Министр просвещения Сергей Кравцов подписал письмо с рекомендациями для регионов по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях. Документ был опубликован в связи с трагедией, произошедшей сегодня в гимназии № 175 города Казани, где в результате стрельбы погибли девять человек, пострадал — 21. Как заявили в Минпросвещения, документ содержит правила, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья как учащихся, так и работников образовательных организаций. Мы нашли эти правила и решили их изучить.
В первой части письма говорится, что необходимо сделать регионам для усиления мер безопасности. Во-первых, нужно «выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки» в регионе. Во-вторых, провести проверки в учебных заведениях. В-третьих, организовать разъяснительную работу для педагогов. И наконец, провести классные часы о законопослушном поведении и общешкольные родительские собрания.
Более подробные рекомендации по организации действий в кризисных ситуациях содержатся в приложении к документу. Там школам советуют разработать антикризисный план на случай ЧС, который должен включать три блока: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС), методический (критерии для оценки эффективности работы) и ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).
Каждый блок должен формироваться с учетом типов ЧС, алгоритма действий, критериев определения и сортировки медицинских и психологических травм, необходимых тренингов для сотрудников и множества других факторов.
— Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей. Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды, — говорится в документе.
Информацию о команде нужно разместить около телефона, на доске объявлений и так далее. Каждый член антикризисной команды должен знать:
кто отвечает за оповещение всех членов команды;
кто регулирует и выстраивает системы коммуникации;
кто и каким образом контролирует слухи;
кто обеспечивает первую помощь;
кто взаимодействует со СМИ;
кто обеспечивает эвакуацию и перевозку;
кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;
кто планирует и проводит работу с последствиями ЧС.
Минпросвещения советует распределять функции так, чтобы за каждую отвечали один-два человека. Члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс.
— Важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись и как можно оперативнее установить контакт с близкими, и получение информации о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях, и стремление к установлению контроля над происходящим, — пишут составители методички.
При планировании шагов и определения первоочередности оказания помощи необходимо учитывать аспект физической близости к месту события и степень близости личных отношений с потерпевшими. Также особое внимание следует уделять людям из групп риска (крайне чувствительные люди; люди, переживающие сложный личный или социальный кризис; люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму). В число таких лиц прежде всего попадают травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.
Трагедия в школе в Казани произошла сегодня около 09:30 по местному времени. По предварительной информации Следственного комитета, стрельбу открыл 19-летний местный житель, сейчас он задержан. В результате ЧП погибли семь учеников гимназии и двое взрослых. 21 пострадавший госпитализирован, среди них сторож, который в первые мгновения нападения успел закрыть дверь — это дало возможность другому сотруднику школы нажать тревожную кнопку. Другой охраны в школе не было.