Семь лет назад тюменский кондитер Дмитрий Рыков столкнулся с дефицитом хорошей упаковки для своих десертов. То, что было в свободной продаже, не устраивало по качеству, а достойные варианты нужно было заказывать и ждать по несколько месяцев. Выход из ситуации он всё же нашел: открыть собственное производство упаковки для тортиков, пирожных и других сладостей. Первую коробку Дмитрий сделал в октябре 2017 года. Именно эта дата стала днем рождения его компании «Крафт Тюмень». Рассказываем, что было дальше.
Метод проб и ошибок и уроки на YouTube: начало пути
Дмитрий и его жена Елена по образованию кондитеры. В 2016 году они открыли магазин для себя и своих коллег по цеху, назвав его «Арт-я». И стали первыми, кто начал продавать в Тюмени качественные аксессуары для кондитеров по приемлемым ценам. Упаковку для десертов на продажу заказывали из Питера, Москвы, что-то даже привозили из Англии, но быстро поняли: это долго и дорого. Так и пришла идея начать самим производить коробки.
— Изначально мы не знали, какое именно нам нужно оборудование, информации толком не было. Смотрели обзоры на YouTube, читали публикации по теме. В итоге нашли фирму, которая продавала валковый пресс. Их менеджер нас выслушал и сказал: «Ребята, вам нужен другой станок». Оказалось, что для старта нам был необходим тигельный пресс. В 2017 году мы съездили в подмосковный Королёв и купили этот станок ML1040. Месяц мы в нем разбирались: как он работает, с какой стороны к нему подходить. В первый год методом проб и ошибок выпустили первые 3000 коробок, — вспоминает Дмитрий Рыков.
Постепенно число техники на производстве росло. Рос и коллектив: каждого из своих сотрудников Дмитрий обучал самостоятельно. Прежде чем что-то объяснять новичкам, он во всём детально разбирается сам.
— На старте мне было, конечно, очень тяжело. У нас нет профильных курсов: всему учился сам. Ездил на профильные выставки, на производства и просил, чтобы мне всё показали, научили. Некоторые соглашались мне помочь, — говорит глава компании «Крафт Тюмень».
Шаг за шагом: как из листов картона и бумаги создают коробки
Сейчас на упаковочном производстве Дмитрия около 12 единиц техники. Каждый станок — под определенную задачу, повторяющихся нет. Для создания коробок прежде всего нужно закупить сырье — листы плотной бумаги и мелованного картона. Их привозят партиями по 25 000–45 000 листов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Ежемесячно (только представьте!) в цеха попадает около восьми тонн целлюлозы.
— До сих пор у нас остался определенный запас мелованного картона из Чили, где есть нужное оборудование и определенные условия для его создания. Заказываем сырье из Китая, потому что качество российского пока еще не вышло на достаточно хороший уровень. Когда это случится, конечно, буду сотрудничать с нашими отечественными поставщиками, — уверенно говорит Дмитрий Рыков.
Итак, картон и бумага есть. Первым шагом на пути к будущей коробке идет нарезка картона: так получается заготовка. С помощью тигельного пресса мастер делает высечку — так создается форма, появляются идеально ровные линии сгиба. Если это простая самосборная коробка, то этап высечки для нее и первый, и финальный одновременно: 3–5 секунд — и всё готово. Но есть и картонная упаковка, состоящая из большого количества деталей. В этом случае времени на ее создание уходит кратно больше.
— Если это у нас еще не коробка, а только полуфабрикат, дальше идет вклейка, склейка. Дорубаются на станке еще какие-то ложементы и другие запчасти. Некоторые наши коробки состоят из 12 частей: это крышка, донышко, перегородки и так далее. После того как все эти запчасти готовы, начинается их ручная сборка, — объяснил наш Дмитрий.
Ложемент — это специальная подложка в виде вкладыша с углублениями, форма которых полностью повторяет конфигурацию содержимого. Эта деталь нужна для фиксации какой-либо продукции либо заготовки
Золотые оттиски и огромная коробка: необычные просьбы заказчиков
Сложные заказы у компании «Крафт Тюмень», конечно, тоже уже бывали. Например, однажды нужно было сделать 1000 коробок с тиснением и кашировкой.
— У нас два человека делали их четыре дня. Кашировка — это нанесение на картонную основу бархатного покрытия, которое может быть красное, зеленое, синее. Можно при необходимости сделать и покрытие soft touch. Тиснение на основу коробки наносим с помощью позолотного пресса. Под каждый заказа штамп для оттиска изготавливаем индивидуально, используя определенные шрифты. Стоимость одного такого — от 1500 рублей и выше, в зависимости от сложности, — уточнил наш собеседник.
Каждую из уже имеющихся вариаций коробок Дмитрий разрабатывает сам. За основу берет пожелание клиентов, в некоторых случаях — готовые коробки других производителей, дорабатывает и опять же создает свои.
— Иногда мне пишут в мессенджеры сообщения с фото: «Вот мой тортик. Нужна такая коробка, чтобы он туда вместился». И мы делаем. Самым необычным заказом была коробка размером 1,5 на 1,5 метра. Ее собирали уже на месте, у заказчика, потому что пронести ее через дверной проем невозможно. Оказалось, что это был сюрприз для кого-то: коробку склеили, наполнили воздушными шарами и закрыли крышкой. Если говорить о самом крупном заказе, то это было 35 000 пасхальных коробок. Это было в пандемийный, 2020 год, когда многие пекли дома, — продолжил рассказ Дмитрий.
Краш-тесты, мечты и далеко идущие планы
Сейчас видов коробок — больше 150, и постоянно появляются новые. Оказывается, на упаковку для десертов есть своя мода. Если, например, лет 10 назад многие хотели глухие белые коробки, то сейчас хотят с прозрачными крышками или вклеенными окошками.
— Если какие-то коробки становятся немодными, мы их дорабатываем. Сейчас люди хотят какой-то изюминки, индивидуальности, чтобы содержимое коробок было видно со всех сторон. При этом коробки должны быть прочными, чтобы выдерживали транспортировку. Для того чтобы всё было хорошо, образцам новых коробок устраиваем краш-тест. Кидаем их, нарочно роняем и смотрим, как упаковка себя поведет, — признался Дмитрий Рыков.
О своих сокровенных мечтах он предпочитает никому не рассказывать, а вот рабочими планами поделился. В их числе — открытие нового цеха на 1000 квадратных метров: в уже имеющихся уже стало тесно. Грядет расширение штата: тут ждут тех, кто по-настоящему любит работать руками и делает это исключительно хорошо.
— У нас был баннер с надписью «Твори, создавай, вдохновляйся». Это наш негласный девиз, — в конце беседы с нами вспомнил Дмитрий Рыков.
У его любимого дела — большое будущее. В этом у него нет абсолютно никаких сомнений.
Компания «Крафт Тюмень» вошла в шорт-лист Народной премии 72.RU в номинации «Сделано в Тюмени». Если вам нравится эта компания, вы можете помочь ей победить в своей номинации, до 15 апреля отдав за нее свой голос. Кстати, вы можете поддержать и бизнес из других категорий. Подробно рассказали вам об этом в нашем предыдущем материале.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.