Мы уже рассказывали о том, что при росте зарплат в Тюменской области ее жители могут позволить себе меньше продуктов. Это говорит об уменьшении реальных доходов населения. По крайней мере, так считает доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ТюмГУ Иван Вилков. Редакция 72.RU обсудила с экспертом, что происходит в экономике, когда начнут расти зарплаты и почему Китай не помогает?
Экономика не эффективна
По словам Вилкова, снижение реальных доходов связано с уменьшением эффективности экономики. Именно заработная плата первой попадает под «нож», когда снижается доход компании. Перестать платить за электричество, оплачивать налоги или рассчитываться с поставщиками — нельзя, а вот больше не увеличивать заработную плату — можно.
— На экономику повлиял комплекс факторов. Сначала это ковид в 2020 году, а сейчас — спецоперация. Из-за санкций возможности экспорта нашей продукции снизились. Например, углеводороды не можем продавать. Курс рубля в прошлом году хоть был и комфортный, но затраты на логистику выросли. А сейчас курс рубля опять падает. В ближайшее время ситуация с реальными доходами не изменится. Повышение доходов — это производная от роста экономики и ее эффективности. Всегда перед подъемом экономики идет увеличение инвестиционной активности. Не скажу, что у нас с этим хорошо, — рассказывает Иван Вилков.
Китайские друзья не помогли
Благоприятным периодом в российской истории было начало 2000-х годов. Тогда росла и экономика, и реальные доходы граждан. В 2009 году случился спад, после которого все быстро восстановилось. Потом настал кризис 2014 года, от которого экономика немного отошла только лишь к 2018 году. А потом наступили 2020 и 2022 годы.
— Мы нарвались на череду неблагоприятных событий, — продолжает Вилков. — Экономика не успевает адаптироваться. Хотя, если смотреть по текущей ситуации, я считаю, что мы неплохо адаптировались. Все считали, что будет хуже. Недружественные страны давали неплохой поток инвестиций, но теперь западные бренды ушли. Если говорить про нейтрально дружественные, то они не замещают Запад. Китай очень скромно инвестирует. Бизнесмены говорят мне, что мы для них как рынок не сильно интересны. Раньше они нас рассматривали как мост в Европу, но теперь там нас не ждут. Нет серьезных проектов, способных заместить инвестиционный отток европейских компаний. Ситуация очень серьезная.
Предприниматели боятся рисковать
Отсутствие развития экономист также связывает с нежеланием российских предпринимателей во что-то вкладывать. По его словам, они не готовы рисковать деньгами, пока ситуация в экономике не стабилизируется. Новые санкции могут разрушить любое начинание.
— Я так понимаю, изменения начнутся, когда СВО закончится. Тогда будет определенность будущего. Предприниматели же инвестируют не на год-два, а на долгий срок. Нужно оборудование покупать, а это большой горизонт планирования. Когда нет уверенности в будущем, предприниматели аккуратно относятся к инвестированию, — рассказывает Вилков.
Будущее, по словам экономиста, будет выстраиваться в новой реальности. Пока ничего понятного для инвесторов нет, а это значит, что денег в экономике больше не станет.
Жизнь тюменцев за последние 10 лет не стала лучше. Об этом говорит Игорь Липсиц, профессор ВШЭ, доктор экономических наук и другие эксперты. Мы с ними пытались разобраться, стали ли тюменцы жить лучше.