— Я почувствовала удар в спину. Повернулась и спросила: «Ты что, офигел? Тебе что надо?» Человек молчал, продолжал меня дальше бить. Я не чувствовала, что мне наносят удары ножом.
Так жительница Ялуторовска вспоминает события летнего вечера 2016 года. Тогда она попала не домой, а в больницу — по пути на неё напали и несколько раз ударили ножом. Спустя полтора дня оперативники задержали подозреваемого — гражданина Казахстана Станислава Корнилова, живущего в общежитии рядом с местом нападения. Мужчина дал признательные показания, как он сам утверждает, под давлением и впоследствии был осужден.
Заключенный рассказывает, что нападение не совершал и осужден незаконно. По его словам, ни одна экспертиза не подтвердила его причастность к преступлению, а данные биллинга и вовсе говорят о том, что в момент нападения он был в другом месте.
Рассказываем, как человек, отбывающий девятилетний срок, пытается добиться пересмотра дела.
Редакция сайта не смогла связаться с пострадавшей и другими участниками истории. По их контактным телефонам никто не отвечал. Для полноты отображения истории мы воспользовались материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания, приговором.
Нападение
Мария (имя изменено. — Прим. авт.) в тот день — 18 июня 2016 года — встречалась с подругой. Девушки выпили, посидели на автобусной остановке, а после полуночи пошли в сторону дома — по улице Свободы. Марии позвонили, и Марина, её подруга, ушла немного вперед, чтобы не подслушивать разговор. Расстояние между девушками было несколько метров.
— Первый удар я почувствовала под правую лопатку. После этого повернулась к нему лицом и сказала: «Ты что, офигел? Что тебе от меня надо?» Я подумала, что он меня перепутал. Он молчал. Все произошло быстро, я даже ничего понять не могла. Было темно, но свет падал от спорткомплекса «Атлант». Я пыталась разглядеть его, видела большие уши, он был коротко стриженный, под одну насадку — не более 2 сантиметров. В темной кофте с капюшоном был. Я поняла, что меня не бьют, так как ощущения были не те, — вспоминала в суде Мария. — Мне кажется, что все 10 ударов мне нанесли где-то за 30 секунд. Предполагаю, что последний удар был в ногу. Я уже сидела, и он увидел, что на мой крик о помощи ко мне начала бежать подруга. Я хватала его за одежду, пыталась схватиться за горло, хотела хоть что-то оторвать, чтобы хоть что-то было. Мне показалось, что я вытянула шнурок из капюшона.
Шнурок от толстовки она и правда вытащила, его потом нашли оперативники на месте преступления — в нескольких метрах от общежития, где жил Корнилов.
Нападавший семь раз ударил девушку в грудную клетку и по одному разу в бедро, плечо и спину.
Марина, подруга пострадавшей, шла спереди и услышала крики Марии. Она увидела, что подругу бьет какой-то мужчина. Девушка побежала, но нападавший решил ретироваться и бросился наутек — за общежитие в сторону гаражей. Девушка попыталась его догнать, но не смогла — ее начала звать окровавленная Мария.
После подруга дотащила Марию до магазина поблизости, там таксист вызвал окровавленной девушке скорую. Медики приехали быстро, как и полиция.
«Она два раза сказала, что это не я»
Пока врачи осматривали Марию и оказывали ей первую помощь еще на месте, полиция уже работала. Сотрудники ДПС увидели одинокого мужчину метрах в 300 от общежития. Это был Станислав Корнилов. Полицейские отвезли его к скорой.
По словам Корнилова, он был трезв, и пострадавшая девушка его не опознала. Сама Мария заявила, что «был похож, но вроде бы не он». Мужчину отпустили, он пошел в сторону своего общежития. Там во дворе его остановили уже оперативники. Они во второй раз подвели его к Марии, которой в скорой ставили капельницу. Она опять ответила то же самое. Все свидетели этого утверждают, что Станислав Корнилов был пьян: «не шатался, не падал, но нёс всякий бред» и «смеялся, говорил: «Девушка, это не я»». А сама Мария описала это так: «Вел себя ехидно. Смотрел на меня, улыбался, говорил: «Девочка, ты чё, ты чё? Это не я»».
После Корнилова отпустили, и он пошел домой. Но спустя полтора дня задержали.
Задержание
Оперативники пришли к Станиславу Корнилову днем 20 июня. Он был дома.
— Я был у умывальника, брился. Услышал, что кто-то стучит в мою комнату, выглянул — там были двое мужчин. Они представились, сказали, что нужно со мной переговорить. Они подождали, пока я закончу, оденусь, и мы поехали в отделение, — рассказал осужденный. — Почему-то они сразу пришли ко мне, хотя у них якобы был поквартирный обход.
Сами полицейские в суде дали объяснения по этому поводу. Когда они пришли в общежитие, то жильцы рассказали им, что накануне по коридору бегал пьяный Станислав Корнилов с ножом. Поднявшись к нему, полицейские увидели, что тот подходит под описание нападавшего, и попросили его проехать для беседы в отделение.
После, по словам Корнилова, все развивалось очень стремительно. Он говорит, что полицейские угрожали физической расправой, шантажировали тем, что сожительнице и детям будет хуже, если он не подпишет бумаги. Физическую силу не применяли. По словам Галины Поповой, на момент задержания она уже несколько месяцев не жила с Корниловым. Сам осужденный это подтвердил.
— Ну я подписал. Не читал, что подписывал. Сейчас не вспомню, что там было.
Оперативники в суде описали все по-другому. Они указали, что сначала Корнилов отрицал свою вину, но потом сознался. Он рассказал полицейским, что в ту ночь — с 18 на 19 июня 2016 года — он выпивал. Корнилов стоял за зданием общежития и увидел двух девушек — одна шла впереди, а другая позади. По словам правоохранителей, Корнилов бросил пакет, догнал одну из девушек, ударил ее ножом и убежал. После его остановили сотрудники ДПС.
— Когда меня брали под стражу, дело расследовали по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Следователь говорил мне: «Подписывай, уйдешь на особый порядок. Получишь года три-четыре, по УДО выйдешь через два. А будешь барахтаться, то сделаешь только хуже». Через какое-то время я отказался от явки, понял, что лучше говорить правду. После дело переквалифицировали и расследовали как покушение на убийство.
«Опознала меня по дыханию»
Станислав Корнилов уверен, что потерпевшая не разглядела нападавшего, а опознать в нем преступника ее убедили полицейские.
— Во время очной ставки потерпевшая вела себя не так, как ожидалось. По ней было видно, что она предупреждена. Адвокат спрашивал ее, по каким признакам она опознала во мне нападавшего. Она ни слова не сказала про очки, хотя у меня плохое зрение, я ношу их постоянно. Зато сказала, что опознала меня по тому, как я дышу, — рассказал Корнилов.
Сама потерпевшая, Мария, в суде вспоминала процесс опознания немного по-другому:
— Я опознала его по тем приметам, которые мне запомнились: это уши, стрижка, рост, дышал так же, как нападавший.
Был ли преступник в очках в момент нападения, девушка вспомнить не могла, сказав лишь, что она не видела этого. Зато ее подруга в суде утверждала, что Мария сразу после нападения описала ей нападавшего и упомянула, что тот был в очках.
«Улик, указывающих на меня, не нашли»
Станислав Корнилов уверен, что улик в деле, которые бы прямо указывали на него, нет. Только шнурок якобы из его толстовки, на котором нашли его ДНК. Мужчина объясняет это тем, что полицейские показывали ему этот шнурок, и он его потрогал.
— Мне предоставлялись ремень, штаны, куртка, несколько шнурков. Данные вещи мне сотрудники предлагали посмотреть, я лично брал их в руки. Тем самым я могу объяснить появление потожировых следов на шнурке, другого объяснения я не вижу. Это было 20 июня 2016 года, после того как я дал явку с повинной. Все вещи были не мои, — вспомнил в суде Корнилов.
Больше никаких следов эксперты не нашли, а исследовали они найденный в районе места преступления нож, срезы с ногтей, одежду Станислава Корнилова. Мужчина указывает и на то, что поведение девушек — Марии и Марины — было очень странным.
— Рядом с общежитием расположено коммунальное предприятие. Там есть камера. На кадрах видно, что сначала проходят две девушки, а через несколько минут, около 23:20, — мужчина, якобы разговаривающий по телефону — у него рука у уха. При этом скорую вызвали для них около часа ночи. Что они делали все это время и где были? — задается вопросом осужденный. — Полиция не установила ни это, ни время совершения преступления, ни оружие, которым порезали девушку. Со временем преступления все очень просто, ведь на пострадавшую напали, когда она разговаривала по телефону, и ее собеседник слышал крики.
Сами девушки в суде поясняли, что просто шли. К слову, в мужчине на видеокадрах продавцы одного из магазинов, где он пытался в тот вечер купить пиво, опознали Корнилова. Мужчина разговаривал по телефону и нес черный пакет. Следствие полагает, что это был Корнилов, но он сам говорит, что это не так. Кроме того, детализация показала, что на мобильный телефон осужденного в период с 23:18 по 00:36 звонков не поступало и не осуществлялось. Данные по интернет-соединениям никто не запрашивал.
— Я в тот вечер гулял — был в центре, за линией. Длительная прогулка была, часа два, может, два с половиной. Был один. Я шел домой со стороны центра, мимо детсада. Думал, сейчас пройду вокруг и по своей улице вернусь к дому. Там меня и остановили сотрудники ДПС, — вспомнил Корнилов в ходе личной беседы с корреспондентом сайта 72.RU.
Согласно приговору Ялуторовского суда, Станислав Корнилов по-разному описывал события того вечера. Изначально говорил, что был зол и решил подавить свою агрессию нападением на одну из девушек, прошедших мимо него. Потом он поменял показания и говорил, что в тот вечер купил пиво, пил дома, а когда пошел прогуляться, то его остановили сотрудники ДПС.
Есть данные и по биллингу его телефона. Тот показывает, что во время нападения он был в другом месте. В 00:36 был совершен звонок, его зафиксировала вышка на трассе Тюмень — Омск. Разговор продлился до 00:53. При этом медиков для изрезанной Марии вызвали уже в 00:55, но сотрудники скорой допускают, что в данных может быть погрешность максимум в две минуты.
В 2019 году правоохранители проверяли эти факты, но пришли к выводу, что нападение Станислав Корнилов совершил после того, как окончил телефонный разговор.
— Осужденный Станислав Корнилов разговаривал по мобильному телефону с 00:36:45 до 00:53:46. Потерпевшая Мария разговаривала по мобильному телефону с 00:50:40 до 00:56:25. При этом собеседник потерпевшей услышал, что она стала разговаривать с другим лицом, потом выронила свой телефон, и секунд через 5–10 закончился разговор, — установили сотрудники Ялуторовского следственного отдела тюменского СКР.
Они сослались на то, что все факты были рассмотрены судом, который пришел к выводу, что нападение было совершено Корниловым после того, как он закончил свой разговор по телефону.
Версия Корнилова
Мужчина подозревает, что оказался на скамье подсудимых из-за соседки по общежитию.
— Вечером 19 июня 2016 года, накануне задержания, я курил на балконе. Там были две девушки, одна из которых предложила мне переехать в другую комнату. Моя была с удобствами — разделена, со стиральной машиной, плитой. Я отказался, сказал, что она может заехать в другую, освободившуюся по соседству. Она ответила, что тогда мы будем разговаривать по-другому. После выяснилось, что у нее супруг работает в полиции, только сейчас уже не вспомню кем. На следующий день меня задержали, — сообщил осужденный.
Сейчас Станислав Корнилов добивается пересмотра уголовного дела. Он даже обращался с прошением о помиловании, но ему отказали — у мужчины уже была судимость за нападение на женщину в Казахстане. Его гражданская супруга Галина Попова пишет жалобы с просьбой обратить внимание на нестыковки в уголовном деле, но пока все без подвижек.