Весной на фоне начавшейся спецоперации и жестких санкций со стороны западных стран в России произошел коллапс в разных сферах. Это отразилось на настроениях граждан. В панике они вытворяли разное. Например, массово закупались сахаром. В Тюмени это привело к тому, что на какое-то время опустели полки. Местным властям даже пришлось успокаивать горожан и уверять, что всё под контролем. Прошло несколько месяцев, и мы видим, что продукты в магазинах остались. Но стоит ли в 2023 году ждать дефицита товаров и пустующих полок в супермаркетах? Ведь много крупных компаний избавились от бизнеса в нашей стране. Приходит ли им кто-то на смену, или мы становимся свидетелями, как еды становится меньше?
«Немножечко не то»
В беседе с корреспондентом 72.RU Дмитрий Прокофьев, экономист и автор Telegram-канала «Деньги и песец», объясняет, что пустующие полки в магазинах — это то, чего власти хотят меньше всего. По его словам, полные прилавки в супермаркетах — это один из главных маркеров, который показывает людям, что всё в экономике идет нормально.
— Если магазины завалены товарами, а у тебя нет денег их купить, то это всё-таки больше твоя проблема: всё работает, система обеспечивает продуктами. Что будет? Постепенно сократится, изменится и упростится ассортимент. Условно говоря, где лежало 20 товаров, будет пять-семь. Начнется экономия на качестве. Формально это будут те же самые вещи, продукты, но уже немножечко не то. Будет повышаться стоимость. Местный производитель, видя, что у него нет конкуренции с импортом, будет подтягивать цены. Всё это для того, чтобы ваш труд по отношению к покупаемым товарам на нефтедолларах был дешевле, — пояснил эксперт.
Будут товары более низкого качества
Константин Селянин, кандидат экономических наук, высказывает свое наблюдение и отмечает, что происходит постепенное изменение привычных россиянам европейских и американских товаров на аналогичные по функциям из других стран либо привезенные по параллельному импорту. В качестве примера приводит Coca-Cola из Казахстана.
— Стоит обратить внимание вот на что. Первое. Пустых полок не будет. Будет либо отечественный товар, либо привезенный из других стран, либо параллельный импорт. Все привычные товары в той или иной степени на полках заменят. Другое дело, что они будут более низкого качества и, скорее всего, дороже или по тем же ценам, что привычные качественные товары. Безусловно, Россия — интересный рынок сбыта товаров широкого потребления — это 140 миллионов человек. Конечно, такая ниша не останется без внимания. На мой взгляд, какое-то импортозамещение здесь, возможно, очень локально. Да, вместо Coca-Cola будут пить какую-нибудь «Кола-Колу». Еще раз подчеркну. С точки зрения потребителя, это будет проигрыш по соотношению цена-качество, — объясняет экономист.
Он уточняет, что обход санкций и параллельный импорт требуют затрат, в том числе логистических. Селянин говорит, что привезти из Европы Coca-Cola или из Ирана — «две большие разницы». К этому он приписывает дополнительные риски для компаний, занимающихся параллельным импортом. За всё это платит конечный потребитель.
— Правообладатели не будут долго этой ситуацией любоваться. Чуть раньше или чуть позже на уровне корпораций и на уровне государств, которые они представляют, будут предпринимать меры. Мы видим, что только одно заявление Минфина США относительно сотрудничества с платежной картой «Мир» многих банков из соседних государств привело к тому, что буквально в несколько дней Казахстан, Турция и Узбекистан, вроде бы дружественные страны, прекратили работу. То же самое будет происходить в других отраслях. Рычагов влияния очень много. Нужно понимать, что государства, которые ввели санкции, это примерно 55% мировой экономики. Есть чем давить. Это продолжится. Соответственно, негативно отразится на России и на обычных потребителях, — рассуждает Константин Селянин.
Второй момент, который отмечает собеседник — высокотехнологичные товары — сотовая связь, железнодорожный транспорт, самолеты. По мнению Селянина, в этой сфере с заменами оборудования и развитием сферы будет всё гораздо хуже. Собеседник отмечает, что ухудшение будет происходить постепенно.
«Дефицита товаров не наблюдается»
В Департаменте потребительского рынка и туризма Тюменской области заявили, что товарные запасы пополняются, а логистика не нарушена.
— Согласно данным мониторингов розничной сети, резких скачков и дефицита товаров не наблюдается. Товарные запасы стабильно пополняются, логистические цепочки не нарушены. На территории региона представлены и работают все крупные федеральные торговые сети, стабильно функционируют два распределительных центра сетей X5 Retail и «Магнит», а также предприятия оптового звена. На полках розничных магазинов представлен широкий ассортимент продуктов питания отечественного производства, в том числе региональных производителей, — заявили там.
В департаменте отметили, что весной 2022 года наблюдался ажиотажный спрос на сахар со стороны населения. Объяснили это тем, что в течение трех дней с 1 по 3 марта 2022 года заводы-производители сахара перестраивали систему поставки товара в оптовое звено. А дефицит, по их словам, произошел из-за потребителей.
— Приобретая сахара в большем, чем это необходимо для привычного потребления, количестве, покупатели искусственно сформировали дефицит данного товара. Федеральные торговые сети и оптовое звено не успевали заместить запасы сахара на полках магазинов при складывавшемся спросе со стороны населения. В дальнейшем по мере выравнивания потребительского спроса ситуация по наличию сахара в розничных магазинах стабилизировалась. По состоянию на 23 декабря запасы сахара в регионе составляют 15 дней торговли. В пик ажиотажного спроса составляли четыре дня, — заверили в областном департаменте.
Про меняющийся ассортимент в тюменских магазинах мы рассказывали ранее. В декабре изучали ассортимент супермаркетов и смотрели, какие товары теперь там продаются. Можно купить турецкий порошок, а в киосках иранскую Coca-Cola, которые мы упоминали выше. Летом сравнивали, как выглядели полки с прокладками в марте и августе. Весной на некоторое время из продажи пропадал важный препарат для щитовидной железы. На него был массовый спрос. В марте наблюдалась сахарная лихорадка. Этот товар пачками скупали в тюменских магазинах. Приходилось даже вводить ограничения.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.