Разлив углеводородов на дне Оби в ХМАО, что привел к взрыву и пожару и скрывать информацию о котором пытаются власти региона, сообщающие о том, что пожар якобы потушен, или что мор рыбы в акватории точно не имеет отношения к ЧП — это чрезвычайная ситуация, которой в России нет известных аналогов. Так считает руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников, с которым побеседовали наши коллеги из 86.RU. Читайте большой материал о страшной экологической катастрофе в «тюменской матрешке».
«Снегоход его горел, рядом полыхал лед, нефтепродукты, газ»
Около восьми вечера 6 марта жители Нижневартовска, «нефтяной столицы» ХМАО, увидели на краю города мощный столб пламени, над которым сгущались похожие на грозовые тучи клубы дыма. «Кто-то шашлыки жарит», — шутили начавшие отмечать 8 Марта горожане.
В МЧС рассказали, что экипаж спасателей не может добраться до места пожара — туда не ведет ни одна дорога. Через час в Сети появилось видео горящей Оби, покрытой снегом, и обгорелого снегоходчика. Выяснилось, что рыбак на снегоходе пресекал замерзшую реку и попал в облако газа — раздался взрыв, загорелись снегоход, одежда человека, лед.
«Мы видели, как он едет к нам навстречу, и тут произошел взрыв. Ощущение было такое, что взорвался выходящий из-подо льда газ. В этом месте по дну реки проходит нефтяная труба. Я выехал к месту. Когда подъехал, увидел, что он жив. Снегоход его горел, рядом полыхал лед, нефтепродукты, газ. Закидали снегоход снегом, сумели его притушить, хотя он и стал куском пластмассы. Одежда у него обгоревшая была. Надо было оперативно покинуть место ЧП, я добуксировал его до берега. Машина его забрала и увезла в травмпункт», — рассказал очевидец ЧП, Андрей Яцун, снявший видео.
После сообщения Светланы Радионовой в Инстаграм Природнадзор начал выяснять, на чьей трубе произошел прорыв — в этом месте по дну реки проходят две трубы разных компаний, и что горит — первоначально очевидцы сообщали, что сильно пахнет нефтью. Ближе к 11 часам ночи выяснилось, что прорвало трубопровод дочки «Сибур» — «Сибуртюменьгаза».
Компания сообщила, что на дне Оби произошел разлив широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), или пропан-бутана. Трубопровод перекрыли. Первоначально компания сообщила, что рисков для населения и окружающей среды нет — пожар в 44 километрах от ближайшего населенного пункта. Позже релиз на сайте компании отредактировали и фразу про отсутствие экологических рисков убрали — официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль усомнился, что разлив около 700 тонн углеводородов не угрожает окружающей среде. Площадь пожара оставляла около тысячи квадратных метров.
Углеводороды в акватории Оби горели до 9 марта — хотя правительство ХМАО еще 7 марта сообщило, что пожар якобы потушен. Эти данные не подтвердили ни в МЧС, ни в компании, и еще два дня «Сибуртюменьгаз» и Росрыболовство сообщали о продолжающимся пожаре.
По факту пожара с пострадавшим снегоходчиком следственное управление СК РФ округа начало проверку. «Уголовное дело вряд ли возбудят — человек сильно не пострадал», — уточнили источники 86.RU в силовых органах. Снегоходчик получил ожоги лица и тела, от госпитализации отказался. В «Сибуртюменьгазе» вопрос о какой-либо помощи пострадавшему человеку не обсуждался, сообщил начальник отдела корпоративных коммуникаций «Сибур» Ранис Халилов — компания в первую очередь занята ликвидацией ЧП. Прокуратура, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росрыболовство начали проверки, в том числе вреда, причиненного экологии.
Власти ХМАО запретили выход на лед и рыбную ловлю жителям четырех крупнейших городов и жителям деревень.
«В связи с произошедшим пропуском широкой фракции легких углеводородов на подводном переходе на реке Оби в районе переправы «Обь-Сервис» до выяснения степени опасности рекомендуется воздержаться от выхода на лед — лыжных и пеших прогулок, катания на снегоходах, рыбной ловли и прочего в районе происшествия, а также вниз по течению реки Оби», — сообщала служба гражданской безопасности округа.
«Рыба в Сургуте толпами вылазит, уже кверху брюхом»
Сергей Шевчик, житель Сургута (крупнейший город ХМАО, которой находится в примерно 200 километрах вниз по течению от места происшествия), услышав о катастрофе, начал облет акватории Оби — у него есть двухместный самолет. Он обнаружил задыхающуюся рыбу в разломе льда и считает, что это последствия аварии на трубопроводе «Сибуртюменьгаз», в результате которой около 700 тонн углеводородов оказались в реке.
«Вечером 6 марта я увидел в соцсетях, что в Нижневартовске прорвало газовую трубу под водой и понял, что сейчас вся рыба, которая попала в газовую камеру, будет дохнуть и всплывет где-то тут, в Сургуте. Течение у нас, получается, три километра в час, между Нижневартовском и Сургутом 200 километров — то есть примерно через трое суток. Но местные говорили, что вонять начало намного раньше. Я сел на самолет 7 марта и с парнями полетели по округе. Смотрим — три мужика сидят на берегу в желтых жилетах. Мы подумали сначала, что экологи, но нет, нефтяники. У них стоял мешок рыбы — здесь, в разломе и набрали».
Естественный разлом на льду Оби находится в черте Сургута, между Речпортом и Белым Яром. Сергей Шевчик вернулся сюда 8 марта и снял это видео.
«Массовый мор рыбы после аварии на трубопроводе можно назвать экологической катастрофой, если есть уверенность, что это не сезонные заморные явления», — сказал руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников. — «Я бы обратил внимание на превышение ПДК по нефтепродуктам в ближайшем радиусе — в пределах десятков километров».
На первый взгляд, это сезонный замор, сообщил Владислав Михайленко, исполняющий обязанности начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания ХМАО.
«Взяты несколько особей, проверим — кислородное голодание либо токсическое отравление. По заморам на Оби больше не поступало сообщений, были обращения, что где-то нефтяники пересыпали речки. А по этому поводу люди не обращаются», — рассказал Владислав Михайленко.
Власти ХМАО однозначно утверждают, что это — замор, ссылаясь на старшего инспектора рыбоохраны Югры: «это связано с низким уровнем концентрации кислорода в воде ввиду ежегодно повторяющегося природного «заморного» явления в зимне-осенний период». Ранее правительство ХМАО сообщало о якобы потушенном пожаре в акватории Оби.
Ростехнадзор назвал предварительные причины аварии — дефекты трубопровода, который не выдержал нагрузки. Какие именно дефекты, ведомство пока разбирается.
«Руководствуясь опытом, накопленным Ростехнадзором, можно предположить следующие причины возникновения аварии: дефекты мест соединения участков трубопровода, потеря металла, вызванная <...> коррозией и эрозией, изменение линейных нагрузок на трубопровод, внешние повреждения, вызванные окружающей средой. Фактическая причина будет определена по итогам работы Комиссии по техническому расследованию аварии Северо-Уральского управления Ростехнадзора», — говорится в сообщении.
Ранее власти Сургута назвали предположительной причиной пожара искру рыбацкого снегохода «Буран», на котором снегоходчик пересекал Обь и попал в облако газа. Произошел взрыв, человек получил ожоги.
Что произошло с трубопроводом, в компании пока не понимают.
«Участок <...> — 2001 года постройки. Экспертиза промышленной безопасности с современными методами внутритрубной диагностики была завершена сертифицированной организацией в 2020 году с действием сертификатов до 2023 года, на данном участке дефектов по результатам экспертизы не обнаружено, предписаний надзорных органов не выносилось», — сообщал генеральный директор АО «Сибуртюменьгаз» Александр Тепляков.
Мы задали компании вопросы — как работает автоматика, которая сообщает о аварии, как могло так получиться, что аварию не обнаружили сразу, как рассчитывается объем утечки, как рассчитывается процентное соотношение составных частей ШФЛУ — какие части составляют пропан, бутан и более тяжелые углеводороды. В «Сибуртюменьгазе» на эти вопросы не ответили.
«Мы столкнулись с очень редкой ситуацией»
Мы побеседовали с руководителем программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексеем Книжниковым.
«Это нетривиальная ситуация — это не разлив нефти, по которому отработаны все процедуры и есть много экспертов. Это разлив широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), попавших в водную среду подо льдом, мы никогда с этим не сталкивались, и это неизученная пока тема, необычная ситуация, которая требует дополнительного изучения. Из-за ее уникальности ее масштабность не очень важна — мы сейчас не можем оценить масштабность и с чем-то ее сравнить.
Физика и химия этого разлива пока не очень понятна — во-первых, мы точно не знаем компонентный состав ШЛФУ — сколько там пропана, сколько бутана, сколько более тяжелых углеводородов.
Ситуацию по степени воздействия разлива на водные организмы полностью меняет лед — если бы его не было, газ бы поднялся на поверхность и улетучился, возгорания бы не случилось.
Мы столкнулись с очень редкой ситуацией, по которой в стране почти нет экспертов. Пару лет назад была похожая история — мы занимались аварией, которая произошла на Аляске, только там был метан. Это была небольшая утечка, но из-за льда ремонт трубопровода решили отложить — изначально компания и власти штата не придавали значения тому, что произошла утечка газа в водную среду, — было такое мнение, что газ улетучился и не будет проблем. Но это было зимой, метан накопился подо льдом, стал растворяться в воде и токсично повлиял на водные организмы — позже их природоохранные органы признали, что эта утечка привела к негативному воздействию на среду. Для них это был чуть ли не первый прецедент. Из этого извлекли урок, что при наличии ледовых условий разлив газа приводит к совсем другим последствиям».
Сейчас непонятно, какое количество углеводородов под Нижневартовском попало в воду, а какое — сгорело. Если верить данным компании — она говорит, что из примерно 700 тонн загорелось и попало в реку 10%, остальное они сожгли на этих амбарах дожига. Но надо получить окончательные доказательства, что это так.