Под Тюменью, напротив загородного клуба «Аван» находится частично засохший лес. Жители села Каменка утверждают, что причина — в сточных водах горячего источника. Якобы эти минеральные сливы уничтожают деревья. Селяне регулярно обращаются в надзорные органы, чтобы спасти лес, но «Аван» продолжает сливать воду. Мы съездили на место и своими глазами увидели, что там творится, а также выяснили, с чем связано природное явление и кто держит всю ситуацию под контролем.
Сухие и упавшие деревья видны с дороги на 31-м километре Ирбитского тракта. Прямо рядом с трассой разлился парящий ручей, сейчас его скрывает желтая трава и снег — летом очертания болотца будут просматриваться лучше. Именно сюда выведена труба с базы отдыха «Аван», куда приезжают люди, чтобы искупаться в термальном источнике.
Сухой и мрачный лес
Армия деревьев без верхушек (почему-то березы стоят без веток) бросается в глаза проезжающих мимо. Это явление не осталось без внимания и департамента недропользования. Их сотрудникам известно про высохший участок леса.
«В департамент недропользования и экологии от граждан поступали обращения о сбросе сточных вод с горячего источника, расположенноrо в районе села Каменка Тюменского района. Указанный сброс сточных вод осуществляется от загородного клуба "Аван". Место сброса — болото без названия. Использование этого водного объекта осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, которое получено индивидуальным предпринимателем Красновым В. П.», — сообщили в ведомстве.
Хозяин горячего источника
В департаменте объяснили, что предоставление водоема для таких нужд регулируется Водным кодексом. Но болото, о котором они говорят, находится с правой стороны дороги, а засохший лес — с левой. Как же минеральная вода из источника перекочевала на территорию через трассу, нам объяснил сам директор клуба «Аван».
«Это всегда было одно болото, вся ливневая и талая вода со всей деревни идет именно в него, так как оно намного ниже уровня земли! А когда в 90-х построили дорогу, то разделили болото на две части. Так получилось, что их как будто бы два. Границы болота не определены: оно документально числится с правой стороны. Рядом с источником в болоте мы провели благоустройство, очистили его от мусора. Есть планы и на часть болота на другой стороне дороги. Но нам не дают возможности произвести там очистку и убрать сушняк. Мы подготовили инвест-проект по рыборазведению, там есть все условия, чтобы выращивать осетра», — прокомментировал нам Иван Краснов, директор базы отдыха.
Бизнесмен Иван Краснов объяснил и ситуацию с засохшим лесом. Он считает, что в этом нет вины базы отдыха. По его мнению, деревья умирают из-за того, что болото постоянно разливается. А причин на это несколько.
«В этом месте низина, я уже говорил, что здесь скапливается много воды. Большой потоп был в 2015 году, последствия которого оставили свой отпечаток. Деревья на том месте то умирают, то вырастают. Это абсолютно нормальное явление. Мы нередко терпим нападки со стороны местных жителей, но люди не понимают, что в нашем бизнесе очень серьезно следят за нарушениями. До пандемии у нас за год проводилось до 10 проверок. Всё очень строго. Но у нас не были найдены какие-то серьезные нарушения, все документы в порядке, имеются нужные разрешения на сброс воды», — добавил Иван Краснов.
Сливать. Нельзя. Закачивать
Но не только местные активисты и природозащитники много лет пытаются обратить внимание на проблему утилизации термальной воды на источниках. Этой ситуацией озадачены и геологи.
«Мало кто задумывается, куда уходит добытая и использованная вода. Не забудьте, что это отнюдь не пресная вода, которой мы пользуемся в быту. Ее минерализация, то есть количество растворенных в ней веществ, составляет порядка 5–15 граммов на литр. Этот вопрос может быть решен, если объект подключен к городской канализации. А как быть удаленным санаториям и базам отдыха? Сброс такой соленой воды в водоемы запрещен» — прокомментировала 72.RU Ольга Павленко, заведующая лабораторией ресурсов термальных и бальнеологических подземных вод ЗапСибИПГНГ ТИУ, кандидат геолого-минералогических наук.
У геологов есть решение этой проблемы. Ольга Павленко рассказала, что на месторождениях углеводородов уже не один десяток лет практикуется закачка излишков добытой воды в глубокозалегающий горизонт. Точно таким же образом захоранивают в недрах различные жидкие отходы, в том числе радиоактивные.
«Существует технология глубинной закачки даже твердых отходов — выбуренной породы, отходов мясокомбината и другие. Для этого проводится комплекс работ по обоснованию возможности закачки, бурится специальная поглощающая скважина, ведется гидрогеологический мониторинг недр. Да, на это требуются дополнительные расходы (одно только бурение глубокой скважины стоит десятки миллионов рублей), но это залог экологического благополучия территории. К слову, на территории Тюмени есть крупное промышленное предприятие, которое именно таким образом избавляется от отходов своего производства», — добавила она.
В Тюмени хотят открыть новые горячие источники. Как поступят с ними?
Власти, продвигающие Тюмень как термальную столицу, тоже уже задумались над этой проблемой. В ближайшие три года в области собираются построить новые курортные комплексы. Мы обратились с вопросом к руководителю ГАУ ТО «АТИП ТО» Марии Трофимовой (она занимается пиаром региона), чтобы выяснить ее мнение.
«Это не то что проблема. Есть определенные вопросы при строительстве термальных комплексов. Мы уже работаем с профильными департаментами и органами власти, которые так или иначе отвечают за эту работу, с представителями науки для того, чтобы минимизировать те возможные риски от применения термально-минеральной воды», — прокомментировала 72.RU она.
Напомним, ранее мы рассказывали, как и для чего тюменские власти пытаются привлечь в регион большой поток туристов. Как изменится наша с вами жизнь после превращения первого сибирского города в курорт — читайте в нашей эксклюзивном интервью с главой департамента инвестполитики.