В Тюменской области через госзакупки проходят десятки миллиардов рублей. Регион активно развивается: строятся соцобъекты, дороги, развязки. На всем этом компании зарабатывают сотни миллионов рублей. Мы решили выяснить, кому же уходят самые лакомые контракты. Ожидаемо в лидерах оказались дорожники. Но на этом редакция сайта 72.RU не остановилась и проанализировала госзакупки: кто самый любимый подрядчик для властей?
Как мы считали
Для анализа мы пользовались официальным сайтом госзакупок и сервисом «Контур.Фокус». Чтобы определить основных игроков, пришлось скачать базу контрактов за 2020 год; чтобы не потонуть в данных, в выборку взяли только контракты на суммы от 20 миллионов рублей. К сожалению, госсервис не дает возможности смотреть аналитику по исполнителям, только по заказчикам госконтрактов. Поэтому, когда определили крупных игроков, то окончательные суммы подбивали уже с помощью сервиса «Контур.Фокус», который агрегирует данные с госзакупок. Здесь мы взяли данные по всем госконтрактам за 2020 год и получили более точные цифры по каждому из участников рейтинга.
В рейтинге подсчет велся только по закупкам, которые проводились по Федеральному закону № 44. В документе регламентированы все правила проведения процедуры. Этим законом пользуются государственные и муниципальные органы и учреждения. Например, различные министерства, департаменты, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и прочие. Автономные учреждения (те же детсады и школы) и предприятия, где акционером выступает государство, могут проводить госзакупки по ФЗ-223. Но данные по этому закону мы учесть не смогли, поскольку там зачастую не разглашается информация о подрядчиках, не публикуются документация и отчеты об исполнении работ по договорам.
Рейтинг
№ 1. АО «ТОДЭП»
ТОДЭП — одна из крупнейших компаний области в дорожной сфере. У них контракты на строительство, ремонты и содержание дорог в Тюмени и области. По официальным данным на 2019 год, всеми акциями компании владеет региональный департамент имущественных отношений. Возглавляет ТОДЭП с 2012 года Юрий Зинчук, до этого мужчина работал в компании главным инженером.
В 2020 году ТОДЭП заполучил контракты только от тюменских заказчиков на 14,9 миллиарда рублей. Самым крупным уловом в этой категории для общества оказался полуторагодовой договор на 997 миллионов рублей на содержание всех дорог Тюмени. Но больше всего денег ТОДЭП получил от екатеринбургского заказчика — Управления автодорог «Уралуправтодор». Только в прошлом году организации заключили контракты на 11 миллиардов рублей. На эти деньги ТОДЭП займется реконструкцией и ремонтом определенных участков федеральной трассы, находящихся на территории Тюменской области. Примечательно, что компания берется не только за крупные контракты, но и за мелкие: например, нанесение разметки на дорогах в Аромашевском районе за 145 тысяч рублей.
Согласно финансовой отчетности, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году ТОДЭП смог заработать больше, чем в докарантинном 2019 году — 17,3 миллиарда рублей против 14,6 миллиарда рублей. Расходы тоже выросли соответственно: в 2020 году — 16,5 миллиарда рублей, а в 2019 году — 14,1 миллиарда рублей.
№ 2. АО «Мостострой-11»
При подготовке рейтинга мы полагали, что именно «Мостострой-11» возьмет первое место. Но прогадали — компания взяла серебро. Она занимается строительством дорог, мостов, развязок, домов и соцобъектов (школ, детсадов и прочих), она же делала тюменскую набережную. Возглавляет компанию Николай Руссу, ставший в 2019 году депутатом облдумы. Благодаря новому статусу все узнали, сколько зарабатывает руководитель крупной строительной компании. В 2020 году его доход составил 74,6 миллиона рублей, а годом ранее — 81,6 миллиона рублей.
В прошлом году от тюменских заказчиков акционерное общество получило контракты на 7,6 миллиарда рублей. Сюда вошли дорогостоящие проекты по строительству развязки на улице Дружбы (2,7 миллиарда), строительство школы у сквера «Комсомольский» (1 миллиард рублей). В соседних регионах «Мостострой-11» в прошлом году выиграл еще несколько крупных контрактов на 10 миллиардов рублей. Самое масштабное строительство компания развернет в Красноярском крае, где будет строить мост через Енисей (на торгах цену сбили более чем на миллиард рублей). Для «Уралуправтодора» «Мостострой-11» будет делать участок трассы Тюмень — Омск за 1,8 миллиарда рублей.
В 2020 году, согласно финансовой отчетности, доходы «Мостостроя-11» составили 22 миллиарда рублей, а расходы — 21,3 миллиарда рублей. В 2019 году эти показатели были ниже — 19,2 миллиарда и 18,7 миллиарда соответственно.
№ 3. АО «Концерн радиостроения "Вега"»
«Вега» — одна из компаний госкорпорации «Ростех», занимающейся содействием в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. «Вега» в основном ведет деятельность в области авиастроения, но для Тюменской области поставляла медицинское оборудование и сложные модули.
Тюменские заказчики в прошлом году заключили с концерном контрактов на 4,8 миллиарда рублей. На эти деньги тюменское «Управление капитального строительства» закупило у «Веги» аппаратуру для больницы, которая строится в Нижневартовске. Они должны поставить различные медицинские модули и аппаратуру для укомплектования больницы на 1100 коек.
№ 4. АО «ТПАТП № 1»
Всеми акциями общества владеет администрация Тюмени через городской департамент имущественных отношений. У ПАТП № 1 самый большой автобусный парк в области, оно занимается перевозкой пассажиров по 82 городским маршрутам. Чаще всего вы ездите именно в их автобусах.
В конце 2020 года с ТПАТП № 1 заключили несколько контрактов на перевозку пассажиров общественного транспорта. Все они рассчитаны на три года. Общая сумма — 2,6 миллиарда рублей.
Согласно финансовой отчетности, 2020 год был не самым удачным для предприятия. Его доходы упали на 56,6 миллиона рублей — до 2,18 миллиарда рублей, а вот расходы наоборот выросли по сравнению с 2019 годом на 54,7 миллиона рублей — до 2,37 миллиарда рублей.
№ 5. Тоболяки и строители
Пятое место поделили между собой две компании с разницей в сумме госконтрактов всего 6 миллионов рублей.
АО «Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие» за 2020 год получило контрактов на перевозку пассажиров на 1,8 миллиарда рублей. За эти деньги оно до конца 2023 года будет обеспечивать работу общественного транспорта в Тобольске и работать по междугородним направлениям в районе. Возглавляет предприятие местный предприниматель Сергей Кугаевский, депутат Тобольской гордумы.
В открытом доступе пока имеется только налоговая отчетность компании за 2019 год. Доходы организации составили 1 миллиард, а расходы — 982 миллиона.
ООО СЗ «Завод ЖБИ-3» в 2020 году заполучило контрактов на 1,8 миллиарда рублей. Они продают властям квартиры, которые покупаются для нуждающихся, например сирот. Также им удалось заполучить контракты на строительство пяти детсадов в Тюмени, строительство каждого обходится бюджету в 260–295 миллионов рублей.
Прошлый год для компании стал не самым удачным: доходы упали по сравнению с 2019 годом на 416 миллионов — до 2,2 миллиарда рублей. Расходы тоже упали — до 2,1 миллиарда рублей против 2,5 миллиарда рублей в 2019 году. Компанией владеет Владимир Соловьев, раньше он занимал пост директора, но в этом году его на этой должности сменил сын Александр. «Завод ЖБИ-3» строил элитный жилой комплекс на улице Осипенко, застраивал высотками Антипино, а сейчас возводит жилье в микрорайоне Тура.
Материал подготовлен в рамках проекта «Школа районной антикоррупции».