Рубрика «Маленький, но гордый бизнес», которую мы запустили в поддержку тюменских предпринимателей, продолжается. Каждую среду мы делимся с вами историями успехов и провалов владельцев мини- и микропредприятий. Это не глянцевые истории успеха, а откровенные рассказы людей, которые нашли себе занятие по душе и развивают его — несмотря ни на что.
В предыдущих выпусках рубрики вы узнали, возможно ли открыть школу танцев без стартового капитала и что нужно знать об открытии своей фермы по разведению австралийских раков. Сегодня предлагаем вам побывать в гостях, пусть и виртуально, в тюменской детской школе дизайна и программирования. Присоединяйтесь!
Мечта из детства
Мы находимся в коворкинге тюменского Технопарка: здесь базируется тюменский филиал международной школы дизайна и программирования CODDY. Руководит этим IT-проектом Александр Заборский. До этого он был начальником отдела системного администрирования в фонде «Инвестиционное агентство Тюменской области». Но год назад решил запустить свое дело и не прогадал.
— Я сам с детства люблю компьютеры. У меня где-то в 97–98 году появился первый компьютер свой. И уже тогда я начал какие-то эксперименты с ним делать, ломать. Родители поняли, что постоянно заказывать ремонт компьютера — дорого. Наняли репетитора для меня, мы занимались очень усердно с первым моим учителем. Полгода спустя я стал уверенным пользователем ПК, стал сам его ремонтировать, что-то собирать.
Потом, где-то уже в средней школе, у меня был репетитор по программированию. Еще я ходил на дополнительные курсы по IT. И, в общем-то, сам поступил на техническую специальность и развивался в этом направлении. Мне эта тема очень близка. Прошел путь обучения до аспирантуры. Всегда хотелось делиться знаниями, помогать другим преодолевать трудности, и поэтому я всегда мечтал и преподавать, и какую-то пользу нести. Запустить свой бизнес. Это всё превратилось в такую детскую компьютерную школу, — так начал свой рассказ Александр.
Работать он начал еще со студенческих лет: делал сайты, продвигал их, занимался системным администрированием. Продвигался по карьерной лестнице, дорос до руководителя отдела.
— В целом мне моя работа нравилась, но у меня постоянно были какие-то идеи, задумки, которые я не мог реализовать. Потому что, когда ты работаешь где-то (в найме. — Прим. ред.), у тебя есть определенный функционал, который нужно выполнять, и часто ни больше, ни меньше не нужно. А у меня было очень много идей, которые хотелось реализовывать. Не люблю нормированный график, дресс-код, хотя около шести лет проработал в государственной организации. Мне нравится, когда есть свобода, творчество, самовыражение. Позволяю своим подчиненным быть такими, какие они есть. Настоящими, — заверил нас предприниматель.
Команда мечты и стартовый капитал
Когда год назад школа только открылась, Александр почти все рабочие задачи выполнял самостоятельно. Время шло: учеников становилось всё больше и справляться в одиночку стало сложно. Так в команде появился замдиректора Артем, недавно команду пополнила Лиза, которая решает все организационные вопросы.
— Ребята, которые помогают нам с продвижением в Instagram и VK, работают дистанционно, но всё равно считаю их частью нашей команды. Всего в коллективе — около 15 человек, из них 8 — действующие педагоги, — продолжил Александр.
И рассказал, что все они сейчас взаимодействуют друг с другом и учениками в режиме онлайн. Дистанционно.
Школа, к слову, — это столичная франшиза. Начинающему предпринимателю она пришлась по душе. Дальше было оформление документов, внесение платежей, оформление ИП: всё как положено.
— Помощь банка не потребовалась: деньги были собственные, порядка 500 тысяч рублей. За счет этих средств получилось купить методички, технику, арендовать помещение. Налоги в статье расходов, конечно, тоже есть. Всю необходимую технику закупаем сами, самостоятельно планируем бюджет. Если запускаем новый курс — готовимся к этому финансово (это около 35–60 тысяч рублей каждый раз. — Прим. ред.). За год работы школы мы купили 12 ноутбуков, два системных блока, различную небольшую периферию. Сейчас нам хватает на существование своих заработков, — по секрету рассказал Александр Заборский.
Привет, мы переходим в онлайн
Пандемия, карантин ворвались в нашу жизнь внезапно, хотим мы этого или нет. И вряд ли можно отыскать предпринимателя, на котором бы не сказались временные ограничения, которые уже значительно растянулись во времени. И IT-школа Александра не исключение: сейчас из 74 учеников продолжает заниматься примерно половина.
— Вообще онлайн-обучение было у нас изначально, но в единичных случаях: когда дети не могли к нам приехать, потому что неудобно добираться или слишком долго. Иногда таким образом восстанавливали пропущенные занятия. А сейчас проведение занятий в удаленном формате — наша основная задача. Когда мы перешли на онлайн, некоторым формат не понравился и они ушли. Кто-то с начала лета прекратил занятия и уехал отдыхать за город. Ребята по всем понятным причинам сидят дома, а педагоги всё так же проводят уроки по привычному расписанию, — объяснил нам (и вам) Александр.
По его словам, с офлайна на онлайн перейти оказалось просто: всё-таки это бизнес IT-направленности. Пригодились все те инструменты, которые обычно применяются для обучения на занятиях.
— Было не очень приятно, когда начался режим самоизоляции. Мне самому лично было тяжело из дома работать, потому что дома я привык отдыхать. Долго к этому привыкал. И потом произошел скачок — с началом лета. Потому что наша школа — это бизнес сезонный. Летом все люди меняют свои приоритеты: кто-то хочет отдыхать, кто-то что-то еще. Планы меняются. У нас многие ученики захотели отдыхать. Но появились другие, — рассказал предприниматель.
Как оказалось, не все дети и родители умеют самостоятельно настроить компьютер, чтобы заниматься дома. Не все могут самостоятельно скачать какую-то программу и установить ее, провести диагностику микрофона, понять, что у тебя есть веб-камера, что она работает. Не у всех это получается. У кого-то дома всего один компьютер, а родители сейчас работают на удаленке. У кого-то просто недостаточно мощный ПК, который не вывозит нужные программы. Чтобы исправить эту ситуацию, Александр раздал ученикам все имеющиеся в школе ноутбуки. И помог настроить их как надо.
А что потом? Планы на будущее
Фишка школы — обучение созданию игр на различных платформах. Дети придумывает сюжет, выбирают персонажей, которые будут там участвовать. Еще юным программистам нужно продумать эффекты, звук, элементы интерфейса. Решить, какие будут уровни сложности, что будет происходить при определенном наборе очков.
— Это целая большая индустрия, которая становится всё более популярной. Хотим в будущем создать свою лабораторию игр. А сейчас нам очень не хватает общения с детьми, нашими учениками. Потому что тут мы знакомимся, дружим, обмениваемся какими новостями, прикалываемся вместе, что-то обсуждаем. Защита проектов в онлайне — совсем не то, что вживую. Но нужно тоже учиться это делать: уметь передать эмоцию дистанционно, — уверен бизнесмен. — Всем читателям 72.RU я желаю успехов. Не сдавайтесь, находите новые идеи, двигайтесь вперед, находите в себе силы. Верьте, что всё будет хорошо, всё получится!
Всегда ждём от вас фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями. Присылайте их на нашу редакционную почту 72@rugion.ru и в WhatsApp, Viber или Telegram на номер +7 919 922-88-82.