Бизнес Комиссия в банкомате уже не станет сюрпризом

Комиссия в банкомате уже не станет сюрпризом

Новый закон обяжет банки указывать размер комиссии на чеках банкоматов. В минувшую пятницу президент России Дмитрий Медведев подписал поправки к закону, обязывающие банки сообщать пользователям банкоматов о размере комиссионных...

Новый закон обяжет банки указывать размер комиссии на чеках банкоматов. В минувшую пятницу президент России Дмитрий Медведев подписал поправки к закону, обязывающие банки сообщать пользователям банкоматов о размере комиссионных при снятии денег и указывать эту информацию на чеке. По словам банкиров, это не вызовет особых проблем, ведь сегодня большинство кредитных организаций не взимают комиссию с держателей карт других банков за выдачу наличных денежных средств.

Вскоре на экране всех банкоматов будет высвечиваться предупреждающая надпись о размере комиссии, установленной банком – владельцем банкомата в дополнение к вознаграждению, которое получает банк-эмитент карты по договору с ее держателем. Соответствующие изменения были внесены в в статьи 131 и 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», принятый Госдумой 9 июня и одобренный Советом Федерации 23 июня.

На данный момент кредитные организации имеют право взимать комиссию с клиентов сторонних банков за снятие наличных и оплату услуг через собственные банкоматы. До принятия закона банки имели полное право не сообщать о ее размере клиенту заранее. Сейчас банкоматы не всегда предоставляют соответствующую информацию клиентам. При этом размер комиссии может быть достаточно высоким, достигая 6-8%.

Этим фактом в апреле прошлого года комиссиями банкоматов заинтересовалось даже антимонопольное ведомство. «В прошлом году ФАС России проводила проверку и установила, что большинство банков такую комиссию не взимают, что обусловлено правилами платежных систем Visa и MasterCard. Однако есть и исключения. Размер такой комиссии может составлять от 0,3 до 2,5% от суммы снятия. При этом нередко банки соответствующую информацию не предоставляют, что ущемляет права граждан. В связи с этим законопроект предусматривает, что на экранах банкомата должна выводиться предупреждающая надпись о размере такой комиссии, если она взимается, а также по итогам операции – отображаться на чеке банкомата», – рассказала заместитель председателя Комитета Государственной думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева.

В ходе проверки ФАС выяснилось, что из 19-ти крупнейших банков страны 13 финансовых организаций не взимают комиссию за снятие денег держателями карт других банков. В шести финансовых организациях размер комиссии составил от 0,3 до 2,5% от суммы снятия.

Эксперты уверяют, что на сегодняшний день многие кредитные организации не взимают комиссий с держателей карт других банков за выдачу денежных средств.

По словам управляющего Уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпина, с точки зрения держателей карты, наличие информация о размере комиссионных при снятии денег перед проведением операции – это безусловный плюс, доверие к банкам повысится. Хотя большая часть клиентов предпочитает пользоваться банкоматами своего банка или банков, тарификация которых им известна и не содержат «сюрпризов».

«Безусловно, клиент должен знать стоимость той или иной услуги, – говорит заместитель управляющего челябинским филиалом Промсвязьбанка Олег Гриценко. – К сожалению, не у всех банков комиссия находится на приемлемом уровне. При этом банкам придется нести дополнительные расходы на работу IT-служб, стоимость расходных материалов (чек банкомата и т.д.). Тем не менее прозрачность в отношениях с клиентом, думаю, окупит эти расходы».
По мнению специалистов банка «Кольцо Урала», в результате реализации предписаний закона отношения клиента с банком станут более прозрачными. Клиент получит полную информацию о комиссии, а значит, сможет сделать более обоснованный выбор.

С другой стороны, для самих банков, не взимающих дополнительных комиссий к вознаграждению банка-эмитента карты, реализация закона не составит труда.

«Чаще всего комиссия за снятие наличных зависит от банковского продукта и в среднем составляет около 1% от минимальной взимаемой суммы – 90-100 рублей», – говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москомерцбанка Дмитрий Орлов.

Напомним, еще на этапе разработке поправок предполагалось, что банки будут предупреждать граждан обо всех комиссиях, в том числе банка – эмитента карты. Однако реализация такой инициативы заняла бы не один год. Банки были бы вынуждены разрабатывать специальное программное обеспечения для обмена информацией, подходящего к протоколам каждого банка – как обслуживающего банкомат, так и выпустившего карту. В новой редакции закона банк обязан уведомлять пользователей банкоматов только о комиссиях, не предусмотренных договорами между банком-эмитентом и держателем карты.

По мнению экспертов, чтобы перестроить программное обеспечение, потребуется немало усилий, ведь банкам придется внести ряд изменений в логику работы банкомата. Однако однозначно оценить затраты, которые потребуются кредитным организациям на перестановку системы, невозможно. «Все зависит от того, какой именно объем работ предстоит тому или иному банку: надо изменить алгоритм поведения устройства, так называемый банкоматный сценарий. Тут существует полная аналогия с веб-сайтами – ведь чтобы изменить содержимое веб-страницы, не требуется менять «программы» на каждом подключенном к Интернету компьютере. То же самое и с банкоматами, – рассказывает Сергей Кульпин. – Изменение банкоматного сценария уже провели те банки, которые взимают дополнительные комиссии. Сама по себе процедура его изменения – сложная, требующая соответствующих затрат, размер которых зависит от того, какое программное обеспечение используют банки в процессинговых системах. Для одних банков это небольшие затраты, для других – существенные. Средних цифр нет».

По его словам, процесс перепрограммирования системы не займет много времени. Большинство банков не взимает с клиентов других банков комиссии за использование своих банкоматов, поэтому менять им ничего не придется. Те же банки, чьи банкоматы снимают дополнительную комиссию с «чужих» клиентов, находятся в меньшинстве. Поэтому проволочек, скорее всего, не возникнет.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Новогодний спам: придирчивая тюменка — о том, что не так с праздничным оформлением города
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления