Продолжаем нашу рубрику «Бизнес в декрете». Это честные рассказы тюменских мам, которые параллельно с заботой о детях и семье решили запустить свое дело. Пробовали, сталкивались с неудачами, попадали в различные передряги, но всегда оборачивали ситуации в свою пользу.
Недавно мы познакомили вас с Мариной Островской, которая создала школу маникюра с 8 тысячами стартового капитала. Прямо сейчас мы поделимся с вами историей Екатерины Дубровиной. Девушка открывала благотворительный магазин на последних сроках беременности после развода с мужем.
Бизнес в роддоме и работа с младенцем на руках
Бизнесом Екатерина начала заниматься сразу после университета. Тогда девушка открыла фирму по заказу такси бизнес-класса. Просуществовав восемь лет, ее первое предприятие закрылось: одной руководить бизнесом было тяжело. Екатерина говорит, что устала от неженской работы — приходилось часто ездить в командировки, перевозить шины и разбираться в авариях, которые в такси случались нередко.
— Во время учебы в универе я три года работала кассиром, полгода в ГИБДД на оформлении документов, в лизинговой компании. Просто для того, чтобы набраться опыта. Желание открыть свое дело появилось от лентяйства. Ленивый человек — самый лучший работник, потому что он сделает хорошо один раз, чтобы потом не переделывать. Бизнесом я начала заниматься в 22 года. Открывала фирму такси бизнес-класса, это неженское дело, точно. Потом захотелось чего-то девчачьего, — рассказывает Екатерина Дубровина.
Сразу после такси тюменка открыла магазин изделий ручной работы. Потом пришла идея создать еще один проект — благотворительную «Лаффку», где одновременно сочетается и магазин, и социальный центр помощи тем, кто в этом нуждается. В это время Екатерина была беременна.
— У меня бизнес начал развиваться во время беременности. В это время открывала второй магазин. Это произошло где-то за месяц до родов. Папа помогал мне стеллажи собирать. Мы с ним прикручивали полки, а на следующий день я поехала рожать. Даже в роддоме согласовывала баннеры. Десятого числа я родила. Четырнадцатого открыла магазин. Денек отдохнула и сразу поехала на работу. Первые три месяца я работала вместе с ребенком. Дочка спала рядом со мной в машине, в авто люльке. Так — до шести месяцев. Потом появилась няня, — сказала тюменка.
Командировка в Америку и гора джинс
На мысль создать благотворительный магазин Екатерину натолкнул ее друг.
— Он мне передал идею социального магазина и название «Мистер Спасибо», а потом я сделала ребрендинг — так получилась «Лаффка». Конечно, я старалась сама, совершенствовала его концепцию. Прежде чем открыться, полгода посещала благотворительные магазины в Петербурге и в Москве, ездила в Америку по обмену от организации, оказывающей поддержку предпринимателям. Посмотрела разные модели работы. Конечно, за границей помогают больше, у нас немного по-другому, — вспоминает тюменка.
Помимо толчка от друга создать именно благотворительный магазин, Екатерина захотела, потому что в тот момент сама столкнулась с трудностями.
— Когда я открывала магазин, неволею случая сама стала льготной категорией. Я одна воспитываю дочь. Поэтому хорошо понимаю проблемы матерей, как им сложно. Часто одинокие мамы из последних сил одевают ребенка, а на свою одежду им уже не хватает. У них нет ни красивых платьев, ни украшений. В таком магазине как мой они могут подобрать всё. Я очень хотела, чтобы у таких женщин появилась возможность красиво одеваться за небольшие деньги, — рассказывает владелица.
Для старта в деле девушке потребовался миллион. Деньги она накопила.
— Первоначально было вложено около миллиона рублей. Они пошли на аренду помещения, закупку оборудования в магазин, организацию склада, контейнеры для сбора вещей, выплату зарплаты сотрудникам. На данный момент вложения в бизнес составляют около трех миллионов рублей. Создание большой инфраструктуры довольно затратное дело. Ежемесячные затраты у нас составляют около 250 000 рублей. Мы можем открыто говорить о наших финансах — это ведь вызывает только доверие, — делится финансовыми делами тюменка.
Изначально проект запустили в тестовом формате. Екатерине было страшно, что ее идею тюменцы могут не поддержать, что город еще не готов к магазинам с подобной концепцией.
— Первые полгода мы не объявляли об открытии. Сначала смотрели, пойдет ли проект, как люди отнесутся к этому. Тюменцы начинали потихоньку узнавать, что у нас здесь работает прием вещей, так по сарафанному радио и разошлось. Кто-то заходил и просто начинал требовать, чтобы ему бесплатно отдали вещь. К счастью, таких было немного, — объясняет Екатерина.
Первое время после официального открытия Екатерине пришлось самой выполнять большую часть работы.
— Я сортировала мешки, расклеивала объявления, работала на кассе — прошла все стадии. Бизнесмен это вообще тот, кто должен уметь делать абсолютно всё, — говорит она.
Несмотря на десятилетний опыт предпринимательства, трудности все-таки возникли, а нерешенные задачи есть до сих пор.
— Изначально я не знала, что делать с вещами. Даже сейчас приходится думать, куда деть непригодные для использования. К примеру, у нас очень много джинсов, которые нельзя просто продать. Жалко отдавать на переработку, потому что джинса — это практически полностью натуральная ткань. Не знаю до сих пор, что придумать, — поделилась Екатерина Дубровина.
Бизнес на благотворительности: почему непросто продавать бесплатные вещи
Екатерина говорит, что некоторые посетители возмущаются, что магазин продает вещи, которые достались бесплатно — нечестно. Однако на это есть объяснение — прежде чем вещь попадет на вешалку, с ней нужно проделать большую и трудоемкую работу.
— К нам часто заходят и говорят «Ах, вы еще тут вещи продаете!» Всё очень быстро решается, когда объясняем, что мы коммерческая организация. Нам никто не компенсирует ни аренду, ни налоги, ни зарплату. И сразу же все вопросы отпадают. На самом деле, это очень большая работа. Всех, кто сомневается, я приглашаю на сортировку вещей. Все же думают, что нам приносят всю одежду чистенькую и аккуратную. В вещах надо рыться, разбираться, перебирать всё это. До того момента, как вещь попала в магазин, нужно ее привезти, обработать парогенератором, так же обработать магазин озоногенератором.
Прибыль в ее деле — дело второстепенное, признается молодая мама. Тюменке важно помочь нуждающимся.
— Изначально проект не создан, чтобы иметь максимальную прибыль. Моя задача — сделать помощь максимально комфортной для льготных категорий, мы их даже не называем нуждающимися. Хотим, чтобы люди не рылись в куче вещей. Это, если честно, очень унижает. Мы изначально все вещи отсортировываем и выдаем сертификаты. На сумму, указанную в них, люди могут выбрать себе вещи. Они могут повысить свой уровень жизни за счет приобретения хороших вещей, стать модными. На самом деле, вещи, которые покупатели приобрели в нашем магазине, помогают даже в трудоустройстве. Одна наша покупательница рассказывала, что когда улучшила свой внешний вид, ее быстрее взяли на работу, — отмечает Екатерина Дубровина.
«Не быть унылой, ущербной и плакаться». Как избежать послеродовой депрессии?
Екатерина Дубровина говорит, что никогда с послеродовой депрессией не сталкивалась. Она сразу пошла на работу, активная деятельность скучать не давала.
— Мой мозг работал, я совсем не поменяла свой образ жизни. Сейчас я так же развлекаюсь, езжу в командировки. Это очень важно. Депрессия возникает от того, что мамы сидят дома. Самое страшное — это изоляция от общества, когда гуляешь только вокруг дома. Я сразу поняла, что не смогу быть стандартной матерью. Мне нужно было содержать ребенка и себя. Не быть унылой, ущербной и не плакаться. Обычно же родители подстраивают жизнь под ребенка. Важно не допустить этого. Нужно, чтобы ребенок подстраивался под вашу жизнь. Это очень хорошая стратегия, при этом ребенок от этого не страдает, — говорит Екатерина Дубровина.
О каких еще бизнес-мамах мы вам уже рассказывали
Валентина Евдокименко владеет арт-лофтом для проведения праздников, Екатерина Семенова в декрете стала продюсером актрисы драмтеатра, а Юлия Кувшинова открыла театр теней.
Татьяна Абдрузакова открыла в Тюмени частный детсад, Наталья Примакина заработала больше миллиона рублей на пошиве шуб, а Алекса Смирнова зарабатывает на рекламе для всемирно известных брендов. Еще больше историй найдете на нашем сайте по тегу «бизнес в декрете».