![«Дирижер сейчас — и пиарщик, и директор». Юрий Медяник — о судьбе Тюменского филармонического оркестра Вся жизнь Юрия Медяника неразрывно связана с музыкой. На свои первые заграничные гастроли он отправился, когда ему было всего 10 лет | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/82/86/e3/8286e31af5289081d4102d07073f0b87/656x438_1:5713_59dc983516247531a8f2ede15fd56d4a@3000x2000_0x9Ita4F01_8955599050461390323.jpg.webp)
Вся жизнь Юрия Медяника неразрывно связана с музыкой. На свои первые заграничные гастроли он отправился, когда ему было всего 10 лет
Два с половиной года Тюменский филармонический оркестр работает под началом художественного руководителя и главного дирижера Юрия Медяника. Когда музыканта пригласили возглавить один из самых масштабных культурных проектов в регионе, говорили о задаче вывести оркестр на уровень лучших в стране, буквально войти в топ-5 симфонических коллективов России. О том, как складываются карьера нашего оркестра и отношения с тюменской публикой, — в большом эксклюзивном интервью Медяника для 72.RU. Беседовала Ирина Пермякова.
Тюменский филармонический оркестр появился в 2015 году. Его первым художественным руководителем и главным дирижером был заслуженный деятель искусств РФ Евгений Иванович Шестаков, которого не стало в 2020 году. С 2022 года оркестр возглавляет дирижер, баянист, скрипач, бандонеонист, лауреат международных конкурсов Юрий Медяник. Сегодня в составе коллектива 76 музыкантов — лауреатов всероссийских и международных конкурсов.
— Какими качествами должен обладать оркестр, чтобы его признали одним из лучших в России?
— Прежде всего, важен фундамент: это состав оркестра и основополагающий репертуар, с которым он может работать. У нас всё хорошо в этом направлении. А второе — качественное исполнение. В музыкальном искусстве сложно измерить качество коллектива линейкой. Два пианиста могут играть одинаково технично, но одного публика обожает, а другой ее как будто не трогает за душу.
Нет какого-то музыкального авторитета, который бы постановил, какие коллективы входят в топ-3 ближайшего месяца. Это скорее людская молва: мнение публики, упоминание в профессиональных изданиях. Это количество выпущенных дисков, сыгранных концертов, гастролей. Важно в каких залах проходят гастрольные выступления.
![Главный дирижер ТФО уверен: нет такой шкалы, позволяющей оценить оркестры по степени их профессионализма. Искусство в принципе сложно измерить | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/ce/ed/ddceed02c23413c4d40a7d884f44e854/656x438_1:5713_8b327b4bb5f96ad5d9701188d41c6898@3000x2000_0xM7UpWmKy_8631611589049541016.jpg.webp)
Главный дирижер ТФО уверен: нет такой шкалы, позволяющей оценить оркестры по степени их профессионализма. Искусство в принципе сложно измерить
Над всеми перечисленными моментами мы работаем и, конечно, следим за тем, что о нас пишут, что говорят в профессиональном сообществе, где очень многие знают всё обо всех. Есть люди, которые мониторят, что происходит в том или ином регионе, с тем или иным оркестром, слушают эфиры, следят за тем, какие симфонии сыграны, с какими солистами были выступления, какие есть необычные проекты.
Мы получаем приглашения выступать на престижных площадках, у оркестра появились первые профессиональные аудиозаписи, качественные видеотрансляции. Шире стал взгляд на репертуарную политику оркестра.
Мы сыграли за это время большое количество премьер, в том числе мировых: музыку кубинских композиторов, которая никогда не звучала в России, Вторую симфонию Арама Хачатуряна, несколько опер в концертном исполнении, не звучавших ранее в Тюмени, — «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила». В этом сезоне будем исполнять «Царскую невесту».
— Когда речь идет о приглашениях в престижные залы, не последнюю роль играет фигура художественного руководителя коллектива, верно?
— Да, во времена Иоганнеса Брамса роль дирижера сводилась к тому, чтобы музыканты играли в едином темпе и начинали одновременно. Позже дирижеры начали интерпретировать музыку. А сейчас главный дирижер и художественный руководитель оркестра — это еще и человек, умеющий договориться с организаторами или продюсерами, умеющий позиционировать и прорекламировать оркестр. Дирижер сейчас — и пиарщик, и концертный менеджер, и продюсер, и директор.
— Есть еще образ дирижера-патриарха, который заботится об оркестрантах как о членах семьи…
— Я не такой. Знаю, что в некоторых коллективах так происходит, но я не пойду в детский садик устраивать ребенка или договариваться о прививке для кошки одного из музыкантов. Каждый дирижер должен понимать, где проходит граница заботы. Если строгий отец не отпустит дочь из-под своей опеки, она не сможет создать собственную семью.
В какой-то момент нужно своих музыкантов отпускать. Они должны быть самостоятельны не только по жизни, но и в музыке. Когда они чувствуют к себе внимание и заботу, но не понукание и повсеместный контроль, оркестр становится самостоятельным как музыкальная единица. Постоянная муштра приводит к утрате индивидуальности у музыкантов и впоследствии всего оркестра. Если уходит главный дирижер — оркестр умирает. Нужно понимать, что мы не вечны.
![Заботиться о своем музыкальном коллективе, но без гиперопеки — таков принцип работы главного дирижера Тюменского филармонического оркестра | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/66/54/7d6654a629dd90f1248062c2b6b8cc0e/656x438_1:5713_6fc493587e356b504e27b3669d89c9cd@1920x1280_0xCtn1rsTR_2965113468143679407.jpg.webp)
Заботиться о своем музыкальном коллективе, но без гиперопеки — таков принцип работы главного дирижера Тюменского филармонического оркестра
Любой коллектив развивается, только когда к нему приходят «новые руки». Будь то главный дирижер или приглашенный дирижер — они приносят новые традиции. Оркестр всегда растет, когда с ним работает не один человек. Есть руководители, которые никого не подпускают к своему коллективу, считая, что только они могут дать своему оркестру всё самое лучшее. Я категорически против такой политики. Думаю, вы заметили это по последним нашим двум сезонам, когда к оркестру я приглашаю прекрасных дирижеров, способных научить коллектив чему-то новому. Это великолепный стимул для оркестра.
Я стал инициатором абонемента «Главный приглашает главного», в котором привожу только главных дирижеров филармонических оркестров и оперных театров. Это сразу заявка на очень серьезный уровень взаимоотношений между дирижером и оркестром. И я уже сейчас вижу, что это дает свои плоды.
— Сколько времени отводится на репетиции с приглашенными дирижерами?
— Как правило, три-четыре репетиции — и концерт, такова общемировая практика. Многих дирижеров невозможно заполучить больше чем на четыре дня. У них очень плотный график, у многих уже сейчас планы расписаны на 2027–2028 годы.
— Получается, для оркестра это своеобразная тренировка — быстро схватывать и подстраиваться под нового дирижера?
— Да и для дирижера, даже самого высокого уровня, новый коллектив — это необходимость подстраиваться в какой-то мере, искать моменты соприкосновения. На первой репетиции дирижер должен представить оркестру, чего он хочет добиться, какие задачи ставит, что хочет выразить. Как пианист, выходя на новую сцену к новому роялю, пробует инструмент и его возможности, так и дирижер находит звучание оркестра. Ведь для него оркестр — и есть его инструмент.
— В каком направлении вы планируете развивать репертуар оркестра?
— Большой симфонический оркестр — многогранный инструмент с колоссальными возможностями. Моя задача — показать его в разных ипостасях. Чем больше разнообразия, тем лучше для коллектива, тем богаче будет выбор у слушателей. Видя, что выбирает публика, мы сможем лучше понимать, что ей нравится. Кубинская музыка? Прекрасно! Полный зал, овации стоя уже в конце первого отделения. Мы обратим внимание. Возможно, этой музыки у нас будет больше.
Я завел традицию завершать филармонический сезон концертным исполнением оперы. Мы приглашаем полный каст артистов одного из оперных театров — все люди, спетые между собой, понимают, как они друг с другом взаимодействуют на сцене. Они привозят сценические костюмы и минимальный реквизит, что создает в представлении определенный антураж. Это еще не полноценная опера с декорациями, но уже и не рядовое концертное исполнение.
![Экспериментам — да! Юрий Медяник убежден, что важно всегда пробовать что-то новое, раскрывая невиданные ранее творческие грани | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/95/34/1d/95341dca7a25b11373948013e5e228dc/656x438_1:5713_bd45a27b7f70ffbd5f758aceaa32a654@3000x1999_0xZVCR6ipF_9804988139896532902.jpg.webp)
Экспериментам — да! Юрий Медяник убежден, что важно всегда пробовать что-то новое, раскрывая невиданные ранее творческие грани
В следующем сезоне будем больше включать в репертуар музыку современных композиторов. Сейчас всё больше внимания уделяется российской композиторской школе, уже в третий раз в Москве проходит конкурс «Партитура». Многим слушателям кажется, что современная музыка — это скрипы, хряпы, нечто сложное для восприятия. Но современная академическая классическая музыка — это абсолютно понятный музыкальный язык.
Конечно, мы оставляем и поддерживаем фестиваль «Лето в Тобольском кремле», когда оркестр выступает в двух концертах — это и академическая классика, и коллаборация с артистом популярной музыки либо джазовым музыкантом.
— Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» получил гран-при премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Это связано с новыми традициями, которые вы вводите?
— Как художественный руководитель [этого] фестиваля я не занимаюсь вопросами заявок на конкурсы, тут работа многих и многих людей, работающих над его популяризацией. Но, согласитесь, на любой конкурс подают заявку в том случае, когда есть шанс победить. И думаю, это наше общее желание, поскольку мы понимаем, что делаем качественный музыкальный продукт со своим узнаваемым лицом.
Я не склонен считать, что рост признания этого фестиваля связан исключительно с популярной музыкой. Ну разве никогда не было коллабораций популярных артистов или джазовых музыкантов с симфоническим оркестром? Были! Вопрос уровня артистов, уровня подготовки концертов.
![Впервые фестиваль «Лето в Тобольском кремле» прошел в 2023 году. Это был грандиозный по своим масштабам музыкальный праздник на тюменской земле | Источник: Public195416184 / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/57/9b/b4/579bb4a121f94698ca4fa171b0b86754/656x394_1_a4a658f092981f33d04ccee3438f5819@1279x768_0xPZQI5kum_8719295582773282263.jpg.webp)
Впервые фестиваль «Лето в Тобольском кремле» прошел в 2023 году. Это был грандиозный по своим масштабам музыкальный праздник на тюменской земле
У нас серьезный, глубинный подход. Например, в концерте с Леонидом Агутиным мы полностью создали аранжировки с нуля — это колоссальная, вдумчивая работа. С Игорем Бутманом мы тоже делали аранжировки для его квинтета и нашего оркестра. Наш концерт «Тобольск — ключ к Сибири» на канале «Культура» потребовал большой подготовительной работы. Вы, я думаю, можете себе представить, насколько трудно было каждую веху истории Тобольска учесть и отразить в музыке.
Думаю, рост интереса к фестивалю в Тобольском кремле показывает в том числе рост уровня музыкального продукта. И публика как раз это высоко ценит. Мы уже начали продажи на лето 2025 года, билеты раскупают, хотя мы пока держим в секрете программу и имена приглашенных гостей. Это знак доверия со стороны нашей уважаемой публики.
— В Тюмени музыкальный культурный слой не такой богатый, как в городах, где давно существуют оркестры и есть консерватории. Приходится ли это учитывать в работе с публикой?
— Вы знаете, не нужно иметь три высших образования, чтобы пойти в филармонию и послушать симфонию Чайковского. Главное — желание слушать музыку. Тюменцы, возможно, действуют по принципу «нравится — не нравится», но они находят своих артистов и отдают им свои сердца.
Тюменская публика с трепетом, с большим вниманием относится к тому, что ей предлагают. Для меня это высокая степень ответственности. Когда публика доверяет своему любимому артисту, то она с такой же степенью доверия относится к репертуару, который он выносит на сцену, — и вот вы уже идете рука об руку по совместному творческому пути.
Я считаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что у нас есть взаимная, как мне кажется, симпатия с тюменской публикой. Завоевать доверие сложно и еще сложнее его удержать. Поэтому я стараюсь аккуратно вести слушателя и показывать то, что интересно мне.
— На вашем концерте с Emotion Orchestra — очень теплая атмосфера, необычные аранжировки Вивальди в стиле танго. Как часто вы с ними выступаете?
— Сейчас мы выступаем достаточно редко, не могу даже сейчас сказать в точности, сколько концертов в месяц, это меняется от раза к разу. Но у меня концерты Emotion Orchestra связаны с большим творческим удовольствием.
Мы уже много лет играем в нынешнем составе, а это значит, что я не прогадал в выборе музыкантов для своего коллектива. У каждого из моих ребят своя сольная карьера. Сергея Поспелова называют русским Паганини, он очень занятой музыкант. Я ему иногда звоню и оказывается, что у него на три-четыре месяца концерты расписаны: «Юрий, извини, занят, никак не вырвусь».
О выступлениях коллектива можно готовить бесконечно долго. Лучше хотя бы один раз услышать, что и предлагаем вам сделать прямо сейчас
У нашего гитариста Алексея Корбанова — свой коллектив, который играет фламенко. Он пишет много музыки, а последнее время серьезно увлекся изготовлением гитар. Находит какие-то редкие, выдержанные куски дерева. Однажды пришел на репетицию и говорит: «Ты знаешь, разбирают старинный дом, я договорился, что сваи и балки пойдут на заготовки для инструментов». Услышав впервые гитару его работы, я был поражен.
Для меня выступления с этим коллективом — большая отдушина. Я в шутку говорю, что с оркестром играю музыку чужими руками, а с квартетом мне очень приятно делать звук своими собственными.
К середине 2025 года у нас готовится новый диск на одном из лейблов международного уровня. По аналогии с «Временами года», которые вы слышали на концерте, мы сделали переаранжировку и переосмыслили цикл Мусоргского «Картинки с выставки». Для каждой пьесы — свой стиль: «Два еврея, богатый и бедный» мы играем в стиле клезмер, «Бабу-ягу» в стиле рок-н-ролл, у нас даже бразильская маракату есть.
— На концерте ваш баян так нарядно поблескивал. Это какой-то особенный инструмент?
— С этим баяном мы с моих 14 лет. У меня есть и другие инструменты, но его я считаю основным. Мы растем вместе, я понимаю, что звук моего инструмента — это тембр конкретного, именно этого баяна. Конечно, он требует пристального внимания, ремонта. Целая армия мастеров его поддерживает, но, думаю, эти вложения себя оправдывают.
Мысленно перенесемся ненадолго в советское прошлое. Маленького талантливого Юру ждет великое творческое будущее, но он еще об этом не знает
— У вас в видеоблоге я видела мастер-классы по исполнению на баяне. Вам было важно передать свою интерпретацию людям, которые на вашем любимом инструменте начинают играть?
— Мой первый мастер-класс состоялся в 14 лет. Сначала я не был уверен, что могу кого-то чему-то научить, но мне настойчиво предложили провести занятие. И я тогда понял, что, объясняя, как ты это делаешь, сам начинаешь совершенно по-другому играть, развиваться.
Записывая эти уроки на видео, помогая людям достичь определенной цели, делясь какими-то секретами, я хотел в том числе подвести итог работы с определенным репертуаром. Чтобы затем идти дальше.
— Баян, потом скрипка. А оркестр, стало быть, ваш самый новый инструмент?
— Есть еще бандонеон, любовь к нему появилась примерно в одно время с оркестром. Но да, я думаю, что симфонический оркестр — это последний заинтересовавший меня инструмент. Настолько многогранный, что интереса хватит до конца жизни.
Мои первые заграничные гастроли были в 10 лет — тогда еще из Донбасса мы уехали в Германию и Чехию. Немецкая пресса меня называла маленьким Моцартом — в одном концерте я играл сначала на скрипке, а потом на баяне.
![Оркестр маэстро тоже относит к категории музыкальных инструментов, называя его самым многогранным из них | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/81/a9/3e/81a93e7dd93185883845042b3a475ca8/656x438_1:5713_99369bd7f8faf7427e950a1b77fbc625@3000x2000_0xNGVm08Ac_2625827368201318584.jpg.webp)
Оркестр маэстро тоже относит к категории музыкальных инструментов, называя его самым многогранным из них
В Финляндии был совершенно комический случай. Мне тогда было 11, я играл сольный концерт: 40 минут первого отделения на скрипке, потом небольшой перерыв и второе отделение на баяне. И вдруг путь к гримерке мне преграждают двое: «Где он?» — «Кто?» — «Твой брат-близнец!» Пришлось объяснять, что я один — и на скрипке, и на баяне.
И у меня не было переходного возраста, потому что я был на гастролях постоянно. Я в 14 лет, как уехал с сольными концертами, так почти в 16 только вернулся. Германия, Болгария, всю Литву объездил, в Латвии, в Эстонии был.
— В вашем видеоблоге много интересных материалов времен пандемии. Не скучаете по периоду, когда активно вели канал, брали интервью?
— Очень был интересный период: я тогда сильно вырос в своем понимании музыкальной профессии. Мы с ребятами годами не могли созвониться, встретиться, выйти на сцену вместе, а тут вдруг сидишь и полтора часа разговариваешь с людьми, у которых замечательный профессиональный рост, и это страшно интересно.
Еще я очень много занимался, концертов в пандемию ведь почти не было. Понял, что онлайн-концерты мне малоинтересны, потому что артисту всегда нужен контакт с публикой. Энергетика, которая идет со сцены, должна возвращаться хоть в какой-то степени, нельзя совсем «в песок играть».
![Самое ценное для профессионального музыканта — возможность иметь контакт со зрителем. Видеть восторг и блеск в его глазах. Слышать шум нескончаемых аплодисментов | Источник: Public195416184 / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/54/82/dc/5482dc335356fd32b24eef8c0c03f036/656x438_1_935708fbbcf755fb0cb3c8b09bdd9d2a@2560x1707_0x0Nb0jCLl_8703405384741320090.jpg.webp)
Самое ценное для профессионального музыканта — возможность иметь контакт со зрителем. Видеть восторг и блеск в его глазах. Слышать шум нескончаемых аплодисментов
Знаменитые пианисты на заре звукозаписи приглашали людей в студию: им было важно играть для кого-то. И мне тоже очень нужно, чтобы люди были в зале, я не могу просто в микрофоны играть. Хотя да, большая часть моей работы — это записи. Например, для кино. В феврале выходит фильм «Пророк. История Александра Пушкина» (6+), для которого я записал музыку.
В целом мне важна обратная связь от слушателей. Я не скучаю по тем временам. Они принесли хороший рост, период прошел, живем дальше.
— У вас активные страницы в соцсетях, кто их ведет?
— Я сам веду. Мне интересны люди, их мнение, общение. Есть понятие tone of voice, интонации, которую копирайтер не может воспроизвести. Да и зачем? Если текст будет писать кто-то другой, люди, которые придут на концерт, предварительно читая мои посты, увидят, что этот человек разговаривает по-другому, по-другому мыслит, это другой человек. Значит, соцсети обманывают людей? Нет. Пусть я это делаю не так профессионально, как эсэмэмщики, но это все мои настоящие интересы. То, чем я хочу с людьми делиться.
![Быть настоящим и честным — такой подход в онлайн-общении с поклонниками своего творчества выбрал Юрий Медяник | Источник: Public195416184 / Vk.com](https://n1s1.hsmedia.ru/98/b0/6a/98b06adeb28711578d0d92f71cdda693/656x492_1_fe9ad38d98efd8c5c3a6d83b9d86dd74@2560x1920_0xSjTv1EVf_8399794130363074268.jpg.webp)
Быть настоящим и честным — такой подход в онлайн-общении с поклонниками своего творчества выбрал Юрий Медяник
— Чего вы бы хотели достичь как дирижер, о чём мечтаете?
— Мечты дирижера, как правило, находятся в двух плоскостях — выступить на какой-то легендарной сцене либо посотрудничать с легендарным оркестром или солистом.
— Может быть, еще исполнить определенный музыкальный материал?
— Когда вы находите оркестр, который может передать ваш внутренний мир, тогда вы, собственно, и играете то, что хотите. Это другая история — собственный оркестр.
Знаете, есть три типа дирижеров. Дирижеры-гастролеры чувствуют себя комфортно, когда они приезжают в коллективы на четыре дня. Поговорил на публику — аплодисменты, всё прекрасно. Завтра он уже с другим коллективом. Некоторые дирижеры проводят так всю жизнь, у них нет своего постоянного коллектива. Может быть, он им и не нужен.
Работать с собственным оркестром — огромная работа. Ты должен выстраивать стратегию, должен понять, какие есть проблемы у коллектива, в котором может быть до 120 человек. Ты должен понять, как их вести и куда, какой репертуар дать, чтобы коллектив рос и развивался.
![Что будет дальше — никто не знает наверняка. Но на сотрудничество с ТФО у его главного дирижера — большие и очень амбициозные планы | Источник: 72.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/ce/2f/c2ce2f3f40ec13ac5963e20f7af2a142/656x438_1:5713_2029475142672c935c84453f78fd9bd8@3000x2000_0xBZ5kVEBS_5769441543573650401.jpg.webp)
Что будет дальше — никто не знает наверняка. Но на сотрудничество с ТФО у его главного дирижера — большие и очень амбициозные планы
Третий тип дирижеров заточен на записи. Для них важно, чтобы играли вовремя, четко, быстро, без фальшивых нот и так далее. Я не третий тип дирижера. Совсем. И не первый, хотя гастроли есть, и гастрольные дирижеры — это очень хорошо. Мне интересно работать вместе, вести коллектив, расти, взаимодополнять друг друга. Я люблю работать вдолгую.
— У вас есть понимание, как долго вы будете вести и развивать тюменский оркестр? Предположу, что вы здесь не навсегда?
— Если задумываться о развитии коллектива, то «навсегда» — это плохо. Если говорить о стратегическом развитии, то да, планы есть. На несколько лет планы есть точно.
Другое дело, что большой симфонический оркестр — это в хорошем смысле слова тяжеловес. Не будем скромничать — локомотив культуры тюменского региона, и на его работу и планы влияют очень многие обстоятельства, включая геополитические.
В общем, есть стратегические планы, есть факторы, которые могут внести изменения. Мы должны учитывать и то и другое.
О культурной жизни в Тюмени и области мы рассказываем в специальном разделе на нашем сайте. Вот несколько недавних публикаций, которые могут быть вам интересны: