хочет быть успешным в будущем, использовать возможности ИОТ на максимум?

— Не надо бояться ошибок. Самые успешные люди их совершают. Может быть, даже чаще других. Я бы советовала обязательно рискнуть и взять, например, электив по китайскому языку или храмовому искусству дополнительно к «Основам программирования» и «Практикам продюсирования мультиплатформенного медиаконтента».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем