
С 2025 года для тюменских учеников всё может измениться
В тюменских школах могут изменить условия для зачисления подростков в 10-й класс. Законодатели предлагают устанавливать минимальные баллы по ОГЭ, чтобы отсеивать не замотивированных на учебу детей. Те, кто перешагнут порог, смогут остаться в школе, остальные получат преимущество при поступлении в образовательные организации СПО. Об этом говорится в тексте поправки к второму чтению соответствующего законопроекта.
Мы решили выяснить мнения по этому поводу у родителей, учителя и детского правозащитника.
Родители
Родители и до этого сталкивались с постоянным сопротивлением школ зачислять детей в 10-е классы. Каждый год матери с отцами жаловались в СМИ и департамент образования на руководство учебных заведений, которое под разными предлогами просило школьников забрать документы после 9-го класса.
Но если раньше у ученика оставалось гарантированное право продолжить получать образование в школе, то теперь как будто не совсем.
— По Конституции РФ (ст. 43 п. 2) всем детям гарантируется доступное и бесплатное образование. Но если примут этот экспериментальный закон, то власти субъектов РФ будут вправе установить минимальные баллы для поступления в 10-е классы такими, какими захотят, исходя из ситуации, которая сложится с учебой в ссузах. То есть по факту во все 10-е классы, в том числе и универсальные, устанавливается конкурсный отбор, — заявляют активисты-родители.
Они категорически против проведения этого эксперимента.
Учитель

Эти пороги не должны быть настолько низкими, чтобы превратиться в формальность, но и не должны становиться непреодолимым барьером.
Мы решили узнать мнение Виктора Медведева, который не только готовит детей к экзаменам, но и работал учителем в обычной школе. Он нашел в идее депутатов как плюсы, так и минусы.
— Инициатива введения минимального балла ОГЭ для перевода в 10-й класс вполне понятна — она направлена на увеличение числа учащихся в системе среднего профессионального образования. В целом я поддерживаю эту идею, поскольку 10–11-е классы — это ступень, нацеленная на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, и определенный отбор здесь логичен и необходим, — рассуждает он.
Педагог вспомнил свой опыт общения с детьми в школе. По его наблюдениям, в старших классах не всегда оказывались дети, которые собирался поступать в вузы.
— Мой опыт работы учителем в 10-м классе показал существенную проблему: многие ребята приходят туда без цели получить высшее образование. Они поступают «по инерции», что создает серьезные трудности для педагогов. Сложно эффективно вести уроки, когда значительная часть учеников не мотивирована. В такой ситуации неизбежно страдает качество образования для всех. Текущая ситуация порой доходит до абсурда: если ученик не поступил в учреждение СПО и не достиг совершеннолетия, школа обязана его найти и принять в 10-й класс, фактически действуя против его воли. Это приводит к переполненным классам с немотивированными учениками, — говорит Виктор Медведев.
Идея ввести некий отбор в школах, как это происходит при поступлении в вузы, не кажется эксперту такой уж бессмысленной.
— Такой подход поможет школьникам более ответственно подходить к выбору образовательной траектории и серьезнее относиться к подготовке к ОГЭ, что в перспективе положительно скажется и на результатах ЕГЭ. Когда есть осязаемая мотивация качественно готовиться к экзаменам в 9-м классе, это обычно приводит к лучшим показателям и на следующем этапе, — объясняет он.
Но в то же время Виктор Медведев видит и некоторые несостыковки в законопроекте.
— Наблюдаются противоречивые тенденции. В Тюменской области хотят сократить количество обязательных предметов ОГЭ до двух, но при этом повышают значимость самого экзамена через установление минимального проходного балла. Эти разнонаправленные сигналы могут дезориентировать учащихся. Если мы хотим, чтобы отношение к ОГЭ стало более серьезным, странно одновременно снижать количество обязательных предметов, — рассуждает учитель. — Справедливы опасения родителей о том, что ребенок потеряет право вернуться в школу после неудачного поступления. Также закономерно возникает вопрос о готовности системы СПО к существенному увеличению контингента.
Виктор считает принципиально важным, чтобы минимальные баллы устанавливались на основе объективных критериев и были достижимы для мотивированных детей.
Внедрение таких серьезных изменений требует тщательной предварительной подготовки, а не спонтанного введения посреди учебного года.
Детский омбудсмен

Институт уполномоченных следит за обсуждением этого важного для всех вопроса.
Авторы законопроекта не объясняют, почему особый порядок сдачи ОГЭ решили запустить не повсеместно, а лишь в нескольких регионах. Тюменский департамент образования пока никак не проясняет ситуацию.
— Официальные комментарии в части ОГЭ будут даны после принятия законопроекта, — отвечают там на запросы журналистов 72.RU.
А что же по этому поводу думает уполномоченный по правам детей в Тюменской области Андрей Степанов, который ежегодно отстаивает права школьников.
— Речь идет не именно о тюменских школах. Речь о работе Минпросвещения и Госдумы по совершенствованию системы общего образования и системы аттестации. Пока нет окончательных решений. Прошло первое слушание по предложениям в Госдуме. Институт уполномоченных следит за обсуждением этого важного для всех вопроса, — комментирует он.
Напомним, эксперимент будет проходить еще в 11 субъектах РФ: Москве и Санкт-Петербурге, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Саратовской областях, в Камчатском и Краснодарском краях, в Республике Северная Осетия — Алания и в Ямало-Ненецком автономном округе.
Депутаты еще в середине января внесли законопроект, который предлагает уменьшить количество предметов, которые должны в обязательном порядке сдавать на ОГЭ. Ограничатся только экзаменами только по русскому и математике, а не по четырем предметам.