Тюменский бизнесмен и владелец риелторской компании «Этажи» Ильдар Хусаинов урегулировал вопросы с налоговыми органами. По информации корреспондента 72.RU, итоговая сумма дополнительных налоговых доначислений составила порядка одного миллиарда рублей. Сам бизнесмен точную цифру не назвал. Только сказал, что «сумма достаточно большая».
— У нас были долгие диалоги с федеральной налоговой службой в Москве. Теперь вопросов к нам нет. Сумма достаточно большая. Точную цифру комментировать не буду. Могу сказать, что это [итоговая доплата по налогам] справедливо, — рассказал Хусаинов в беседе с корреспондентом 72.RU.
Он считает, что система налогообложения в сфере услуг изначально очень сложная.
— Всегда можно двояко на нее посмотреть. Можно было сказать, что мы всё делаем правильно, а можно — что неправильно. Налоговая имеет свои точки зрения. Мы внутренне понимали, что, как они считают, так и есть правильно, поэтому согласились [с ними], — заметил Хусаинов.
По его словам, им предоставили рассрочку, и компания сейчас выплачивает налоги. Предприниматель добавил, что для этих нужд не брал кредиты. Он уточнил, что рассрочка предоставлена на три года, все обязательства выполняют. Также бизнесмен заверил, что компания прошла процесс обеления: «по-другому сейчас никак».
— Конечно, это [доплата по налогам] влияет всё равно [на деятельность компании]. Но я внутренне считаю, что это правильно. Поэтому согласен и не сильно спорил. Никаких активов мы не выводили. Были уверены, что всё будет справедливо. При этом понимали ситуацию в экономике в стране в целом, поэтому в игры с налогами играть опасно, — добавил предприниматель.
Он добавил, что проводит большую работу, чтобы налогообложение в сфере услуг было более-менее справедливым через диалоги на высоком государственном уровне. Но, признает Хусаинов, каких-то значимых результатов пока нет.
В медийном пространстве история Ильдара Хусаинова с налоговой началась в прошлом году. Сначала в мае он публично заявил о том, что задумался о переводе головного офиса «Этажей» в другой регион. Тогда он аргументировал свои мысли тем, что в Тюменской области последние несколько лет стало сложнее вести бизнес, а многие вопросы можно решить только на федеральном уровне. Собеседники 72.RU выдвигали несколько предположений, почему Хусаинов мог выступить с таким заявлением. Среди них — давление налоговой.
Позже бизнесмен заявил о давлении со стороны налоговых органов. В конце июня он констатировал о решении всех вопросов.
В чем была суть претензий налоговой?
В начале ноября прошлого года Ильдар Хусаинов в интервью редакции 72.RU более подробно объяснял, в чем суть претензий со стороны налоговой.
— Риелторский бизнес довольно сложный. Начиная с того, что у нас риелторы — это индивидуальные предприниматели, и это такой скользкий момент. Я им объясняю, что у нас риелторы не имеют отпусков (это важный индикатор), сами инвестируют (например, в рекламу), у них нет никакого оклада — только доход от сделки. Риелтор сам несет затраты на бензин, рекламу. Ну это явно индивидуальный предприниматель или самозанятый, как минимум.
У налоговой разные взгляды на это, и сейчас ведутся дискуссии. Не секрет, что у нас реализована схема мультифранчайзинга внутри городов, проще говоря, как «Яндекс.Такси». А «Яндекс.Такси» у нас в стране признанная схема, что могут быть партнеры бизнес-единицы, которые ведут бизнес.
Но нам налоговая говорит, что мы одни [едины]. Я им отвечаю, что ну как одни, если деньги им [риелторам] поступают. Понятно, что в некоторой степени это оптимизация процессов для того, чтобы бизнес мог существовать. Потому что альтернатива какая? Иначе нужно со всей выручки платить 20% НДС, а это просто невозможно. Кто не знает, в России в среднем НДС платится с выручки 2,2%, то есть 89% идет зачетом. То есть 2,2% платит в среднем Россия, а хотят, чтобы риелторский бизнес платил 20% с выручки.
У нас маржинальность на уровне 12%, и при таком налоге бизнес просто уйдет в минус. Естественно, что такая налоговая нагрузка приведет к резкому росту стоимости риелторских услуг. Поэтому создали такую схему. Вопрос спорный, и у нас все эти три года идут: предпроверочный анализ, допросы, опросы и всё-всё-всё. Я встречался и с руководством налоговой России, с заместителями. Они говорят, что вот вроде на вас и так можно посмотреть, и так можно посмотреть.
Тогда же он не исключал, что придется брать кредит для уплаты налогов.