По данным ВЦИОМ, по специальности работает меньше половины россиян. Почему так происходит и зачем люди продолжают получать корочки, которыми не пользуются? Журналист 72.RU Елена Леушина уверена, что ценность высшего образования сильно завышена, а профессионалом можно стать без академической базы. Далее — от первого лица.
У меня есть высшее образование, а пользы от него — нет. Я пошла учиться в университет, потому что было «надо». С детства про университетское образование твердили и дома, и в школе. Мыслей о том, чтобы не идти в вуз, просто не было и быть не могло. Я же не хотела быть дворником или продавщицей в магазине (все вокруг говорили, что именно такое будущее ждет тех, кто не идет учиться в вуз, хотя, конечно, это не так): выбрала предметы, сдала ЕГЭ и пошла «получать профессию». В такой стереотипный плен попадает большинство выпускников школ, ведь семья является для них авторитетом. Старшее поколение транслирует ценности, которые усвоило на своем грустном опыте: высшее образование для них — весточка лучшей жизни и стабильности.
Но я еще в первом семестре обучения поняла, что в стенах вуза я потеряю четыре года своей жизни. Представление о легендарном высшем образовании сильно отличалось от реальности. Вся учеба сводилась к условностям и обходным путям ради сдачи сессии. Самые прагматичные одногруппники отчислились или ушли на заочку уже на первом курсе. По непонятной причине я оставалась до победного и сделала несколько неутешительных выводов.
Зачем растягивать удовольствие?
Университет не подготовит вас к работе, там почти нет практики — это мешает осваивать профессию. Выпускаясь из вуза, мы знаем историю бухгалтерского учета, но ни разу в глаза не видели программу 1С. Работодатель такому раскладу совсем не рад, и поэтому возникает известный парадокс: «Для работы нужен опыт, для опыта — работа». На вакантное место возьмут человека, который потратил 2 месяца на курсы бухучета и знает, что и с чем складывать. Обладатель диплома университета, скорее всего, будет вынужден искать скромную работу, чтобы набраться того же самого опыта. Зачем же растягивать удовольствие? На одной из моих работ по специальности я сидела на одной должности с людьми, закончившими 9 классов: мы все получали по 20 тысяч.
К тому же в последние десятилетия жизнь стала динамичнее — программа вузов сильно отстает от реальности. Я заканчивала журфак в 2017 году, и тогда не все мои преподаватели знали о существовании Instagram. Медийщикам не знать о существовании самой популярной соцсети как минимум странно. А им и незачем: в образовательной программе прекрасно стоит программа по съемке городских зарисовок в стиле 90-х. И так везде: студентам дают устаревшие знания, которыми они никогда не воспользуются. Ускорить процесс обновления программы мешает беспощадная машина бюрократии. Пока согласовывается методическое пособие, данные теряют актуальность: получается, что и смысла нет.
На курсах учат не только делать ноготочки
Сам набор предметов тоже кажется случайным. Их особенно высокая концентрация наблюдается на первых курсах: они никак не соотносятся с будущей профессией, а должны развить кругозор. Но зачастую они попросту отнимают время и силы. Что студент может узнать за один семестр философии? Ничего: он должен сдать зачет. Даже преподаватель это понимает, но ему главное — отвести свои пары.
Намного логичнее было бы потратить свои ресурсы на обучение нужному навыку. Сейчас можно пройти любые курсы за достаточно короткий срок: от пары недель до полугода. Они отличаются по цене, формату, уровню компетентности лектора и подготовки учащегося. Если вы думаете, что на курсах можно научиться делать только ноготочки и бровки, то вы сильно ошибаетесь. Сегодня любой человек может стать косметологом, SMM-специалистом, бухгалтером, визажистом, маркетологом, фотографом, поваром, дизайнером, логистом, менеджером и так далее. Это вполне оплачиваемые профессии — вы будете востребованы на рынке труда. Только представьте, сколько денег и времени вы сэкономите, отказавшись от вуза.
А как же саморазвитие и эрудиция?
Есть мнение, что высшее образование помогает человеку всестороннее развиваться. Поэтому инженерам оставляют пары по русскому языку, философии и истории. Да, широкий кругозор — это важная часть формирования личности. Но тут возникает другой вопрос: что мешает человеку читать классическую литературу и смотреть историческое кино вне учебы? Американский писатель Рэй Брэдбери, подаривший миру антиутопию «451 градус по Фаренгейту», не получил образования в привычном смысле. Но знаменитый автор никогда не считал это постыдным: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно».
Большинство людей все-таки идут в вуз за перспективой получить хорошую работу, а не заниматься саморазвитием. Эта мотивация более свойственна аристократу, коротающему годы за чтением Гомера в оригинале, чем простому россиянину, который хочет быть способным прокормить свою семью. Учеба в вузе полна вдохновленности, но лишена практичности. На каждой новой работе мне приходилось учиться всему с нуля: университет дал мне много пищи для размышлений, но не показал, как заработать на «пищу для тела». По итогу четыре года вуза были длинной прелюдией к учебе на рабочем месте. Далеко не каждая компания готова закрывать на это глаза.
Школа 2
В итоге университет становится микромиром, живущим по своим законам и оторванным от реальной жизни. В привычном виде он напоминает среднюю школу. Но если общее образование дает детям не только базовые знания, но еще и социализацию, то вуз в целом отнимает время. Если отбросить все радости студенческой жизни, то затрат получается больше, чем пользы. Многие бы и рады отказаться от высшего образования, но боятся остаться невостребованными. Ведь часто работодателям важно само наличие диплома, неважно какого. Они сами не знают, зачем им нужен сотрудник с корочкой о вышке, но без нее человека даже не приглашают на собеседование. Люди вынуждены жить в мире «галочек», сначала закрывая сессию с ненужными предметами, а потом устраиваясь на работу не по своей специальности (зато с дипломом).
Высшее образование реально необходимо только узким специалистам, которые не могут получить знания и практику самостоятельно. Например, врачам. И то академическая база медуниверситетов не успевает за временем. Сегодня доктора обязаны продолжать учиться в системе непрерывного медицинского образования.
Образованность перестала измеряться количеством дипломов. Среди ваших знакомых наверняка есть успешные бизнесмены с 11 классами, мамочки, сменившие профессию после декрета, и другие, которые «учились на геодезиста, а нашли себя в маркетинге».
Читайте также о том, как учителя выступают против дистанционного обучения в школе. А тюменка Наталья Сюткина смогла открыть успешный бизнес на деньги государства.
Согласны с автором, что высшее образование сегодня не нужно?