Середина XIX века. Здание театра в Выксе, купца Ивана Шепелева, одно из лучших в России в то время — газовое освещение, чего не было даже в столице. Там, в один из концертных дней, мимо уборной проходит молодой человек. Вдруг из уборной раздается буквально-таки молящий голос:
— Николай Яковлевич, разрешите хоть одну рюмочку, хоть одну. Буду работать, ей-богу, работать, — этот голос принадлежал Абраму, музыканту-алкоголику.
В тот день давали очередной музыкальный спектакль, и в поддержу басовых инструментов должен был выступать хор. Абрам, старый пьяница, входил в число тех, кто выступал на сцене. Поскольку он любил заложить за воротник, руководитель хора и оркестра выксинского театра Николай Афанасьев приказал запереть его в уборной и выпустить только к выступлению, когда он должен появиться перед благодарными зрителями.
Зал полон. Ближе к концу постановки появляется хор, но Абрама там нет. Зрители ничего не заметили, а Афанасьеву пришлось выяснять, что же случилось с артистом вверенного ему театра. Оказывается, Абрам смог выскочить из уборной через окно и отправился в полном рыцарском обмундировании, со шлемом, мечом в ближайший деревенский кабак. А там встретились знакомые, заинтересовались его костюмом. Вместо рюмочки в теле Абрама оказался полуштоф (примерно 0,6–0,7 литра. — Прим. ред.) водки. Естественно, когда он вспомнил о своих рыцарских обязанностях, то дойти до театра уже не смог и свалился в ближайшую к кабаку яму.
Знаменитым талантливый актер Абрам так и не стал. А Николай Яковлевич Афанасьев сделал блестящую карьеру. Его даже стали величать «русским Паганини». Рассказываем об уроженце Тобольска, потомке владимирского князя Ивана Долгорукого.
Дела семейные
Еще до появления на свет Николая Яковлевича семейные дела у Долгоруких были особенными и интересными. Отец музыканта, Яков, — внебрачный сын князя, но учился и воспитывался наравне со всеми. Смерть его родителя была неожиданной для всех, насчет Якова у него не было никаких распоряжений. Тогда мать (бабушка будущего знаменитого музыканта) забрала сына к себе. Но счастье длилось недолго — новый ухажер женщины, покусившись на внушительное наследство, уговорил отправить ее сына в Тобольск.
А дальше, словно в детективах, этот мужчина перехватывал все сообщения и подарки, которые посылались Яковом из сибирского города. Женщине же он говорил, что сын непонятно где пропал. Сквозь боль, слезы и отчаяние дама смирилась с этим. А Яков, не получая ничего от матери, решил начать самостоятельную жизнь и стал преподавателем в Тобольске. На одном из занятий он встретил ту самую, с которой и захотел прожить жизнь. Но и тут очередная драма — девушка принадлежала к дому миллионера-купца Безносова. Профессию учителя в те времена не уважали, а музыкантов и вовсе считали отродьем дьявола, и о благословении от родителей не могло быть и речи.
Сам Николай Яковлевич указывает, что родился 24 декабря. Но историки пришли к выводу, что ребенок родился в семье учителя и музыканта 31 декабря 1820 года (по старому стилю. — Прим. ред.). К этому времени он был уже вторым ребенком.
Надолго в Тобольске семья не задержалась. По воспоминаниям Афанасьева, «в этом городе слишком мало ресурсов для лиц сколько-нибудь интеллигентных». И вся семья поехала в Москву, но через Владимир. Там маленький Коля Афанасьев впервые увидел свою бабушку, к тому времени уже овдовевшую и старую. Узнав, что ее сын жив, а бывший муж просто воспользовался ситуацией, женщина сильно переживала — упала в обморок, и ее пришлось откачивать.
Переезды
В Москве отец поступает на службу в театр. Уже тогда он был талантливым скрипачом — это свойство потом передается по наследству сыну. Но город уже не нравится главе семейства, да и поступило выгодное предложение из Перми. Тогда, по воспоминаниям Николая Яковлевича, это был довольно унылый город. «Две дороги — одна выходит в лес, другая в поле». Так он его описывал.
Заниматься в Перми особенно было нечем. Посещал будущий композитор разные вечера, где люди постарше играли в карты. Однажды он случайно оказался рядом с человеком, который получил в азартной игре крупную сумму денег. Мужчина посчитал, что именно молодой парень принес ему удачу, и все за столом стали скидывать купюры в карман молодого человека. Набралось 600 рублей. И тут случилось непредвиденное. Уже дома Николай Яковлевич пересчитывал деньги, как кто-то стал ломиться в окно с целью ограбить. Спасла молодого Николая мать, услышавшая шум. Незнакомец поспешил скрыться.
Поскольку учился Николай еще не много, то от нечего делать он слонялся по городским улицам, наблюдая за нищими и ворами, или читал. В детстве он чуть не встал на монашеский путь — довольно много времени провел с книгами о жизни святых. И под этим влиянием он всё, что ему дарили, отдавал нищим, не оставляя себе ни копейки.
Дальше, вместе с отцом, Николай жил в Кунгуре, Камышлове и Ирбите, но с этими городами его не связывает ничего. Шло время, Николаю необходимо было образование, а в столице Урала со школами было туго, не было ни одной гимназии. Поэтому отец воспользовался старыми связями и отправил его в Москву — к брату, князю Павлу Долгорукому. И это помогает юному Николаю серьезно заинтересоваться музыкой — вместе с князем он начинает играть на фортепьяно.
Первая слава пришла к Николаю в 15 лет. Произошло это случайно. В Москву приехали два малолетних скрипача по фамилии Эйгорн. Концерты детей имели огромный успех. Отец Николая, послушав выступление, сказал, что его сын может и не хуже. Затея удалась — Афанасьев выступил отлично, и постепенно у него появляются клиенты. У них он музицировал, помогал певицам и другим артистам и самостоятельно давал концерты.
И в 1838 году Афанасьеву предложили стать первой скрипкой в Императорской опере в Москве. Порядки там были странные — большинство музыкантов откровенно забивали на свою работу, а в антрактах оперы могли и подраться между собой. Директором был писатель Михаил Загоскин, который ничего не понимал в музыке.
Театр в Выксе
Через князя Льва Голицына музыкант знакомится с владельцем нескольких металлургических заводов Иваном Шепелевым. Помимо того, что Афанасьеву предложили руководящую должность в театре промышленного магната в Выксе, еще и жалование повысили. В Москве Николай Яковлевич получал 800 рублей, а в провинции его оклад составлял 3500 рублей. Естественно, музыкант согласился руководить целым хором и оркестром, да еще и с шикарными условиями. Выксинский театр был уменьшенной копией Мариинского в Питере, но освещался газом, а не масляными лампами. Да и владелец не скупился на сценическое оборудование, поэтому со временем можно было делать различные спецэффекты. А дополняли всё это хорошие приглашенные артисты из Москвы и самой столицы — Санкт-Петербурга.
Владелец театра был очень богатым человеком. В его библиотеке были собраны мировые шедевры культуры. Афанасьев так виртуозно играл перед купцом и быстро стал «домашним», что мог пользоваться библиотекой. Там он познакомился с трудами Шекспира, Диккенса и Байрона, которые тогда еще не были ему известны.
Афанасьев и Шепелев стали достаточно дружны. Большую часть времени Николай Яковлевич должен был посвящать общению с крупным предпринимателем того времени. Завтрак — обязательно. После обеда — поиграть в бильярд или пострелять в тире.
Часто в лесу, который формально принадлежал Шепелеву, устраивалась охота. Во время одной из них мир чуть не лишился великого музыканта Афанасьева. Николай Яковлевич сильно увлекся и не заметил, как заблудился. Солнце ушло, появились звезды — именно они и стали ориентиром. Собака понуро шла за своим хозяином. Долгий путь — и о, чудо! Появились стога сена, в которых можно было переночевать. Вдруг в ночной темноте он увидел огоньки, и раздался собачий лай. Афанасьеву показалось, что Шепелев послал его разыскивать, но увы — лай перерос в волчий вой. Подняв большую хворостину, охотник распугал хищников. И отправился дальше искать деревню.
На подходе к жилым домам вид у Афанасьева был очень странный, он был похож скорее на какого-то пьяницу, нежели на почтенного музыканта. По дороге он несколько раз падал в лужи, измарался. В два часа ночи он постучался в первую избу, но оттуда его прогнали, обещали убить. В другой проявили милость, он успел объяснить, что просто заблудился. Мужик из деревни запряг лошадей и отправил Афанасьева до Выксы. Там он оказался к семи утра.
Постепенно дела у Шепелева начали идти хуже. Он стал интересоваться различными потусторонними вещами. Отразилась эта атмосфера и на Афанасьеве. Впечатлительный музыкант писал оперу «Фауст», и в его голове сидели ведьмы, гномы и прочая чертовщина. Повсюду Николай Яковлевич видел то отдельные женские фигуры, то они приходили к нему целыми шабашами. Помог доктор, который призвал поменять образ жизни. Афанасьев решается на это и покидает Выксу. Он отправляется с гастролями по другим городам.
Неизвестная известность
Российская империя уже в то время была огромной по территории. Афанасьев посетил все крупнейшие города, бывал на Кавказе, в Крыму, в Малороссии. И везде его принимали благодарно, знали и ходили как на скрипача-виртуоза.
После путешествия с концертами Афанасьев решает осесть в столице — Санкт-Петербурге. Позвали его в Итальянскую оперу и тоже на высокую должность руководителя оркестра. Чуть позже его приглашают в Смольный институт, где он преподавал игру на фортепьяно. В 1857 году он принимает решение повторить свой гастрольный артистический тур и отправляется в Европу — в Германии, Франции, Англии, Швейцарии и Италии его хорошо принимают. Именно тогда он и заработал себе репутацию «русского Паганини».
Вернувшись на родину, Афанасьев занимается сочинением музыки, при этом отказавшись от должности в оркестре. В 1860 году он пишет струнный квартет «Волга», который удостаивается первой премии Русского музыкального общества. А вот оперы, вышедшие из-под пера Афанасьева, успехом не пользуются. Одну — «Аммалат-бек» — поставили на сцене Мариинского театра. Но произведение не прижилось. Позже ее сняли с репертуара. Остальные даже и не ставили — они так и остались только на бумаге.
Но современники оценили другие труды Афанасьева, особенно детские. Успешными были фортепианные сборники детских пьес — «Детский мир» и «Альбом», а также «Школа для фортепиано».
За два года до смерти Афанасьев был избран в почетные члены Русского музыкального общества. Умер музыкант в 1898 году в Санкт-Петербурге, где трудился последние годы. Похоронили великого тоболяка на Волковском кладбище, рядом с женой.
Про кого еще стоит почитать?
Мы рассказывали вам историю рожденной в Тюмени Тамары Тумановой, которая завоевала главные сцены Европы и Америки, покорила Голливуд. Ее называли «черной жемчужиной русского балета», ею восхищались Марк Шагал, Игорь Стравинский, Жан Кокто и сам Альфред Хичкок. Также читайте о другом не менее известном человеке. Он подарил Советскому Союзу вино аристократов, превратив его в доступный для простого человека напиток. Этот известный шампанист по имени Антон Фролов-Багреев разработал специальную технологию и буквально стал прародителем известного всем «Советского шампанского». Но мало кто знает, что этот человек родился в Тобольске и своей карьерой во многом обязан другому известному земляку.
Его песни пели Элвис Пресли, Лайза Минелли, Джуди Гарланд. Сейчас их можно услышать в исполнении Леди Гаги, Бейонсе, Селин Дион. Этот человек, рожденный в Тюменской области, стал автором известного всем американцам неофициального гимна страны — «Боже, благослови Америку». Песня стала своего рода молитвой и символом надежды в период Второй мировой войны. Написал ее известный в ХХ веке композитор еврейского происхождения Ирвинг Берлин, чья семья бежала от гонений на свой народ в Америку. В этом материале подробнее рассказываем об Ирвинге Берлине.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.