Здесь есть классы, в которых учатся всего четыре ребенка, а в школьной столовой тут всего восемь столов. Местные учителя ездят в школу на велосипедах и преподают сразу по несколько предметов. В нашем сегодняшнем репортаже рассказываем, как живет одна из самых маленьких школ Тюменского района.
В селе Княжёво чуть больше пятисот человек. На въезде стоят редкие коттеджи и пустуют участки, где-то начинается стройка. Школа угадывается практически сразу: среди приземистых частных домов стоит двухэтажное здание из серого кирпича, огороженное низким кованым забором. Внутри новое баскетбольное поле, беговая дорожка и футбольная коробка с воротами из брёвен, выстроенных буквой «П».
На улице нас встречает директор Ирина Маслова, вместе с ней мы заходим в школу. Справа от входа за партой сидит охранник — женщина лет пятидесяти в чёрных брюках и пиджаке, она откладывает журнал посещений и подходит поздороваться. Вместе с ней завуч Ирина Костюкевич.
На первом этаже учатся младшие школьники, поэтому в коридоре здесь висят плакаты с правилами ПДД и памятками для родителей, а в холле стоят разноцветные шкафчики для одежды. На подоконниках стоят комнатные цветы. Кабинеты здесь светлые и просторные — в классах учатся не больше десяти, а иногда и пяти человек. Здесь же спортзал и столовая с собственной кухней на восемь столов.
— Двух классов сейчас нет, они уехали в Тюмень на детский фестиваль «Ноль плюс», — объясняет завуч Ирина Николаевна. — У нас свой автобус, поэтому мы постоянно отправляем детей на экскурсии.
Поднимаемся по лестнице, выкрашенной синей краской, на стенах панели из пенопласта с фотографиями осенних пейзажей: коллаж с урожаем грибов, листья и ягоды, рядом афоризмы о природе. Ирина Николаевна с гордостью говорит, что в школе постоянно устраивают фотоконкурсы, лучше работы украшают коридор и лестницу. Детям нравится в них участвовать, потому что почти у каждого в смартфоне есть камера.
Второй этаж для средних и старших школьников: на стендах памятки о профориентации, объявления о поступлении в ТюмГУ, плакаты с государственными символами и памятка «Что делать в случае ЧП». В холле стол для настольного тенниса, прямо по коридору библиотека.
Седьмой класс — самый маленький, здесь учатся всего четыре человека. Сейчас у ребят урок алгебры. Половина доски исписана решением домашних задач, остальное — задания на урок. Перед тем, как отвлечься на разговор, учитель Галина Деменская раздаёт ученикам карточки с примерами и задачами.
— Не позируем, а работаем, хватит того, что я позировала, — смеется учитель.
Дети решают уравнения с десятичными дробями. На вопрос о том, нужно ли оставлять школы в сёлах, педагог отвечает твёрдо:
— Когда школы нет, посёлок сразу же рушится. Куда устремятся жители? В город. А здесь посёлок строится, школа расширяется, дети получают знания. У нас сейчас очень многие учатся в школе искусств в Богандинке, посещают спортивные секции, мы перспективный район. У нас есть и молодые специалисты, во втором классе работает наша выпускница Кристина Шабанова. В этом году устроился педагог начальных классов с дополнительным образованием психолога, который живёт в новых домах. Когда заезжали, видели новые дома? Учителю математики Ольге Леонидовне недавно дали жильё. Наша школа готова принимать новых учеников, она рассчитана на 150 мест, сейчас занято 80. А в начале двухтысячных учились всего 39 детей. Цифры говорят за себя.
В соседнем кабинете у девятого класса урок английского. В этом году ребятам предстоит сдавать госэкзамен и решать — оставаться или уходить в колледжи. Работу с выпускниками курирует учитель математики и физики Ольга Ноговицына.
— У нас мало детей, поэтому с каждым можно вести индивидуальную работу. Кому-то даёшь задание сложнее, кому-то проще. Как во всех школах, дети ходят на консультации, решают олимпиадные задания, смотрят варианты ЕГЭ. Если ученик заболел, он может написать мне «ВКонтакте», прислать решение. По-другому никак.
Княжевской школе исполнилось 30 лет. В прошлом году здесь впервые прошёл вечер встречи выпускников.
— Холл на втором этаже был заполнен, все остались довольны и предложили чаще встречаться, — улыбается Ольга Леонидовна.
— Я хотела свою старшую дочь перевести в богандинскую школу, там специалисты узкие. Например, если учитель преподаёт физику, то только физику. А мы и физику, и математику. Подготовки нужно больше, и что-то, может быть, я упускаю. Но дома возник конфликт — муж не согласился, поэтому дочь мы оставили в Княжёво. Спустя два года она подтянулась по физике, а к нам перешёл отличник из Богандинки.
Со звонком дети выходят в коридоры. Старшеклассники разговаривают, малыши предлагают показать школу и громко здороваются.
— А вы видели на первом этаже шахматную доску? Посмотрите обязательно, мы сами её сделали, — догоняет нас завуч.
Во дворе у входа учителя оставляют свои велосипеды — многие добираются на работу именно так. Периметр школы украшают большие клумбы.
— Скоро будем их убирать. А зимой мы каток зальём, — продолжает Ирина Николаевна.
На асфальте у входа чуть заметны фиолетовые следы. Их нарисовали летом, когда дети ходили в пришкольный лагерь. Здесь же каждый год выпускники мелом рисуют колокольчики.
— Я 34 года отработала в школе. Дети спрашивают, хотелось ли мне поменять профессию. Я отвечаю, что нет. Со второго класса захотела стать педагогом, так и пошла. Профессия учителя — уникальная, её нельзя поменять. Ты учишь и сам учишься, это самое главное.
В эту пятницу, 5 октября, в Тюмени отмечают День учителя. Как лучше поздравить своего педагога, стоит ли вручать ему дорогостоящий подарок, нормально или нет покупать учителям-мужчинам цветы — нам рассказали родители и педагоги. Также смотрите наш фотопроект с тюменскими учителями — мы заглянули в их фотоальбомы, нашли архивные снимки и показали, как они выглядели в свои школьные годы.