В День учителя, который в нашей стране отмечают сегодня, 5 октября, мы решили рассказать вам об одном из самых необычных педагогов Тюмени. Евгений Черемисов работает в школе всего четыре года, но за это время он уже успел стать любимчиком для детей. Ученики полюбили его не только за нескучные уроки, на которых играют в шпионов, но и за то, что он «рубит фишку» в TikTok. Евгений Олегович или, как его еще называют дети, дядя Женя, популярный тиктокер — у него многотысячная армия поклонников. Учитель настолько понимает школьников, которые тоже хотят быть в тренде, что не только не запрещает им снимать забавные видео, но и разучивает вместе с ними танцы.
Но как на такое баловство с учениками реагируют родители и руководство школы? Что молодой педагог думает об «яжматерях» и современной системе образования? Почему он раньше был уверен, что никогда не будет работать в школе? И как ему удается оставаться на одной волне с детьми? Читайте в нашем интервью.
— Сколько вам лет и какой урок в школе преподаете?
— Мне 27 лет. Я работаю в школе четвертый год. А преподаю самый лучший и полезный предмет — физическая культура.
— О, а почему этот предмет?
— Началось все с вожатства. Я вообще хотел быть спортивным инструктором в детском лагере, но мест не было. Устраиваться куда-то надо было... Мне предложили годик поработать в школе. Мол, не понравится — уйдешь. Я вообще в школу не хотел идти. Вспоминал свои уроки, учителей и думал: «Ой, господи. Опять в эту школу возвращаться? Я девять лет из нее уходил-уходил... А тут опять». Но в итоге пошел, а она меня так затянула. Эта атмосфера, энергия. Это такое наслаждение, когда ты получаешь кайф от своей работы. Есть, конечно, свои плюсы и минусы. Но я доволен своим выбором.
— А что больше всего нравится?
— Общение с детьми. Работа с учениками, когда ты придумываешь для них какие-то новые, забавные уроки. А они заходят в зал с открытым ртом и говорят: «Ого, что сегодня будет...»
— А что будет-то? Что такого в вашем уроке физкультуры?
— Мы много всего изучаем. Отходим от стандартных уроков. Например, дети заходят в зал, а там начинает играть шпионская музыка, идет предыстория, где я объясняю ученикам, что им сейчас предстоит изучить секреты физподготовки. И все дети проходят специализированную полосу препятствий. Все в восторге, потом еще уходить с урока не хотят. Бывало даже такое, что дети, которые типа забыли форму дома, на самом деле им просто не сильно хочется заниматься, жалеют, что не подготовились к уроку. Подходят ко мне, просят тоже заниматься.
— Погодите, но ведь у школьной программы существуют разные образовательные стандарты.
— Ну да. Они есть, просто мы преподносим детям информацию больше в игровой форме.
— А откуда эти сценарии? Как придумываете?
— Я общаюсь с детьми, вот и все. Они рассказывают мне что-то интересное, показывают популярные игры, например, Minecraft. И все, потом я изучаю их и делаю под эту тематику урок. Все идет от детей. Они дают энергию, идеи.
— Ну, это маленькие дети. А старшеклассники? С ними-то не поиграешь.
— Самый старший класс, у которого я вел уроки, это шестой. Но уверен, что и с большими ребятами найду общий язык. Как это с ними не поиграешь? Их тоже можно заинтересовать. Конечно, они сначала могут подумать: «Что вообще? Ты кто?» Но потом, когда попробуют, тоже втянутся.
— А чем отличается та школа, в которой вы учились, от той, что есть сегодня?
— Сама школа не отличается. Отличаются очень сильно дети, учителя, их работа, уроки. Я вспоминаю, к примеру, свою физкультуру, когда мы просто по указке учителя побегали-попрыгали, поиграли, и все на этом. Я когда только пришел работать в школу, чуть-чуть такие же уроки провел, а потом четко решил, что не хочу: у меня будут другие. Я хотел, чтобы дети с рвением шли на физкультуру. Чтобы бежали ко мне на уроки, не прогуливали, не придумывали, что форму забыли. И когда это получается, сам заряжаешься. Тебя это мотивирует.
— Были учителя из вашего детства, с которых вы хотели бы взять пример?
— Нет! (Смеется.)
— А учителя, которые с вас берут пример, есть?
— Не знаю, но иногда я вижу, как ко мне на уроки заглядывают преподаватели. А потом, когда я прихожу к ним, то замечаю какие-то свои фишки у них. Это приятно, конечно. Но я правда стараюсь стать тем человеком, который может быть для кого-то примером. Даже для детей. Чтобы они, глядя на меня, видели не просто какого-то дядьку учителя и потом вспоминали: «Ну да, был там какой-то физрук». А чтобы у нас были какие-то общие хорошие воспоминания.
— Как вы вообще справляетесь с детьми? Они сейчас, говорят, очень сложные.
— Нормальные все дети, хорошие. Ко всем нужно найти свой подход. Те, у кого ничего не получается, обычно и говорят, что дети такие-сякие.
— А в чем секрет? Может, дадите советы?
— В первую очередь нужно быть справедливыми с ними. У детей обострено чувство несправедливости. Они плохо реагируют, когда их ни за что ругают, критикуют. И я стараюсь быть «своим среди детей». Быть с ними на одной волне. Некоторые учителя, я слышал, ругают детей за то, что они танцуют для TikTok на переменах. А для чего? Что плохого дети делают? Подойди, поинтересуйся, что они делают. Да хоть станцуй вместе с ними!
— Вы так и начали снимать для TikTok?
— Нет, у нас иначе получилось. Я вдохновился учителем из Белгорода. Он тоже тиктокер. У него был крутой мюзикл «Где домашка?». Обязательно посмотрите! Ну, я что-то лежал и задумался, почему бы и мне не создать учительский канал. И такой смотрю, час ночи, и все. Решил рискнуть. Начал вникать в дело, изучать, как снимать и что. В первых тиктоках я вообще фокусы показываю.
— И как дети отреагировали?
— Ну, сначала я в чатике сказал, что в TikTok зарегистрировался. Они такие: «Ого, Евгений Олегович в TikTok, давайте поснимаем что-нибудь!» И туда-сюда, я сказал, что без проблем. Так и началось.
— Что самое первое сняли со своим классом?
— Это было 1 сентября. В тренде тогда был какой-то танец. После классного часа я ребятам предложил что-нибудь поснимать. Они так воодушевились, были рады. Раньше в школе никто из учителей им такое не предлагал, что еще и танцы. Мы вышли, начали снимать. Конечно, много времени у нас ушло. Но все были счастливы, натанцевались, повеселились. Не все дети тогда приняли участие. Сначала это были только те, кто уже сидел в TikTok или Like и понимал, что это такое. Но дети не расходились, им было интересно даже наблюдать за этим. Потом мы начали и в коридорах снимать что-то. Интересная была реакция у других детей.
— TikTok — это какой-то мостик, чтобы наладить отношения с детьми? Или ваше творчество, вам правда это интересно.
— Изначально это планировалось, как наше совместное творчество — мое и моего класса. А потом мы начали все развивать. Теперь это уже и средство коммуникации с детьми, когда ты можешь говорить с учениками на одном языке. Дети воспринимают меня теперь иначе. Как учителя, который и друг, и наставник. Со мной можно и поговорить, и посоветоваться, и не бояться, не стоять по стойке смирно. Они и поспорить со мной могут, и высказать свое мнение.
— То есть вы легко можете со своей стороны признать какую-то ошибку? Наравне с ними?
— Да, конечно. У меня были подобные случаи. Их немного, но признавал ошибку. Например, как-то я извинился перед учеником, которого наругал несправедливо. Я на тот момент не до конца разобрался в ситуации. И вот, когда выяснил, кто кого подставил, исправился. Это ведь важно на самом деле. Дети должны понимать, что нет ничего зазорного в извинении.
— А родители учеников в курсе вообще о TikTok?
— Да, разумеется. Не уверен, что директор в курсе, но родители знают. Пока не встречал недовольных. Наоборот, ставят смешные смайлики нам, пишут комментарии. Некоторые учителя знают о наших съемках. Кто-то поддерживает, кто-то — нет. Но я за тех, кто «за». Эти люди готовы идти дальше, развиваться в сфере образования. А те, кто «против», пусть остаются в эсэсэсэровских школах.
— А что самое сложное в вашей работе?
— Родители! (Смеется.) Дети ни в чем не виноваты. Они пришли к нам в школу с нулевыми настройками, так скажем. Все, что они приносят нам, — поведение — это из их дома. От родителей. Поэтому боремся больше не с детьми, а с их родителями.
— У вас даже есть ироничные видео в TikTok на тему родителей. Вы прячетесь в шкафу от «яжматерей», которые недовольны оценками. Сюжеты выдуманные или реальные?
— Правда, бывают подобные истории. Не все родители понимают, что нет ничего страшного в четверках в дневнике. Ну, не получилось у ребенка. Для чего бежать к учителю? Но пишут везде, вплоть до Instagram, звонят, говорят: «Почему четыре, он же у меня умный, спортивный».
— И как вы с ними справляетесь?
— Родители должны понимать, что если ребенок получил не максимально хорошую оценку, значит, их ребенок что-то где-то не доделал, не так или неправильно. Нужно направить все силы не на то, чтобы жаловаться на несправедливого учителя, а понять, что у ребенка не получилось. Если хотите вырастить медалиста, не забывайте спрашивать, что у него не получилось, почему оценка такая.
— А не было страшно, что ваши смешные видео не так поймут и начнется скандал? Сейчас девушки-учителя даже боятся вести личные страницы в соцстеях, чтобы не было проблем.
— Откуда все это идет? Это же опять от «яжматерей» идет. Учителя — такие же люди. Они, если хотят, могут фотографироваться там, где гуляют или отдыхают. Знаете, иногда бывает, заходишь в родительский Instagram, а там мама курит кальян, а ее ребенок ставит ей лайк. Но если учитель так сделает, то его обвинят! Почему? Начните с себя!
Вообще, когда загружаю новое видео на канал, всегда боюсь, что что-то пойдет не так. Было у меня одно такое видео. Там про исправление оценки, абсолютно безобидное, забавное. Про то, кого нужно попросить, чтобы отметку исправили. Но через день мне позвонили из администрации школы и сказали о недопустимости видео, просили удалить. Но я объяснил позицию, что ничего в нем страшного нет, и оставил.
— Помните историю из Боровской школы, где учитель ОБЖ недопустимо себя вел с учениками? Дети непростые. Но имеет ли право учитель давать такую слабинку и срываться?
— Учитель ни от каких ситуаций не застрахован. Подростки очень наглые идут. Но откуда такое поведение? Из семьи опять-таки. Родители не следят за поведением детей, начитаются каких-то законов и, не разобравшись в ситуации, потом идут гнуть свою линию. И считают, что это нормально.
Если конкретно о той истории, то такое поведение недопустимо в первую очередь для учеников. Это, во-первых, показывает твое воспитание. Во-вторых, это твой учитель, который дает тебе знания. Что за неуважение? Это позор. Учителя не одобряю, но его можно понять. Раньше, если я знал, что в школе накосячил, получил двойку, то сто процентов меня дома накажут — не отвертеться. Что бы я не говорил! То сейчас ребенок идет домой с двойкой, но наказывают учителя.
А у вас в школе работает необычный учитель? Расскажите о нем, написав письмо на электронную почту редакции!